top banner

Тимур Бекмамбетов: «После пандемии до половины всего кино будет сниматься в формате screenlife»

Автор: Никита Никитин

25 мая 2020

Режиссер и продюсер − о новых условиях работы, форматах, и собственных проектах

В 2015 году вышел фильм УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ. Молодежный хоррор в непривычном формате screenlife собрал в мировом прокате $63 млн при бюджете в $1 млн и стал одним из главных продюсерских успехов в международной карьере Тимура Бекмамбетова. Пять лет назад необычный фильм ужасов выглядел как жанровый эксперимент – не более. Сегодня, в момент острейшего кризиса в киноиндустрии, первый в истории screenlife-хоррор воспринимается предвестником того нового кино, которое уже расцветает на экранах наших гаджетов еще до завершения пандемии коронавируса. Мы поговорили с Тимуром Бекмамбетовым о том, как он приспособился к новым условиям работы, какие нововведения были применены при производстве военной драмы ФАУ-2. ПОБЕГ ИЗ АДА и какой будет индустрия после глобальной пандемии.

Как вы себя чувствуете после нескольких недель изоляции?

Для себя я не заметил большой разницы между тем, как жил до изоляции, и тем, как живу сейчас. Я и раньше жил в пространстве зумов, скайпов и чатов, просто были разные декорации. Сменялись гостиницы, сменялся контекст, но суть моей деятельности оставалась той же – общение по скайпу, будь то с коллегами или близкими. У меня на днях в семье прошла годовщина свадьбы по онлайн-связи с участием пятидесяти человек, где мы все поднимали тосты и веселились. То есть моя жизнь мало изменилась по сути.

Как прошли ваши «виртуальные» съемки эпизодов фильма ФАУ-2. ПОБЕГ ИЗ АДА?

Это был интересный эксперимент. Возникла хорошая мотивация – придумать что-то новое в обстоятельствах, когда требуется преодолеть новое ограничение. Требовалось найти решение, как продолжить съемки фильма в условиях, когда нельзя собираться вместе. Сам я оказался в Казани, а съемки должны были пройти в Петербурге. Нашими партнерами были компании Microsoft и Gaijin Entertainment. Все вместе мы придумали, как снять сцену воздушного боя в небольшом павильоне в Питере. Наш герой в исполнении Павла Прилучного сидел в макете кабины самолета на фоне хромакея. Пространство вокруг него было заставлено экранами, и он буквально летал, но просто внутри виртуальной игры War Thunder вместе с шестнадцатью другими пилотами из совершенно разных городов. Павел старался выжить в этом виртуальном бою, а я режиссировал сцену так, как если бы я делал это с участием реальных пилотов. Все, что сняли, мы передали на студию компьютерной графики, которая потом на основе полученной анимации воссоздаст уже полноценный кадр фильма в максимальном качестве. Проект нами снят уже на 70 процентов, остальные 30 процентов доснимем потом, они не требуют компьютерных эффектов. У нас уже идет постпродакшн, фильм смонтирован, недостающие фрагменты вставлены либо записанными голосами актеров, либо проиллюстрированы раскадровками и фотоматиками. К сентябрю эти боевые сцены будут готовы, и мы непременно покажем их на контент-форуме «Кино Экспо», который, я надеюсь, состоится. Эти боевые сцены – первое, на что обратит внимание зритель, благодаря чему он заинтересуется картиной.

Можете уже что-то рассказать про будущую рекламную кампанию фильма?

Я думаю, наше сотрудничество с компанией Gaijin на этом коротком эпизоде производства не закончится. Мы обязательно подключим ее на основной стадии промокампании, что позволит нам охватить ее аудиторию. Тем более ради нас они доработали код в игре, чтобы в ней можно было делать круговой оборот на 360 градусов без участия пилота. То есть убрали те ограничения, которые не страшны для игры, но мешают в съемках.

Насколько мы знаем, вы снимаете сразу и вторую версию фильма, в вертикальном формате.

Да, это вторая инновация, которая была применена на проекте. 80 процентов всего контента в мире сегодня потребляется на мобильных телефонах. И мы приняли решение рискнуть и поставить в каком-то смысле телегу впереди лошади, сделав основным именно вертикальный формат. Таким образом, нашу историю посмотрит больше людей. А во-вторых, это соответствует художественной структуре фильма, его основной метафоре. Как известно, есть два формата изображения – landscape (ландшафт) и портрет. И мы как раз рассказываем историю человека, который смог выстоять, то есть остаться вертикальным, историю эдакого Ваньки-встаньки. Для нас вертикальность имеет символическое значение. Мне представляется, что сам по себе вертикальный формат более чем органичен для нашей истории. Такое любопытное сочетание прагматизма и поэзии. Пожалуй, это будет первый исторический фильм, который снимался таким образом. И меня очень будоражит то, каким все получится. Меня привлекает контраст между жанрами, военным фильмом и приключениями, контраст между современным способом съемки на мобильный и историческим антуражем, само столкновение эпох, которое за счет этого происходит. Разумеется, в вертикальном формате проект будет выпущен не как полный метр, а в виде мобильного сериала эпизодами длиной 5–10 минут. И тут важно понимать, что это совершенно другой способ потребления контента. В вертикальном формате зритель может начать смотреть, прерваться, а потом вернуться к просмотру, когда у него появится время. Поэтому важно захватить его мгновенно, чтобы он не переключился на какие-нибудь новости. Требуется удержать зрителя на протяжении этих 5–10 минут и сделать так, чтобы он вернулся к просмотру впоследствии.

Какова будет стратегия выпуска подобного необычного релиза? Сначала полнометражный проект, а потом вертикальная форма, или, например, оба формата выйдут одновременно?

Сейчас мы совершенно не знаем, что будет даже завтра, так что не станем загадывать. Не исключаю, что к моменту, когда кинотеатры вновь откроются, экраны в них будут висеть вертикально. В том же IMAX это будет сделать сравнительно просто, потому что IMAX-экран уже довольно квадратный. Не составит труда выпустить обе версии параллельно, так как разные аудитории смотрят по-разному. И я не удивлюсь, если вертикальный вариант выйдет первым. Мне бы этого очень хотелось. Да, зритель будет знать нашу историю, но ведь он увидит только часть картинки, а для понимания всего контекста ему придется пойти в кино. Вопрос только в том, сможем ли мы через год, к моменту выхода фильма, с помощью такой модели должным образом монетизировать свой контент. Да, сейчас это сложно, но через год я совершенно не исключаю такой возможности. Если хотя бы 10 миллионов человек честно посмотрят наш фильм за 50 рублей, это позволит нам заработать. 10 миллионов просмотров – не такой уж и большой показатель, это привычный уровень просмотров какого-нибудь ролика Миши Галустяна.

Могли бы вы прокомментировать закрытие дистрибуционного направления Bazelevs?

Мы знали, чем все это закончится, так как у нас есть связь с китайскими вирусологами (смеется). Если серьезно, то мы ушли заниматься screenlife-форматом, а это немного другое медиа, и развитие цифровых технологий – то, чем мне стало интересно заниматься. Зарабатывать деньги старым способом, на кинопрокате, уже было не так увлекательно. Мне стало интереснее понять, как будет выглядеть завтрашний день.

Вам удалось придумать и развить самую долгоиграющую российскую франшизу. Возможно ли кому-то другому повторить успех ЕЛОК?

Мы проводили исследование аудитории после каждой части ЕЛОК, и до 70–80 процентов зрителей всегда готовы смотреть продолжение. У нас давно сформирована лояльная аудитория. В массе своей это провинциальная женская публика. Соответственно, после нас часть этой аудитории сможет перехватить кто-то еще. Потенциал огромный и у самого бренда, который мы теперь развиваем онлайн, и у концепции, которую так или иначе использовали уже многие. ЕЛКИ превратились в своеобразный фестиваль новогоднего кино, где вместе были собраны совершенно разные жанры и истории.

Какие новые screenlife-проекты у вас в разработке?

Первое, о чем хотелось бы рассказать, это наш проект-конкурс «Истории карантина», в рамках которого люди присылают нам свои истории о том, что с ними происходит, пока все сидят по домам. Единственное условие, которое мы предъявляем – истории должны быть сняты в формате screenlife. К нам уже приходят десятки, сотни заявок, мы их все просматриваем. Но так как язык screenlife хорошо знаком далеко не всем авторам, то мы совместно с крупнейшими киношколами (не только Москвы, но и мира) организовали специальные образовательные программы. На протяжении последних трех лет я постоянно веду лекции на тему screenlife по всему миру. Я выступал в Колумбийском университете в Нью-Йорке, в Ливерпуле и в Высшей школе экономики в Москве. В общем, мы много времени уделяем образованию, и на сайте Screenlifer.ru есть специальный образовательный раздел, где можно найти все необходимые лекции, в том числе в формате видео. Можно оставить заявку на обучение, и мы с удовольствием всех желающих погрузим в увлекательный процесс создания screenlife-фильмов.

Как вам те фильмы в формате screenlife, которые уже вышли, но при этом произведены не вашей командой?

К сожалению, складывается ощущение, что их создатели не смотрели все те лекции, которые можно найти на нашем сайте. Они совершают те же ошибки, что и мы, когда снимали свой первый фильм УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ. Они связывают актеров по скайпу, записывают их, потом их с горем пополам монтируют и думают, что сняли фильм на screenlife-языке. Это не так. Когда мы снимали наш первый проект, то делали и монтировали все очень вдумчиво, изобретая массу вещей на ходу. Чтобы грамотно снять screenlife-фильм, важно понимать, что через экран ты не просто показываешь физический мир, а что screenlife – это и есть самостоятельный мир. Как мы пишем в мессенджерах, как мы потом стираем эти сообщения и так далее – это и есть жизнь, и это еще предстоит понять молодым screenlife-кинематографистам.

Если не ошибаемся, вы прогнозируете, что до половины нового контента после завершения пандемии составят различные screenlife-проекты. Что в вас вселяет данную уверенность?

Разрешите, я вас спрошу: сколько времени в день вы проводите онлайн?

Понимаю, к чему вы клоните. Ну, допустим, до четверти всего времени.

Уверяю вас, половину точно, а может быть, и больше. Таким образом, половина событий в вашей творческой и личной жизни происходит именно онлайн. Это и есть сама жизнь – то время, которое вы проводите в мессенджерах и на сайтах. Соответственно, при всем эскапизме кино кинематографистам ничего не останется, как начать правильно фиксировать эту самую онлайн-жизнь – как люди серфят, спамят, отписываются друг от друга и так далее. Я был уверен, что на этот переход уйдут годы, но я же не знал, что случится такой глобальный локдаун.

Захотят ли зрители наблюдать в больших объемах за жизнью screenlife-персонажей? С консервативных позиций представляется, что подобного контента не может быть много.

Как вы сегодня, в 2020 году, снимете сцену ограбление банка? Если вы хотите показать, как в здание врываются люди в масках, с автоматами и требуют отдать им деньги, то от девушек в зеленой форме известно го банка в ответ они услышат: «Ребят, вы ошиблись годом, сейчас у нас уже нет денег, приходить надо было десять лет назад». В общем, в привычном нам всем формате сюжет ограбления банка уже перестал существовать. И признания в любви уже тоже происходят по-другому. Мир неотвратимо меняется, а вместе с ним – и кино. Всем нам хочется, чтобы все было как прежде, но по-старому уже не будет никогда. Будущее приближается неотвратимо. И поэтому важно осмыслить то, что именно приближается. Если те, кто рассказывает истории, не сделают этого, не осмыслят надвигающиеся будущее, то оно будет ужасным. Если не показать и не объяснить, что в чатах можно не только быть хейтером, но и признаваться в любви или, например, кого-то спасти, сказав правду, то люди так этого и не узнают. В противном случае Интернет действительно останется помойкой, в которой есть место только безнаказанности, безответственности, ханжеству и прочим порокам. Наша с вами задача – гуманизировать мир, в котором мы живем.

Как в целом, по-вашему, изменится индустрия после пандемии? Что больше никогда не будет прежним?

Мне кажется, то, что мы сейчас переживаем – это граница, за которой индустрию неизбежно ждет что-то новое. Я не знаю, каким станет новое кино, но оно не будет похоже на предшествующее. И процесс производства, и способ просмотра – все это, уверен, очень сильно изменится. Сами по себе эти изменения не связаны с вирусом, он послужил лишь триггером, который подхлестнул давно протекавшие процессы. Новые идеи, новые способы доставки контента и так накапливались, просто теперь все эти обновления сильно ускорятся. Безусловно, я верю, что все ведущие производители кино, включая онлайн-платформы, обратят внимание на screenlife и начнут снимать фильмы в этом формате. У них просто не будет другого выхода. Традиционное голливудское кино не снимешь менее чем за несколько десятков миллионов долларов, и на это требуется минимум несколько месяцев. Screenlife-фильм можно снять всего за несколько сотен тысяч и в заметно более сжатые сроки. Так что после пандемии, когда денег у всех станет заметно меньше, производители просто вынуждены будут снимать screenlife-кино.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее