top banner

Роланд Эммерих: «Я горд, что у меня появился шанс сделать франшизу, которая может жить долго»

Автор: Николай Корнацкий

20 июня 2016

Голливудский режиссер о «Дне независимости 2» и принципах своей работы

Интервью было впервые опубликовано в журнале «Бюллетень кинопрокатчика» №4–6, апрель–июнь 2016 года.

В прокат выходит фантастический экшн ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, а меж тем еще весной режиссер этой картины Роланд Эммерих приезжал в Москву лично представлять отрывки из будущего блокбастера кинотеатрам и журналистам. И хотя графика на тот момент не везде была готова на сто процентов, масштабы грядущего проекта не могли не впечатлить – по части разрушений режиссеру удалось превзойти даже 2012, свой предыдущий фильм о конце света. Пользуясь случаем, БК расспросил Эммериха о рецепте успеха первой части, переменах в большом кино за последние двадцать лет и о том, почему он впервые в своей карьере решил взяться за сиквел.

Первый фильм имел в свое время сумасшедший успех. Расскажите, почему ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ 2 пришлось ждать так долго?

Вообще, я не большой фанат сиквелов – не то чтобы я категорически против, просто очень редко удается посмотреть реально хороший. В большинстве случаев их делают только по той причине, что первый фильм был успешным. Когда я снял первый ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ, для меня не было никакой надобности немедленно приниматься за вторую часть. У меня были идеи и возможности для множества других проектов. Поворотным моментом стали съемки фильма 2012. Именно тогда я по-настоящему осознал, насколько далеко вперед ушли технологии. Сегодня мы в состоянии сделать реальной на экране совершенно любую среду. Это первое, что заставило меня задуматься о ДНЕ НЕЗАВИСИМОСТИ 2. Точнее, даже так: не я это предложил, а мой специалист по визуальным эффектам (мы с ним работали еще на первом фильме и за него он получил «Оскар»). Он сказал мне: «Теперь пришло время подумать о сиквеле ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ». Я поспрашивал вокруг, и буквально все ответили, что это отличная идея, что можно сделать вот то, можно сделать вот это, тем более скоро круглая дата – тогда пятнадцать, а сегодня уже двадцать лет после выхода первого фильма. Послушав, я начал потихоньку размышлять все больше и больше, новые идеи приходили мне в голову, пока я не укрепился в желании взяться за это. Но одна из принципиальных наших идей – мы не делаем сиквел в буквальном смысле этого слова. Мы как бы продолжаем ту же историю с теми же персонажами.

В этой части не будет Уилла Смита. Как вы с этим справились?

Конечно, поначалу я был несколько разочарован. Потому что, как мне кажется, мы написали для него великолепный сценарий. В то же время я могу его понять. Когда мы обратились к нему с предложением, уже были ЛЮДИ В ЧЕРНОМ 3, снимался ПОСЛЕ НАШЕЙ ЭРЫ – тоже фантастические проекты, где в центре внимания опять же отношения между отцом и сыном. Мне кажется, Уилл просто немного боялся повториться. В общем, это выбило из колеи, но многие мои друзья убедили меня, что в этом ничего страшного нет, что ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ – это нечто большее, чем один актер. Я немного подумал, и ко мне пришла идея ввести в фильм новое поколение – не только сына героя Смита, но и несколько других молодых персонажей. Студии Fox очень понравилось это предложение. И сейчас мы думаем о том, чтобы сделать не один новый фильм, а, может быть, больше. Я воодушевлен, я горд, что у меня появился шанс сделать франшизу, которая может жить долго.

Были ли у вас проблемы с кастингом на роли «молодого поколения»?

Я отнесся к нему крайне серьезно, честно, даже не спал ночами. Это всегда очень важно – найти правильного актера. Я посмотрел множество кандидатов на каждую роль. Нам были важны не только лица, но и попадание в характер – все претенденты, даже Лиам Хемсворт, делали читку сценария и были утверждены, потому что прочли текст лучше всех. Дополнительная сложность была еще в том, что мы проводили кастинг не для одного фильма, а для предполагаемой серии. Поэтому крайне важно было найти подходящих друг другу артистов, чтобы была «химия» между ними. И мне кажется, что получилось хорошо. Попутно я обнаружил приятную для себя вещь: все кандидаты, буквально все, мечтали попасть в этот проект, а это о чем-то да говорит (смеется).

По фрагментам фильма видно, что в сиквеле будет значительная китайская линия. Какие у вас ожидания от китайского рынка?

Это уже давно ни для кого не секрет, что совсем скоро китайский рынок обгонит американский. И китайцы очень открыты для зарубежного кино – например, мне очень приятно, что наш проект 2012 в свое время стал самым кассовым американским фильмом в истории китайского проката. Но просто добавить китайских персонажей в надежде, что они полюбят картину – ну, это глупость. У нас все вышло естественным образом. Китайская линия плотно интегрирована в сюжет, да и не только китайская. Можно сказать, что наш фильм будет об объединенном человечестве…

Это как раз любопытно: первый ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ был, с одной стороны, патриотическим американским фильмом, с другой – феноменально успешным за рубежом. Как вы собираетесь поступить со второй частью?

Времена сильно изменились, и ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ уже не может быть «просто патриотическим фильмом». У нас будет иная форма, я бы сказал, интернационального патриотизма: «мы, люди разных наций, гордимся, что мы – люди, и будем сообща защищать нашу планету». Сейчас, просыпаясь утром и читая все эти новости, понимаешь, насколько нам необходим такой опыт единения.

Еще к слову о патриотизме. Как и первый фильм, продолжение ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ выходит перед собственно праздником Дня независимости. Вы знаете, у нас, в России, продюсеры многократно пытались покорить праздничные уикенды с помощью фильмов под конкретный повод, однако более-менее стабильно получается только с Новым годом. Как вы считаете, насколько большое влияние на успех релиза может оказать дата?

О, я могу рассказать прекрасную историю о том, как мы к этому пришли. Вначале наш фильм назывался не ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ, а что-то вроде «Вторжение злобных пришельцев». Мы с моим соавтором Дином Девлином сели работать над сценарием, и дело сразу пошло слаженно и быстро. Но вдруг мы узнаем о конкурирующем проекте Warner Bros. одного из наших самых любимых режиссеров Тима Бертона под названием МАРС АТАКУЕТ! Первая реакция Дина была: «Ну все, у нас даже сценарий не полностью готов, закрываем лавочку». Я говорю: «Стой, не пори горячку. Я арендую дом в Мексике, мы засядем там и быстро все допишем. Пакуй чемоданы». И пока мы писали, влюбились в свой сценарий. И стали думать: ну как же его от МАРС АТАКУЕТ! максимально «обезопасить»? Мы знали, что фильм Бертона выходит в августе. Какая есть важная дата перед этим? И тут щелкнуло: ну конечно, День независимости! Вначале это было не более чем рабочее название, потом мы поняли, что на этом можно завязать целую маркетинговую кампанию. Представьте: «Конец света наступит 4 июля». Звучит идеально! То есть не было никакого расчета «покорить» праздник. Все пришло в процессе, по ходу дела. И да, эта идея прекрасно себя оправдала.

Двадцать лет отделяют первую и вторую части. А вы чувствуете, как сильно изменилось большое кино за это время?

Честно, могу только предполагать на основе личных ощущений. Вообще, я смотрю очень много фильмов. При подготовке к проекту я, конечно, видел ленты Marvel, где вообще многое позаимствовано из ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. Инопланетные атаки, картины разрушений, юмор опять же. Мне кажется, это все идет оттуда. Я помню, когда мы только сделали первую часть, Стивен Спилберг сказал нам: «Ребята, ваш фильм реально изменил нашу индустрию. Мы теперь срочно переписываем сценарий ПАРКА ЮРСКОГО ПЕРИОДА 2: ЗАТЕРЯННЫЙ МИР и добавляем юмор, потому что иначе уже нельзя». То есть юмор стал частью правил. Что еще?.. Перемен, конечно, много, но суть на самом деле никак не изменилась: зрителю нужно показывать то, что он никогда еще не видел, и рассказывать истории, которые вовлекают и держат внимание.

А кто из режиссеров нового поколения вызывает у вас интерес? Если говорить опять же о блокбастерах.

Это трудный вопрос. Мне нравится несколько молодых немецких режиссеров, которые в ближайшем будущем могут «выстрелить». Я имел удовольствие продюсировать одного из них – Тима Фельбаума. Это был небольшой, но очень крутой фильм, после которого Тим не снимал кино уже года четыре. Я спросил у него: «Почему ты ничего не делаешь?», и он показал мне свой новый сценарий – абсолютно фантастический. Так что посмотрим, что будет дальше (смеется). Мне хочется, чтобы было больше новых имен, новых голосов. Из режиссеров, кто уже сделал себе имя, я, как и все, конечно, восхищаюсь Кристофером Ноланом. Его фильмы очень оригинальные, даже уникальные, при этом действительно крутые.

Вот вы за собой практически застолбили жанр фильма-катастрофы. Почему вы выбрали именно его?

Свою роль сыграл, конечно, первый ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ – сюжет инопланетного вторжения был наложен на фильм-катастрофу 1970-х годов. Более того, мы, можно сказать, брали за образец ВЗДЫМАЮЩИЙСЯ АД Ирвина Аллена. Ну и дальше – по восходящей. Это получилось естественным образом – если ты оказался успешен в одном жанре, то тебе легче убедить студию в успехе следующего подобного проекта. В то же время я всегда стараюсь сделать каждый свой новый фильм максимально не похожим на предыдущий. Сейчас стали очень популярны супергеройские проекты, но я никогда ими особо не интересовался. Я просто не знаю, как их снимать. Мне неоднократно предлагали что-то такое экранизировать, но я всегда отказывался, потому что не имею достаточного понимания специфики жанра. Я вырос в Германии, и у нас комиксов было не то чтобы много. Единственное, что я прочел в детстве, была книга «Астерикс и Обеликс» – и то она французская. Естественно, я знал Супермена и имена прочих супергероев, но и только. О существовании Marvel я тогда вообще понятия не имел. Поэтому и не могу сегодня браться за комиксы. Я считаю, что когда снимаешь кино, ты должен не только знать, но и любить то, что ты делаешь. Фильм-катастрофа мне ближе – там действуют обычные люди, как мы с вами. У них нет сверхспособностей, они слабы и смертны, у них полно проблем, но они проявляют себя с неожиданной стороны, если их поставить на грань выживания.

В последние годы очевидна тенденция возвращения старых классических франшиз, и многочисленные ребуты, ремейки, сиквелы собирают рекордные деньги. С одной стороны, это, конечно, успех, но нет ли в этом признака кризиса Голливуда?

Я не стал бы на это смотреть таким образом. Все развивается циклически, и сейчас индустрия вышла на такой виток. Это естественный процесс. Я не думаю, что люди собираются и говорят: смотрите, появилась ностальгия по 1990-м, давайте сделаем на этом деньги. Во многих случаях это просто совпадение. Если в отношении новых ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН ни у кого не было особых сомнений, что они соберут большую кассу (все-таки это уникальный поп-феномен), то никто не мог предсказать, что МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА станет настолько успешным. Все в Голливуде были удивлены. Что касается ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ – нет, мы эту волну не предвидели. «Смотрите, МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА как сработал, давайте делать ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ 2!» – такого не было. Я уже был в съемках, когда все это случилось. Все-таки, как мне кажется, это не столько вопрос бизнеса, сколько дух времени.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
Оригинальнее некуда: итоги 2023 года для российских онлайн-кинотеатров
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Официальная касса России: сборы фантастики «Сто лет тому вперед» превысили 900 млн рублей
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» остается лидером третью неделю подряд
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 мая
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее
Кантемир Балагов готовится к съемкам англоязычного проекта
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 9–12 мая 2024 года
Подробнее
Сериал «Король и Шут» получит полнометражное продолжение
Подробнее