top banner

Юрий Быков: «Гражданские не могут сопротивляться такому сильному клану, как Министерство внутренних дел»

Автор: Максим Туула

6 июня 2013

Автор «мужского» кино - о другом соотношении силы и правды

 

Дебют Юрия Быкова ЖИТЬ, участвовавший в «Кинотавре» 2010 года, запомнился всем: это было бескомпромиссное, лаконичное, снятое за малые деньги кино о человеке в ситуации тяжелого выбора. МАЙОР выдержан в том же духе: минимализм выразительных средств и максимализм нагнетаемых страстей. Майор полиции, спешащий к рожающей жене, сбивает машиной чужого ребенка – и немедленно увязает в дилемме без единого правильного решения: оставить своего ребенка без отца или ответить за преступление? Глубоко личные муки совести обретают масштаб межвидовой битвы за выживание, одно неправедное насилие немедленно влечет за собой другое – пока не становится ясно, что выхода отсюда нет и не будет.

Вы сейчас приехали из «Базелевса». Обсуждали будущий прокат?

Да, речь шла о количестве копий. Но у меня еще и другой интерес: я пишу много коммерческих сценариев, это такая отдушина и способ заработать денег. Есть шанс сделать с «Базелевсом» исторический фильм. Понятно, что МАЙОР – не коммерческое кино: вот я пришел в кинотеатр, билет стоит 250 рублей – я что, пойду с женой и ребенком на МАЙОРА, где в клочья режут? Хотя раз «Базелевс» взялся прокатывать, значит, увидел потенциал – пусть это и не 10 тысяч копий. МАЙОР действительно близок к жанровому кино, к «пацанскому» триллеру, бандитской истории.

Вы начинали снимать МАЙОРА самостоятельно, но потом опять стали сотрудничать с Алексеем Учителем. Как так вышло?

Осенью 2012-го я заканчивал сериал ИНКАССАТОРЫ для ЦПШ и в тот момент нам во второй раз отказал в поддержке то ли минкульт, то ли Фонд кино. Тогда я предложил своим товарищам, продюсеру Алексею Алексееву и оператору Кириллу Клепалову, придумать производственную схему, по которой мы могли бы начать съемки, чтобы сделать хотя бы что-то вроде длинного пилота: не хотелось терять зимнюю натуру. В стратегической перспективе ресурсы должны были появиться. Мы разработали схему из четырехдневных блоков и длиннокадровую концепцию, которая помогла бы компенсировать отсутствие яркой постановочной картинки за счет внутрикадрового монтажа. С этим предложением я пришел к Учителю, и он выделил небольшую сумму. В итоге получилось полурепортажное изображение, где некоторые куски достигали 8 минут. После первой смены Учитель посмотрел отснятый материал, и ему не понравилось: он счел его слишком статичным, классичным. Мы поехали переснимать, сработались с артистами, остались на свой страх и риск, два-три месяца не отчитывались перед студией – и отсняли практически всю натуру. Поглядев, Учитель, ставший, по-моему, уже мэйджором, решил снимать до конца. Мы сразу выплатили все гонорары артистам, которые до этого согласились поработать хотя бы полфильма бесплатно, как и мы трое. Теперь мы смогли поехать в экспедицию, найти здание, построить павильон РОВД и еще несколько интерьеров. По картинке разница иногда видна. Закончили буквально за месяц, а потом Аркадий Носков почти полгода работал над звуком – мы же снимали натуру, не обращая внимания на звук. Учитель оценил наш первоначальный альтруизм и дал нам некоторую свободу. Но дорабатывал сценарий я с ним – в итоге он все утвердил. Собирать же картину из длинных кусков – это совсем не то, как если монтаж дробный. Меньше возможностей для вариаций: приходится просто выбирать лучшие дубли. И я никогда не снимаю больше, чем нужно, флешбэки не люблю, «символических», «метафорических», «атмосферных» отклонений от сюжета – тоже. В итоге вариантов конечного монтажа в принципе не могло быть много: менять местами эпизоды глупо – действие-то происходит в один день. Даже локации в МАЙОРЕ очень четко рассчитаны по сценарию. Учитель как продюсер попросил убрать только одну сцену в конце, потому что в ней я решил поговорить, пофилософствовать устами одного из персонажей, а это было уже лишним.

Сценарий фильма вырос из дела майора Евсюкова?

Не то что вырос – он был отправной точкой. Я очень быстро принимаю решения, о чем снимать: суммирую происходящее вокруг и думаю о том, что наболело. Мне было интересно, как получилось, что обыкновенный, не очень образованный среднестатистический мужик сначала пытался выяснить отношения с женой, а потом напился и пошел всех перестрелял. Но Евсюков – это больше патология, в фильме мы далеко ушли от него. Это могло случиться и с другим – сильным, сдержанным, воспитанным человеком. Первый вариант сценария был очень мизантропическим, балабановским – об эдаком упыре, но не происходило развития характера, это неинтересно. Мне любопытнее понять, почему именно так произошло, поставить достойного, волевого человека в ситуацию почти чеховскую, показать, как он не может выбраться из самой системы координат. Фильм не про то, что в нашей стране все вурдалаки или, наоборот, святые, а про то, что все объединились в группы по интересам и потихонечку друг друга сживают со свету. Более слабые – люди гражданские – наименее жизнеспособны, они не могут сопротивляться такому сильному и сплоченному клану (или даже братству), как Министерство внутренних дел. У тех в руках оружие – и физическое, и психологическое, они закалены, они знают систему, законы и лазейки.

МАЙОР – какое-то очень «мужское» кино: главные герои – мужчины, интонация жесткая. Согласны?

Да, конечно. Мне проще рассматривать проблему через призму волевого человека, который пытается противостоять обстоятельствам, а не через призму жертвенности, инфантилизма, как, например, у Хомерики. У меня не такая тонкая душевная организация, мне нравится доводить ситуацию до предела. Если я беру сильного героя и показываю, что даже он не может справиться с системой, конфликт становится глубже.

Выходит, фильм, с одной стороны, злободневный, а с другой – говорит о ситуации классического, чеховского выбора.

Вся гуманистическая литература пронизана вопросом простого выбора – между материальным благом (даже не деньгами, а просто возможностью жить, любить своих детей и жену) и совестью или долгом. В российской культуре есть черта доводить все до максимума, до той степени, когда вопрос звучит так: твой ребенок или чужой? По сути, ответ всем ясен. Русская литература пытается говорить о твоем участии в проблеме постороннего человека, но природа устроена по-другому. Человек – это животное? Важнее ли для него ближний круг интересов? Выясняется, что, как правило, да.

Стоит только начать говорить о проблемах нашего менталитета, сразу возникают обвинения в русофобии.

Потому что жива сказка о великом народе, но велик не сам народ, а выходцы из него. Если я лежу на печи, а мой сосед построил Вавилонскую башню, я не становлюсь таким же крутым, как он. Это привычка гордиться тем, что сделал не ты сам, а делает твой трудолюбивый соотечественник. Например, каким образом я отношусь к Пушкину? Да никаким. Я не так талантлив, как он. Может быть, мы и везучий народ, но болтаемся между азиатами и европейцами. Сила, например, кавказцев в том, что они сплочены, европейцев – в том, что развивают индивидуализм, осознание личной гражданской ответственности. А мы не те и не другие. Даже Говорухин как-то сказал, что ему бывает стыдно за свою страну. В России столько драматизма, что даже не нужно особо придумывать историй. Меня беспокоит, что я теряю свою страну, что она распадается и демонтируется на глазах.

МАЙОР

Россия, 2013, 99 мин., 18+

Режиссер и автор сценария Юрий Быков

Оператор Кирилл Клепалов

В ролях: Денис Шведов, Ирина Низина, Илья Исаев, Юрий Быков

Продюсеры Алексей Учитель, Кира Саксаганская

Производство ТПО «РОК», Компания 1.2

Прокат Bazelevs Distribution

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее