Екатерина Бордачева: «Кинорынок необходим, чтобы преодолевать инертность отрасли»

Программный директор киноконвента − о дальнейших планах развития

Завершившийся 107-й Российский Кинорынок дал немало пищи для размышлений. О главных итогах мероприятия мы поговорили с его программным директором Екатериной Бордачевой, которая также рассказала о дальнейших планах развития индустриального киноконвента.

Как вы оцениваете прошедший Кинорынок? Довольны ли вы его результатами?

Еще не все стороны я осмыслила хладнокровно. Еще живы эмоции. Из негативных моментов для себя я отметила катастрофическую неорганизованность технических служб дистрибьюторских компаний. К сожалению, контент доставлялся не вовремя и часто не в надлежащем качестве. Я благодарна техническим партнерам, группе компании Incine, благодаря которым нам удалось избежать сбоев и смещения сетки мероприятий. Из объективных причин связываю эту проблему с более ранними сроками проведения Кинорынка. В этом году он начался на неделю раньше из-за договоренностей с площадкой, точнее, из-за дат, которые для нашего мероприятия согласовал арендодатель. Хочу отметить важную сторону, с которой мы постоянно сталкиваемся: часто партнеры вводят новых сотрудников и выпускают их на общение с нашими службами без подготовки, без разъяснения целей и структуры деловых мероприятий для бизнеса. И в прокатных, и в сервисных компаниях довольно часто меняются контактные лица. Нам приходится в прямом смысле обучать сотрудников партнерских организаций и тратить гораздо больше времени. Это не слишком профессиональное отношение. Подобные проблемы существуют у небольших компаний. Количеством участников мы довольны. Все основные партнеры – и покупатели, и продавцы – работали на зимнем форуме. Не только из регионов России, но и из Армении, Азербайджана, Беларуси, Украины, Литвы, Казахстана, Таджикистана, Германии. Большим успехом я считаю состоявшиеся премьеры двух больших картин – ПОЛИЦЕЙСКИЙ С РУБЛЕВКИ. НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ «Капропроката» и Т-34 «Централ Партнершип». Хочется отметить и презентацию фильма БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ – это смелый проект на особенную тему и, по-моему, с серьезным потенциалом. Участники хорошо принимали картину. Также я очень рада, что нам удалось вместить в плотный график презентации одиннадцати независимых компаний, заявивших сильные и интересные проекты. Из нереализованных задач, над которыми мы работаем, – я бы хотела расширить присутствие международных закупщиков российского контента. По большому счету, я мечтаю прирастить к программе два блока – образовательный и курс внешних презентаций.

Как, на ваш взгляд, прошли дискуссии в рамках деловой программы? По какому принципу выбирались темы?

Темы самые насущные, они лежат на поверхности. Несмотря на тенденцию со стороны государства на ограничение независимого зарубежного контента в российском кинопрокате, его остается много, и работа с нишевым аудиовизуальным продуктом требует особенных схем и подходов. При этом на уровне правительства Россия подписывает соглашения о товарообмене со странами БРИКС, в частности, с Индией, но никто до сих пор не знает, как прокатывать кино, к которому у зрителей сформировалось свое стереотипное отношение. Этот порог возможно преодолеть только в дискуссии. Всегда важна и интересна тема способов и решений для управления кинотеатром. Бесконечна тема пиратства в интеллектуальном пространстве. Кинопоказ, ОТТ, цифровые платформы. Мы обсудили способ борьбы, разобрали реальные кейсы, поговорили о механизмах регулирования рынка медиа – внутренних и административных средствах. Участниками дискуссий стали не только кинотеатры, но и отделы контента телеканалов, ОТТ-платформ, медиа. Деловая программа должна быть интересна всем участникам, мы планируем ее развивать на будущих рынках.

На Кинорынке свои проекты представили казахстанские продюсерские компании. По вашим сведениям, как их проекты восприняли российские дистрибьюторы? Достигнуты ли договоренности о прокате? Насколько мне известно, есть продажи, сделки. Было много встреч, часть которых организовал для партнеров Кинорынок, по продажам на digital-ресурсы и приобретениям в пакеты кинопрокатных компаний. Презентация Astana Film Fund и Sunny Production показала потенциал казахстанского кино, точнее, подтвердила высокий уровень проектов – и анимации, и жанрового, и авторского кинематографа. Думаю, мы скоро узнаем о планах проката казахских фильмов из новостей дистрибьюторов.

В этом году Российский Кинорынок стал партнером Almaty Film Festival. Какие задачи вы ставите перед собой в связи с этим?

Основная задача состоит в представлении казахстанского кино на российском рынке, полноценном и адресном. Кроме того, я увидела на Almaty Film Festival серьезный и перспективный международный тренд: копродукция как двигатель продвижения и проката. Много об этом уже говорила и считаю, что в нынешней ситуации совместное производство станет новым шагом для развития российского кино. На моем столе лежат десятки писем и предложений от восточноевропейских киностудий, которые просят оказать содействие в поиске партнеров для производства семейных и детских проектов.

Как вы оцениваете проведение отдельных выездных мероприятий дистрибьюторов в рамках Кинорынка? С учетом того, что это могло негативно сказаться на некоторых экспонентах, технических компаниях, так как продолжительность рынка сократилась на один день, в четверг все уехали в «Октябрь» на День ЦПШ.

Выезды случаются периодически, что связано с задачами компаний-организаторов. На этот раз выезд был вызван техническими особенностями демонстрации фильма Т-34 и еще рядом организационных пожеланий продюсеров картин. Кинорынок как целостное мероприятие, по моему мнению, имиджево теряет очки, если основная площадка остается без одного дня. Раньше у нас были выездные мероприятия, но вечером – и это работало в плюс программе. Однако хочу отметить, что День ЦПШ был хорошо организован, кинотеатры, покупатели остались довольны контентом, презентацией, фильмами, атмосферой. Не совсем гладко прошла деловая программа: участники нашего рынка привыкли к линейной структуре, а четыре параллельные дискуссии, к сожалению, не позволили охватить всех заинтересованных. И объективно многие обратили внимание на довольно тесное пространство. Как раз экспонентам непросто выделить достойную площадь в «Октябре», я имею в виду целостное индустриальное пространство.

Многие участники рынка говорили о том, что с точки зрения логистики конгресс-центр на Арбате – оптимальное место проведения Кинорынка. Что вы думаете об этой площадке?

Да, местоположение – одно из преимуществ этой площадки. Зал вместительный, его геометрия позволяет рационально оформлять фойе с учетом возможностей и требований экспонентов. За счет размещения выходов и дверей легко контролировать трафик, чего не было в Центре международной торговли, например. Хочу отметить минус – неслаженность работы персонала площадки. Нашей команде приходилось в ручном режиме сглаживать углы, по сути, выполнять часть работы сотрудников «книжки». Конференц-центр в целом располагает большими возможностями проведения деловых мероприятий для бизнеса, но нужны немалые дополнительные вложения со стороны организаторов. Нам еще предстоит довести площадку до ожидаемого уровня.

Что бы вы могли сказать тем скептически настроенным кинопоказчикам, которые считают, что Кинорынки теряют свой смысл или предлагают проводить их не три раза в год, а реже? Какие преимущества дает игрокам посещение Кинорынка?

Люблю отвечать на этот вопрос (улыбается). Задают его довольно часто… Начну с того момента, с которым я согласна как менеджер, организующий бизнес-ивенты. Мой внутренний лозунг – «лучше меньше, да лучше». Настроения дистрибьюторов и кинотеатров здесь совпадают. Нам предстоит принять решение в ближайшее время. Но про рынок в целом мой ответ таков: обычно те единицы, которых вы называете скептиками, в диалоге с нами следующим включают режим «Кому нужен этот рынок, все ролики есть в Интернете… А, вот какая программа… Дайте бесплатную аккредитацию… Нет?.. Да кому нужен этот рынок!». И так по кругу. А если серьезно, то давайте будем честными друг с другом. Рынок необходим, чтобы преодолевать инертность отрасли, связанной с территорией и сложной системой прав в отношении ближайшего зарубежья, для общения и поддержания имиджа основных игроков, и в том числе для обкатки промоконтента, который лишь после Кинорынка попадает в Сеть… Меняется состав менеджеров на местах, управляющих компаний, посредников, администрации, всем нужно влиться в процесс – и письмо в Интернет здесь не поможет.

В чем, по-вашему, главные отличия трех проходящих в течение года Кинорынков?

Потребности отрасли в конкретном временнόм поле очевидны. Ноябрь-декабрь – период расстановки сил в «новогодней битве», время завершения росписи декабря и января, самых посещаемых и кассовых недель. С каждым годом на этом рынке мы проводим все больше полноценных показов и премьер, смещаясь в сторону контент-платформы. В прошлом году за пять дней мы показали одиннадцать фильмов разного жанра и потенциала наряду с разрастающейся деловой программой и плотным лайнапом от кинопрокатных компаний, число которых растет. В ноябре-декабре намечается доля каждого игрока на рынке, и, безусловно, это период подведения итогов. Рынок самый посещаемый и, если так можно сказать, праздничный. Продолжая рассуждать о разности рынков, мы отметили два важных аргумента за весенний период, в конце марта и начале апреля. Во-первых, в этот период у мэйджоров в изобилии появляются эксклюзивные материалы летних и осенних релизов от студий. Кроме того, для интеграторов и поставщиков услуг и оборудования апрель – начало контрактного года. Наша площадка идеально вписалась в календарь мировых рынков и выставок, в рамках которых проходят презентации новинок оборудования и решений для кинопоказа. Но в 2019-м мы рассматриваем возможность смещения на третью декаду марта.

Кинопоказчики часто говорят о том, что наиболее важны для них, кроме презентаций дистрибьюторов, показы фильмов полностью – они хотели бы отсматривать максимальное количество проектов. От чего зависит организация показов? Можно ли сделать так, чтобы фильмов было больше?

Как я сказала, в прошлом году мы провели Кинорынок в конце ноября, это дало нам возможность показать одиннадцать фильмов за четыре с половиной дня наряду с презентациями. Это отличный темп. В этом году из-за смещения на неделю раньше нам не удалось показать все намеченные проекты. Решение принимает в результате заказчик, прокатная компания. Я могу лишь предлагать. Как пример: мои мечты, связанные с УДИВИТЕЛЬНЫМ МИРОМ МАРВЕНА и ДВУМЯ КОРОЛЕВАМИ, не сбылись. Вывод: оптимальные сроки увеличивают шансы показов. Это наш ориентир.

Как вы оцениваете изменения дат проведения Кинорынка в течение этого года? Влияет ли это на кинопрокат? Будут ли подобные изменения в следующем году?

Уровень презентаций, оценка в целом партнеров и конкурентов влияют на объемы росписи, качество сеансов. Апрель дал нам возможность собрать максимум эксклюзивных материалов и сделать мощную заявку на летний период блокбастеров, студийной анимации. Экономические и политические изменения, трагедии в торговых центрах сказались на сборах лета и осени. Большинство респондентов связывает спад с качеством проектов у студий.

Известно ли уже, когда и где пройдет следующий Кинорынок? Каковы ваши ожидания на него?

Сейчас я могу сказать, что мы обсуждаем вместе с Ассоциацией дистрибьюторов сроки проведения и периодичность рынков. Предварительно смотрим на конец марта – апрель 2019 года. В начале будущего года заявим точные даты.

Ассоциация владельцев кинотеатров организует свои конференции, дистрибьюторы время от времени проводят презентации собственных пакетов. Воспринимаете ли вы эти мероприятия как своих конкурентов? Заставляет ли конкуренция меняться, искать новые пути развития индустриального слета?

Самостоятельные презентации дистрибьюторов – это объективный фактор. Рынок никогда не сможет подстроиться под часы всех прокатчиков и их релизные планы, такой задачи нет. Есть переломные периоды, общие векторы отрасли, которые мы должны улавливать. Поэтому нормально наблюдать отдельные презентации, связанные с планами продвижения, значимыми проектами. АВК призвана решать насущные проблемы кинопоказчиков, это важно. Ассоциации есть во всем мире, они не отменяют рынки. Площадки открытой конкуренции – это норма. Я не владелец нашей сети «Киногалактика», а только букер, поэтому принимать участие не могу, наблюдаю в СМИ и соцсетях. Ни один вновь созданный форум не собирает ни количественный, ни качественный состав бизнес- аудитории, близкий к нашему! Мы работаем, стараемся соответствовать, преодолеваем проблемы вместе с индустрией.

В связи с развитием новых технологий и изменением поведения потребителей многие игроки рынка говорят о том, что кинопрокат сейчас трансформируется в нечто новое. Разделяете ли вы эту точку зрения? Есть ли какие-то идеи, как будет меняться в связи с этим Кинорынок?

Разделяю. Кинотеатр, оставаясь местом традиционного досуга, меняется внутри. Он наполняется новыми услугами, форматами презентации услуг, сервисами. Они представлены на рынке. Единственное, чему важно уделять внимание – это образовательные программы и расширение состава участников Кинорынка, привлечение международных партнеров, все, на что я ранее уже обращала внимание. Мы давно разрабатываем идею отдельного Дня анимации, в рамках которого проведут встречи и презентации с обсуждениями ведущие анимационные студии страны. В текущем году в прокат вышло на сегодня шесть национальных мультфильмов, не считая альманаха МУЛЬТ В КИНО, в который входят популярные мультсериалы, и авторских сборников. До конца прокатного года нас ждет несколько российских полнометражных анимационных проектов, два из которых – ТРИ БОГАТЫРЯ И НАСЛЕДНИЦА ПРЕСТОЛА и СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: ЗАЗЕРКАЛЬЕ – выйдут в прокат в новогодние каникулы, конкурируя не только с ЩЕЛКУНЧИКОМ, БАМБЛБИ и ГРИНЧЕМ, но и в первую очередь друг с другом. Эти изменения нельзя обойти. На День анимации мы планируем пригласить представителей кинофондов и компаний альтернативного проката из Европы, Канады и других стран. Интерес к нашей площадке был всегда, но условия для представления материалов на уровне требований мы не могли подготовить без участия технических партнеров. Сейчас таких препятствий нет. Мы надеемся реализовать намеченные программы.

Как, на ваш взгляд, в этом году было с детским контентом в кинопрокате? Насколько вам его не хватило и как вы оцениваете перспективы следующего года в части семейных и детских релизов?

С детским кино у нас все очень неплохо, поверьте. Мне так смешно смотреть на круглые столы, в которых принимают участие теоретики, далекие от процесса, изредка – продюсеры, которые получили поддержку на производство, но ничего не сделали для проката и продвижения своих фильмов, и обвиняют весь свет… Пятнадцать лет я посвятила детскому и семейному кино. За текущий год десять картин и игровых, и анимационных представила на мировых фестивалях. Проблема есть только одна – нежелание продюсера двигать проект, ставить его на рельсы. Также есть разобщенность и отсутствие четких связей образования и кинообразования. Закрытость фестивальных движений, нежелание обмениваться опытом, связями. Эти коммуникации реально помогают детскому и семейному кино в Европе. Стоит их развивать. Как член Европейской ассоциации детского кино ECFA (куда входят фестивали, студии, дистрибьюторы) я считаю необходимым представить этот опыт в рамках нашего рынка.

Какие тенденции вы отмечаете в развитии международных Кинорынков, которые могу стать актуальными и для нас?

Все большее внимание справедливо уделяется креативному контенту, поиску новых форматов производства и потребления медиа, связанных с нашей жизнью в Интернете, в киберпространстве. Это неизбежный горизонт.

Приезжают ли на Кинорынок представители кинотеатров, модернизированных по программе Фонда кино? В целом меняется ли со временем состав участников Кинорынка?

Приезжают, мы всегда им помогаем, консультируем и поддерживаем. Наша цель – принимать больше представителей субсидированных кинозалов. Меняется качественный состав, все больше специалистов креативных индустрий посещает рынок: рекламные агентства, ОТТ, программеры фестивалей.


18.12.2018 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Проекты от «ТРИТЭ», Yellow, Black and White, Art Pictures Studio и СТВ

Питчинги Фонда кино 2019: кинокомпании-лидеры. Часть 1

Подробнее
Проекты «Нон-Стоп Продакшн», «Профит», Bazelevs, ТПО «Рок» и «Централ Партнершип»

Питчинги Фонда кино 2019: кинокомпании-лидеры. Часть 2

Подробнее
Для этого будет создана совместная компания − конкурент «Роскино»

Кинопродюсеры и телехолдинги объединятся для продвижения контента за рубежом

Подробнее
В апреле организация проведет прием заявок от кинематографистов

Кинофонд Абрамовича определится с первыми проектами в мае

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100