top banner

Георгий Малков: «Для нас «свои» – это зрители»

Автор: Николай Ларионов

2 июля 2012

На прошлогоднем Кинорынке в Сочи компания Enjoy Movies показала кинотеатрам свой первый проект – комедию с говорящим названием БЕРЕМЕННЫЙ. За прошедший год студия выпустила в прокат четыре фильма, ни один из которых не разочаровал российские кинотеатры. «БК» решил, что самое время встретиться с продюсером Георгием Малковым, чтобы подвести итоги проделанной работы и оценить перспективы грядущих релизов.

БК: Наверное, прежде всего логичнее поговорить уже об успехах вашей компании: 4 фильма и 920 миллионов рублей – фантастический результат.

ГЕОРГИЙ МАЛКОВ: Хорошо, что вы так это оцениваете. Думаю, многие в индустрии по-прежнему говорят про наши результаты немножко сквозь зубы. Мол, такое каждый дурак может.

БК: Ну а вы сами как оцениваете: действительно ли все просто далось?

МАЛКОВ: К сожалению или к счастью, у нас не было и нет невозвратных денег, так что единственный способ получить прибыль – вернуть инвесторам вложенные деньги и заработать на проекте для них и для себя. Поэтому мы с самого начала ориентировались на то, что в нашем понимании должно понравиться зрителю. Плюс – это крайне важно – мы очень внимательно следили за тем, чтобы ни в коем случае не выйти за рамки запланированного бюджета. Вся творческая группа и вся административная часть группы всегда четко знала, что бюджет – это, в общем, как Конституция, которую нельзя нарушить ни при каких обстоятельствах. Скорее можно было режиссера убедить в каких-то решениях, чем нас в том, что нужно увеличить расходы. Потому что любое решение (если у тебя не фильм-аттракцион), в общем, можно найти и в заданных бюджетом параметрах. И на всех наших проектах, несмотря на выдержанный бюджет, мы получали все, что хотели – актеров, локации. Для многих в российской индустрии непонятно, как такое возможно.

Все достигнутые нами результаты, безусловно, в условиях рынка хорошие, показательные. При этом мы понимаем, что это не дает нам оснований расслабиться и думать, что теперь каждый последующий наш проект будет с удовольствием приниматься кинотеатрами. Потому что даже если ты собираешь на российском кино десять миллионов, они все равно говорят: «А голливудские-то фильмы – пятьдесят…» Никто не ориентируется на то, что есть фильмы хуже. Все всегда помнят, что есть фильмы лучше. Поэтому свой каждый следующий проект мы точно так же педантично продумываем (и сценарий, и то, кто будет в этом фильме сниматься, и каким будет маркетинг). Достигнутые результаты – это лишь некий плацдарм для того, чтобы, возможно, чуть более уверенно чувствовать себя на этапе продвижения фильмов к зрителю.

 

БК: Вот вы сказали про бюджеты. ТОТ ЕЩЕ… в этом отношении был самым рискованным проектом?

МАЛКОВ: Да, самым рискованным. В итоге общий производственный бюджет составил 110 миллионов рублей. Мы чуть вышли за пределы той суммы, которую изначально планировали потратить, потому что раньше нам не приходилось сталкиваться с компьютерной графикой в таком объеме и какие-то нюансы предугадать не удалось. Собственно, с этим и были связаны все риски – впервые мы не смогли продемонстрировать кинотеатрам готовый фильм заранее, потому что 70% эпизодов с участием главного героя были сняты на зеленом фоне, а графика делалась до последнего момента. Эта неготовность вызвала у показчиков определенный скепсис, и, к сожалению, старт у нас был ниже ожиданий в плане количества копий. Но когда фильм вышел, когда стали известны сборы первого уикенда, а на второй неделе падение оказалось незначительным, все начали говорить о том, что случилось чудо. Хотя мы в проекте были уверены, и, собственно, с этой уверенностью приходили в «Каропрокат», говорили с кинотеатрами. Все риски были только нашими внутренними, потому что дистрибьютор в любом случае вернул бы свои деньги.

Несмотря на противостояние, которое было на этой дате, мы получили достойную цифру, которая, в общем, дает основания предполагать, что если бы дата была свободнее, то все могло быть еще лучше. А значит, есть повод думать, что если мы сделаем продолжение и поставим через Новый год, то все может сложиться так же хорошо, как у мультипликационной франшизы про богатырей.

БК: При этом вы не жалеете, что ушли с новогодней даты с первой частью?

МАЛКОВ: Сейчас уже трудно это оценивать. Очевидно одно: стремясь выйти под Новый год, мы бы пошли на какие-то допущения по уровню качества, и зритель мог бы хуже воспринять проект.

БК: Конкуренция этой весной была серьезная, особенно в марте. При этом ТОТ ЕЩЕ… и последующие НЯНЬКИ боролись за зрителя в первую очередь с голливудскими фильмами, тогда как МАМЫ больше соперничали с российскими релизами: САМОУБИЙЦАМИ, затем – с 8 ПЕРВЫХ СВИДАНИЙ. Как вы считаете, выгоднее встать на дату, где больше конкурентов из Голливуда или из России? Или все зависит от жанра?

МАЛКОВ: Сейчас мы уже можем позволить себе некоторую уверенность в том, что лучше встать с нашим фильмом против российского релиза, чем против голливудского. Хотя, конечно, если на дате будет, условно говоря, НАША RUSSIA 2, то мы, наверное, уйдем. Это исключение, да. Все остальное… Зритель, лояльный к отечественному кино, нам уже в определенной степени доверяет. Аудитория голливудских фильмов – это совсем другая публика. Она оставляет для себя возможность пойти на русское кино, только когда больше совсем ничего нет. Но когда выходит голливудский блокбастер, эти люди точно не пойдут на российский фильм.

С отечественными релизами конкурировать мы в меньшей степени боимся, и даже как-то рассуждали о том, что однажды, наверное, сможем сделать два фильма на одну праздничную дату – на Новый год или Восьмое марта.

БК: Это было бы очень эффектно.

МАЛКОВ: Ну, прецеденты, когда два русских фильма в Новый год собирали деньги, были.

БК: Но не одна компания.

МАЛКОВ: Это да.

БК: Если опять же сравнивать между собой три ваших весенних проекта плюс фильм БЕРЕМЕННЫЙ, то получается, что в трех картинах участвовали медийные лица, а в МАМАХ был задействован именно актерский состав. Но при этом МАМЫ в первый уикенд собрали, очевидно, ниже ожиданий. Значит ли это, что зритель не идет на российских актеров, а идет на любимых медийных персон?

МАЛКОВ: Тут немного другая проблема. Все-таки мы позиционировали МАМ как кино чуть более лиричное, чуть более взрослое, и это, наверное, насторожило зрителей, которые могли решить, что фильм, как говорится, может «запарить». В последний момент были мысли сделать крен в другую сторону, но существовала опасность: в течение полугода мы методично готовили определенного зрителя к этому кино, и реверанс в сторону совсем молодой аудитории, какие-нибудь провокационные ролики, мог лишить нас той аудитории, которую уже удалось заинтересовать. В общем, решили не метаться. Показательно, что 230 миллионов рублей были собраны на аудитории, большую часть которой составили те, кто в кино почти не ходит. Люди повели своих мам, бабушек… Мы получили результаты не только денежные, но еще и отзывы – впервые на нашей памяти 90% отзывов были положительными. По количеству проданных дисков и по количеству скачиваний в Интернете мы понимаем, что очень многие, несмотря на то, что цифры в прокате были хорошие, не дошли в кинотеатры, а посмотрели картину позже. Поэтому принято решение попытаться монетизировать этот «сарафан» второй частью, в которой мы все сделаем уже чуть полегче. Это будет кино по-настоящему для всех, от мала до велика.

Собственно, сейчас мы находимся в производстве сиквела под названием С НОВЫМ ГОДОМ, МАМЫ! Две новеллы мы покажем на Кинорынке в Сочи. Одна история с вполне говорящим названием «Война мам» – подготовка дочерей к школьному конкурсу «Мисс Снежинка» превращается в соперничество амбициозных мам. В новелле задействован молодой звездный состав: Екатерина Вилкова, Светлана Иванова, Максим Виторган, Константин Крюков, а также маленькие актрисы. Другая новелла снимается как раз в эти дни – в ролях Виктор Васильев, Татьяна Васильева, Агния Дитковските, Гарик Харламов, Станислав Садальский. Это история про парня, который рассказывает маме, живущей в провинциальном городе, что он виолончелист, хотя на самом деле он работает стриптизером в ночном клубе. Когда мама приезжает, герой пытается экстренно организовать свой «концерт», чтобы ее не расстраивать. Ну и дальше там начинаются очень смешные перипетии.

БК: И все эти новеллы будут объединены празднованием Нового года?

МАЛКОВ: Да, действия происходят перед Новым годом. Мы планируем, что все истории завяжутся в некой школе какого-то провинциального города. Они будут развиваться в течение двух дней и закончатся в этой же школе уже на новогоднем концерте.

БК: Обычно, чтобы сиквел собрал значительно больше первой части, должно пройти время, состояться показы на ТВ, а вы намерены выпускать С НОВЫМ ГОДОМ, МАМЫ! уже этой зимой. Не боитесь, что за столь маленький промежуток не удастся глобально – в два, два с половиной раза – расширить аудиторию?

МАЛКОВ: Во-первых, сама новогодняя дата дает право ожидать некого увеличения. Плюс вся прелесть нашего сиквела в том, что все истории – с новыми героями. Фактически это будет новый фильм, только уже с понятной сутью историй, с уверенностью, что все они будут с юмором и при этом с какой-то лирикой, ясными всем сантиментами. К тому же на этот раз под Новый год не ожидается праздничного российского кино.

БК: Вроде бы планируются ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ…

МАЛКОВ: Какое же это праздничное кино? Да и действие его будет происходить в Египте, насколько я знаю. Наверное, они тоже постараются сделать нечто новогоднее, но думаю, зритель скорее поверит в то, что у нас кино более праздничное.

БК: МАМ обсудили, ТОТ ЕЩЕ… – тоже. Настал черед НЯНЕК. Исследовали ли вы уже аудиторию этого фильма? Проект пошел как семейное кино или нет?

МАЛКОВ: Семейная аудитория как бы тоже добралась, но в основном пришли молодые люди. Причем и очень молодые – ученики старших классов, студенты первых курсов.

БК: Наверняка они в первую очередь пошли на Наумова, да?

МАЛКОВ: Ну, скажем, на 70%, потому что у Арарата Кещяна тоже есть своя аудитория. Хотя, конечно, Коля Наумов был хедлайнером, и в какой-то момент в рейтинге популярных актеров на «КиноПоиске» он даже занимал пятое место.

БК: Правда ли, что кинотеатры подсказали вам связку «Наумов и Кещян»? Изначально ведь планировалось, что эти роли исполнят Дмитрий Дюжев и Михаил Галустян.

МАЛКОВ: Планировалось, но Дима успел к тому времени сняться в фильме ВОЖДЬ РАЗНОКОЖИХ, сюжет которого чем-то схож с историей НЯНЕК, а потому не захотел повторяться. Тогда мы предложили Мише союз с Колей Наумовым, но он был неумолим: либо с Дюжевым, либо никак. К тому же мы поняли, что интервал между ТОТ ЕЩЕ… и НЯНЬКАМИ будет небольшой, и столь частое появление Галустяна может утомить зрителя. В итоге появилась кандидатура Арарата.

Что касается кинотеатров, то они советовали нам сделать киноверсию «Реальных пацанов». Многие продюсерские компании выходили на создателей этого сериала, но они, как все люди, у которых случается успешный проект, уверены в том, что когда-нибудь реализуют эту идею сами. Ну, может быть… Мы же немножко по-другому рассуждали: а что, если это будут не «Реальные пацаны», но Коля Наумов и тоже смешно? Кинотеатры – преимущественно региональные – воодушевились.

БК: Региональные кинотеатры, наверное, большинству ваших проектов делают кассу? Под 80% от сборов где-то?

МАЛКОВ: Нет, под 80% только на НЯНЬКАХ все-таки, а на МАМАХ и на ТОТ ЕЩЕ… было 70–75%.

БК: Вы вообще чувствуете, представляете как-то своего зрителя? Или у каждого фильма он разный?

МАЛКОВ: К сожалению, мы чувствуем только одно: важно не изменять определенному жанру – у нас он развлекательный, но внутри него надо постоянно экспериментировать. Людей нужно чем-то удивлять, и брать стоит только актуальные на сегодняшний день ситуации, исполнителей и так далее. Российское кино больше похоже на концертную деятельность: если сегодня не привезти звезду, то через год это можно уже не делать – она никому не будет нужна. Сейчас основной мотивацией для похода в кинотеатр все-таки является не желание посмотреть фильм, а стремление быть в некоем информационном поле. Кино должно быть событийным и вызывать какой-то резонанс. Оно должно быть информационным раздражителем.

БК: А чем МУЖЧИНА С ГАРАНТИЕЙ будет информационно раздражать?

МАЛКОВ: Понятно, что эта история очень простая – романтическая комедия, но там есть одна «фишка» – абсолютно уникальный Дмитрий Нагиев в пластическом гриме. Это просто гомерически смешно. Мы хотим сделать ролик с неудачными кадрами (такой трейлер был на БЕРЕМЕННОМ и отлично сработал) с его участием. Вот вам и некое информационное поле. Вот вам и хук для молодой аудитории. А для более взрослых – любимцы с Первого канала, успешно гастролирующие по России Нонна Гришаева и Александр Олешко.

БК: Почему решили изменить название этого фильма и вместо «Любви не по размеру» сделать МУЖЧИНУ С ГАРАНТИЕЙ?

МАЛКОВ: Вообще, было даже больше вариантов: «Гиперроман», «Любовь и бонусы», «Четыре этажа любви»… В итоге по тестам МУЖЧИНА С ГАРАНТИЕЙ победил с большим отрывом. Мы опрашивали именно тех людей, которые ходят в кино.

БК: Постеры ко всем вашим четырем уже вышедшим фильмам, в общем-то, были похожи за счет шрифтов, при этом они одинаково яркие, броские, ну и, наверное, одинаково качественные по сравнению с остальными российскими фильмами. Вы придаете большое значение разработке ки-артов?

МАЛКОВ: Абсолютно! Иногда, честно говоря, нам кажется, что это важнее даже, чем хорошо написанный сценарий. Потому что это чуть ли не единственный способ контакта зрителя с фильмом. Человек либо сразу скажет: «А, интересно!», либо наоборот, и дальше его уже ничем не переубедишь. Главный наш внутренний посыл состоит в том, что все сразу должно быть четко и понятно: какой жанр, в чем основной хук – Галустян или Коля Наумов и Арарат?

Когда мы думали над постером к МАМАМ, то, наоборот, решили не выносить никого из персоналий. Мы поняли: самое сильное, что у нас есть, это слово «мамы» и большой звездный актерский состав. Выделить двух-трех актеров – значит обесценить участие остальных, а заявить все лица на постере невозможно. Наш просчет был лишь в том, что мы, написав «мамы» и перечислив актерский состав, большими буквами не указали, что это – фильм. Не все поняли, что такое МАМЫ.

На ки-арте МУЖЧИНЫ С ГАРАНТИЕЙ мы решили, что правильнее задать ситуацию – ромком на просторах торгового центра (потому что такого в российском кино еще не было), нежели просто показать персонажей. Ки-арт и трейлер – две составляющие, без которых нельзя иметь достойный прокат. Десятки процентов бокс-офиса можно потерять именно из-за плохого ки-арта.

БК: При этом постеры вы разрабатываете сильно заранее – ведь еще одна отличительная особенность вашей компании в том, что рекламные материалы в кинотеатрах появляются примерно за полгода.

МАЛКОВ: Абсолютно верно. Все фотосессии для ки-артов мы проводим параллельно со съемками, а иногда даже раньше. Единственное исключение – МУЖЧИНА С ГАРАНТИЕЙ: из-за того, что была суета с названием. У нас есть подборка снимков, подходящих под «Любовь не по размеру», но они не годятся для МУЖЧИНЫ С ГАРАНТИЕЙ. Так что мы чуть-чуть задержались, но сейчас, собственно, все нагоним и летом все материалы уже будут в кинотеатрах. По ДУБЛЕРУ вот прошла фотосессия, хотя съемочный период только начался. На Кинорынке мы уже представим ки-арт и покажем минут 10 из фильма. Трейлер появится к концу лета.

БК: Насколько тяжело за полгода вставать в кинотеатры с теми же стенди?

МАЛКОВ: Как говорит наш дистрибьютор «Каропрокат», нет никаких проблем с нашими материалами в регионах, будь то в сетях или в отдельных кинотеатрах, и есть большие сложности с расстановкой в федеральных сетях. Просто потому, что у них существуют какие-то нормативы, правила. И здесь как раз надо отдать должное нашему дистрибьютору, который какими-то способами, не всегда нам известными, добивается постановки материалов.

БК: Бесплатно?

МАЛКОВ: Да, бесплатно.

БК: Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с «Каропрокатом». Они занимаются росписью и размещением рекламных материалов, а весь маркетинг вы осуществляете своими силами?

МАЛКОВ: Да. Они участвуют с нами в выборе медиа, потому что действительно квалифицированны в этом. Цены мы обсуждаем в прямом диалоге. Что же касается креатива, то они признают, что хорошо понимают, как адаптировать американские промоматериалы, тогда как в продвижении российского кино больше подкованы сами продюсеры. Они, безусловно, вносят какие-то коррективы, дают рекомендации, но все решения принимаем мы.

БК: Рассматривали ли вы перспективу сотрудничества с другими прокатчиками до того, как прийти с БЕРЕМЕННЫМ к «Каропрокату»?

МАЛКОВ: При всем том, что, наверное, нет ни одного продюсера, на 100% удовлетворенного своим прокатчиком, исходя из опыта, мы понимали: с «Каропрокатом» у нас будет самый открытый диалог. Я имею в виду, что точно не будет ситуации, когда кто-то на две недели пропадет с радаров или когда нам скажут: «Не лезьте, это не ваше дело». Если нам надо, мы можем сами пообщаться и с букером конкретного региона, и с рекламным отделом. Если надо организовать трехстороннюю встречу с сетями – пожалуйста. «Каропрокат» дает нам тот уровень взаимодействия, который можно по-настоящему назвать партнерством. И самое главное, что мы, в общем-то, уже прошли некие ситуации, в которых пытались тыкать друг на друга, кто виноват. Сейчас мы понимаем, что если что-то недоделано, то это мы вместе что-то недоделали. Ну а если все случилось, то мы понимаем, что это наша общая победа. Теперь уже есть уверенность: это наш стратегический партнер.

БК: Результаты далеко не всех фильмов «Каропроката» можно посмотреть на «Рентраке», а проектов Enjoy Movies – можно. Прозрачность – ваш приоритет?

МАЛКОВ: Приоритет, безусловно, но все равно вопросы возникают – многие кинотеатры, если даже, что называется, химичат, то, в общем-то, не очень креативно. При внимательном изучении отчетов можно увидеть много сомнительных вещей. К сожалению, пока сомневаться начинаем только мы. Букеры по-прежнему просто собирают данные и их несильно беспокоит, что там и как. В этом есть некоторая проблема. Почему в сетях падение в два раза, а где-то аж в 10 раз при том, что количество сеансов не сократилось? Почему во всех кинотеатрах одного города сборы фильма упали на 20% и лишь в одном сократились в пять раз? Когда есть за всем этим контроль, «химии» оказывается гораздо меньше. Когда контроля нет, даже самые ответственные люди могут расслабиться. Вот и все.

БК: Вернемся к цифрам: четыре ваших фильма собрали 920 миллионов рублей. Наверняка у вас есть желание выйти на новый уровень – когда один фильм будет собирать хотя бы половину этой суммы?

МАЛКОВ: Да, но для этого нужен другой подход, и сейчас у нас в разработке два проекта, которые мы хотим делать как международные. Первый – мы о нем уже всячески говорили – ЛЕГОК НА ПОМИНЕ, который скорее всего будет переименован в более понятное молодежи «Думай обо мне». Съемки этого проекта планируются полностью в Нью-Йорке, а главные роли должны исполнить два американских актера, делающих кассу и в России, и в мире, что позволяет нам рассчитывать на международный прокат. Фильм будет с участием и российских звезд, но полностью будет сниматься на английском языке.

И есть еще амбиция сделать семейный экшн, тоже с прицелом на международный прокат. Этот сценарий также в разработке. По нашему ощущению, проект может оказаться аттракционом, не хуже – не побоюсь этого амбициозного заявления, – чем ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ. И поэтому в главной роли мы тоже хотим видеть какого-то зарубежного актера. Но снимать все это предполагаем в локациях, для всех по-прежнему экзотических и при этом не очень дорогих. Имеется в виду Средняя Азия, где все очень красиво, где есть фактура.

То есть в общем мы понимаем, что какой-то существенный прирост сборов возможен, лишь когда будет предложено некое новое качество. Качество именно содержательное. Условно говоря, мы можем сделать еще один альманах, и все. Позволю себе предположить, что третьи ЕЛКИ в этом формате уже вряд ли дадут прирост, если не обратное. Современному зрителю все время нужно что-то оригинальное. Кстати, во вторых МАМАХ тоже уже будет одна история, сделанная не в России. Сын повезет свою маму за границу. И на съемки в этой новелле мы хотим пригласить какую-нибудь западную звезду. Если местом действия окажется Париж – то французскую, если Нью-Йорк – то американскую.

БК: Эти два международных проекта подразумевают уже больший бюджет, а значит, большие риски?

МАЛКОВ: Они подразумевают больший бюджет, да. Но при этом не гигантский – некоторые за такие деньги простое российское кино снимают.

БК: Каким, на ваш взгляд, должен быть оптимальный бюджет российской картины? Риск начинается от пяти миллионов? Семи?

МАЛКОВ: Нет-нет, в нашем понимании – с двух миллионов. Если в картине нет компьютерной графики, то больше двух миллионов тратить нельзя ни в коем случае.

БК: То есть если в кинопрокате фильм не отбивается, то потом, допустим, за счет телевизионных прав, уже не возместить расходы?

МАЛКОВ: От телека есть отдача, но она не растет, не прогрессирует. То есть опять же, если ты, например, завтра не сделаешь что-то новое, а принесешь шестой ромком, пусть и со звездным российским актером, то доход будет уже меньше. Плюс там конкуренция выше – если в кинотеатрах мы соперничаем только с голливудским кино, то на телеке еще есть российские телесериалы, телемувики, советская классика. Для меня было шоком, что телемувик, снятый за 200 тысяч, может стоить в итоге столько же, сколько наше кино, имевшее успешный прокат. DVD-рынок умирает из-за того, что все переходят в Интернет. А за интернет-права до сих пор нормально не платят, потому что там нет системно работающих форматов легальных продаж.

БК: Не пробовали заручиться поддержкой каналов?

МАЛКОВ: Мы бы с удовольствием, только каналам это не нужно. Для них кино – возможность поработать в большом жанре. Телек – это некий конвейер, за его пределами они хотят сделать «бутик». Каналы не за бизнесом в кино приходят, а за репутацией. Приходят с амбициями и желанием что-то сказать людям.

БК: А с Фондом кино у вас какие взаимоотношения?

МАЛКОВ: Нам сказали: для того, чтобы компания могла претендовать на звание мэйджора, должны быть успехи, связанные с фильмами, выходившими с 2007-го по 2011 год. А у нас все картины, кроме БЕРЕМЕННОГО, были в 2012 году. Посмотрим, что будет через какое-то время. Подавать заявки на поддержку проектов мы будем. Уже есть, на наш взгляд, очень хороший сценарий семейного фильма с рабочим названием ДЕТСКИЙ МИР. И минкульт, и Фонд кино сейчас как раз развивают тему детско-юношеского кино. Такие проекты очень рискованные, хотя нам было бы интересно ими заниматься. ТОТ ЕЩЕ… обнажил вот какую проблему: с одной стороны, все хотят от тебя детско-юношеское кино, но с другой – кинотеатрам надо объяснять, почему этот проект надо ставить на вечерние сеансы. Какие сборы ты получишь от утренних сеансов? И на телеке тебе расскажут, что у такого проекта тайм-слот не вечерний, а дневной, поэтому за права заплатят меньше. В результате есть риск не вернуть инвестиции. Поэтому, собственно, детско-юношеское кино и нуждается в поддержке. Мы надеемся получить ее на реализацию ДЕТСКОГО МИРА.

Если его делать хорошо, то стоить фильм будет примерно тех же денег, что ТОТ ЕЩЕ…, однако потенциал может оказаться ниже – в силу того, что там не будет взрослых актеров. Дети, которые сейчас ходят в кино, уже очень искушенные в плане качества. Сделать комбинированные съемки, как в старых советских сказках, уже нельзя. Сказка теперь стоит денег. Поэтому в истории с детско-юношеским кино мы очень рассчитываем на поддержку и понимаем, что если не мы, то кто же?

БК: ДУБЛЕР в этом плане будет для вас более привычным проектом?

МАЛКОВ: Привычным. Но мы все равно не ищем легких путей – Саша Ревва одновременно будет играть двух похожих людей. Один из них – звезда шоу-бизнеса, другой – массажист. Звезда шоу-бизнеса, случайно узнав о существовании второго, использует его для того, чтобы тот подменял его на каких-то мероприятиях. И есть еще некий антагонист, роль которого мы также решили доверить Саше, но уже в пластическом гриме, очень напоминающем Стаса Михайлова. Зовут антагониста Михаил Стасов… Собственно, эта «фишка» и должна стать приманкой для зрителей. Такого Ревву еще никто не видел. Звезда шоу-бизнеса немного похож на Артура Пирожкова, но без эксцентрики. Дублер напоминает героя Зака Галифианакиса в фильме ВПРИТЫК – немножко странный такой, лузероватый. Каким получится Михаил Стасов, мы еще точно не знаем – пока не дошли до этой части съемочного периода. Но без эксцентрики точно не обойдется.

БК: Предыдущие ваши работы имели западные фильмы-аналоги. БЕРЕМЕННОГО можно было сравнить с фильмом ДЖУНИОР, НЯНЬКИ – с ТАК СЕБЕ КАНИКУЛЫ с Робином Уильямсом и Джоном Траволтой…

МАЛКОВ: У ДУБЛЕРА тоже есть масса аналогов в виде фильмов про двух похожих людей – те же ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ… В этом плане мы как раз немного опасаемся, что тема похожести людей будет и у нас, и у новых ДЖЕНТЛЬМЕНОВ. Даже хотели вставать на более раннюю дату. Но у ДЖЕНТЛЬМЕНОВ все не так на поверхности, потому что ситуаций, когда в кадре оба персонажа, практически нет. Да и начало января – дата проверенная, поскольку все привыкли ходить на российские комедии в это время.

Саша долго берег себя для кино: у него была собственная история, которую он давно хотел реализовать, но по разным причинам этого не случилось. Мы несколько раз предлагали ему поучаствовать в наших проектах, но Саша не хотел быть на вторых ролях. И вот наконец его привлек ДУБЛЕР – сразу три роли.

БК: Думаете, волна интереса зрителей к звездам «Камеди Клаба» за это время не сошла на нет? Или все-таки Ревва поддерживает свою популярность за счет музыкальной карьеры?

МАЛКОВ: Мы думали об этом и пришли к выводу, что прелесть «Камеди Клаба» в том, что проект все время развивается, тогда как КВН, например, не меняется уже много лет, хотя какие-то вещи стали зрителям уже скучны. Да, у них есть своя аудитория, но она точно не растет. «Камеди Клаб» ищет новые лица, новые формы, запускает новые проекты, используя своих людей на телевидении. Это и дает уверенность в том, что «Камеди Клаб» – номер один по юмору в стране. Поэтому если ты берешь артиста, который ассоциируется с причастностью к этому бренду, то у зрителей снимаются многие вопросы. Правда, вопросы тогда появляются у многих ценителей «настоящего» отечественного кино (которые при этом его вообще не смотрят и ненавидят уже заочно). Но последние – не в фокусе нашего внимания.

БК: Других актеров, допустим, из новой волны «Камеди», вы не рассматривали для своих будущих проектов?

МАЛКОВ: Мы пошли дальше. Раскрою секрет: недавно мы провели исследование на готовность молодых людей увидеть провокационное кино со звездами Интернета…

БК: Рома Желудь, +100500?..

МАЛКОВ: Скорее второе, чем первое. Но вот да, люди, которых, как в МСТИТЕЛЯХ, можно собрать вместе в убойную молодежную комедию. Предметом нашего исследования было то, насколько зрители готовы пойти на этих людей в кино. Думаю, такой проект мог бы стать знаковым событием, создать нехилое информационное поле, если только мы будем уверены, что железобетонно защитим картину от попадания в Сеть.

БК: В начале беседы вы сказали, что далеко не все высоко оценивают достигнутые Enjoy Movies результаты. Насколько значимо для вас мнение коллег? Говорят, мол, вы снимаете однодневки, а надо – кино на века…

МАЛКОВ: Все это двойные стандарты. Тот же Александр Роднянский много говорит о «фильмах на века» и пинает нашего БЕРЕМЕННОГО, но при этом запускает в производство сиквел МАЧЕТЕ – абсолютно коммерческую однодневку. На мой взгляд, для многих подобные заявления – всего лишь способ привлечения денег, причем чаще всего невозвратных. В любом случае те, кто находится внутри кинопроцесса, не испытывают никаких иллюзий. Все понимают, что любое кино, даже артхаус, для кого-то все равно бизнес. На каком-то этапе – то ли на этапе производства, то ли на этапе фестивального промоутирования картины. Те же Канны – на них тоже кто-то зарабатывает. Независимое кино – это когда один (или несколько) человек придумал историю, нашел единомышленников, снял кино и выложил в Интернет, потратив какие-то свои деньги и при этом ничего не заработав. Все остальное – бизнес.

Кстати, о «фильмах на века». Проект Я БУДУ РЯДОМ, который мы сделали с Пашей Руминовым, правда, изначально как четырехсерийный телефильм, в итоге был перемонтирован и в полнометражной версии участвует в основном конкурсе «Кинотавра». Это, конечно, исключительный случай, так все совпало – Паша давно хотел сделать это кино, мне история тоже очень нравилась, и мы нашли понимание, что делать ее нужно для телевидения – в прокате ее мало кто посмотрит. У нас тогда было очень тесное партнерство со студией «Квартал-95» и Владимиром Зеленским, который на тот момент являлся генеральным продюсером канала «Интер». Мы показали ему сценарий и спросили, может ли это быть профинансировано для телевидения. Ему очень понравилось история, и таким образом фильм получил жизнь. Затем телевизионная версия попалась на глаза Алексею Учителю, он посоветовал перемонтировать картину и своим вовлечением позволил фильму оказаться в конкурсе фестиваля.

БК: Вы подчеркиваете, что это было исключение. То есть телевизионный бизнес вам в принципе неинтересен?

МАЛКОВ: Это отдельный бизнес. Когда люди из телека пытаются сделать кино, они совершают ошибки. Так и мы, наверное, если ломанемся на ТВ, не раз оступимся. Зачем?

БК: Недавно стало известно, что вы будете вести двухгодичный курс по продюсированию в Московской школе кино. Насколько, на ваш взгляд, существует потребность в таких вот дополнительных курсах? Что вы думаете о российском кинообразовании?

МАЛКОВ: Честно говоря, мои представления о том, кого я хочу видеть среди учащихся этой киношколы, несколько отличались от тех, кто пришел на День открытых дверей. Я немного заблуждался, предполагая встретить там тех, кто в перспективе мог бы стать нашими партнерами или людьми, которым мы могли бы впоследствии доверить проект. Продюсирование – это не ремесло, а скорее предпринимательский талант. Поэтому я думал, что туда придут те, у кого этот талант есть, кто чего-то уже достиг, реализуя самостоятельно какие-то проекты, пусть и не в кино. Но такие люди уже устроены в жизни и им трудно найти время на то, чтобы три раза в неделю посещать такие курсы. Например, человек заинтересовался, но он – исполнительный продюсер на каком-нибудь проекте, а потому ему придется на месяц отправиться в экспедицию и пропустить занятия. Понятно, что в таких случаях приходится делать выбор. Я в свое время этот выбор сделал, оставив имевшиеся на тот момент достижения в другой области. Не может быть много людей, которые решатся на такое. Но это не значит, что теперь все, стоп. Просто придется чуть-чуть подкорректировать программу и рассчитывать уже на то, что эти люди могут оказаться в киноиндустрии не как продюсеры, сразу генеральные, а как профессиональные менеджеры в разных областях киноиндустрии.

БК: Какие, на ваш взгляд, профессии в кино у нас сейчас «хромают» – сценаристы, режиссеры, те же продюсеры?

МАЛКОВ: Общее место отвечать, что у нас нет сценаристов или режиссеров. Если говорить в этом ключе, то есть дефицит художников-постановщиков. Что же касается сценаристов, то тут проблема в другом. В телеиндустрии сценаристы почему-то есть, а в кино их нет. Просто никто не формирует четкий запрос на поточное жанровое кинопроизводство. Продюсеры должны создать предпосылки для того, чтобы сценаристам было выгодно писать для кино. А пока многие говорят: «Давай ты попробуешь написать, и если получится, мы тебе заплатим». То есть человек должен отказаться от своего телевизионного заработка – во имя чего? Чтобы он начал что-то делать, ему нужно предложить деньги. Сделать это могут только те, кто снимает жанровое кино. Пока таких немного. Всех авторов, которых мы находим, мы вокруг себя и оставляем – у нас нет проблем со сценаристами. Когда масштабы производства индустриальные, такие вопросы снимаются. А когда делается кино и из двадцати проектов успешными оказываются только три, это значит, что кому-то недоплатят или к кому-то больше не обратятся, посчитав, что он был виноват, а не продюсер, который пригласил его на проект, изначально обреченный на провал.

БК: То есть проблемы таки с продюсерами?

МАЛКОВ: С непониманием продюсеров, для кого они делают кино: для себя и «своих» или для зрителей. Нам в этом плане проще: мы четко знаем, что для нас «свои» – это зрители. А тем, кто делает кино для себя, вообще, мне кажется, не стоит трепать нервы прокатчику и кинотеатрам, используя в их случае странную комбинацию слов «количество копий». Для себя разве не хватит одной?

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» продолжает лидировать
Подробнее