top banner

Таисия Игуменцева: «Чудакам везде найдется место»

Автор: Максим Туула

3 июня 2013

Главное русское открытие Канн – о своем дебюте и опыте работы с Алексеем Учителем

Прошлогодняя победа Таисии Игуменцевой в короткометражном конкурсе Каннского МКФ Cinefondation и, как результат, премьера ее полнометражного дебюта на минувшем Каннском фестивале, прошедшая в рамках спецпоказа, вызвали немало интереса, радости, гордости, зависти и негодования. Как бы то ни было, налицо факт: реально молодой (24 года) и амбициозный российский режиссер начинает карьеру с показов на Каннском фестивале, что дает повод надеяться на то, что наконец-то появляется новое, более открытое миру поколение киношников. ОТДАТЬ КОНЦЫ – вариация на тему конца света в отдельно взятой деревне, условно русской, но на деле – фантастической, существующей вне реального времени и пространства. Хоть и училась Игуменцева в мастерской Алексея Учителя и сняла свои работы именно с ним как с продюсером, и в фильме задействовала именно русские реалии и русских актеров, но движется она в сторону разухабистого балагана, больше напоминающего о Кустурице.

Кажется, будто вы поразительно быстро сделали свой фильм – меньше чем за год. У вас уже был готовый сценарий?

В прошлом году, еще до того, как пришло приглашение участвовать в конкурсе Cinefondation, мы подали документы на полный метр в министерство культуры. Карты сложились так, что Алексей Учитель дал нам добро, и мы запустились. Поэтому не было никакой стремительности, никакой гонки – получилось так, что было много времени на подготовительный период, а на съемочный оставалось, как обычно, месяц-полтора. Столько же уходит на съемки и у всех моих коллег – в случае, если долго не засиживаться и если ты не Алексей Герман.

Почему вы снимали под Питером?

Нам это было, во-первых, удобно с точки зрения техники и прочих организационных моментов, потому что в Питере находится офис студии «Рок». Во-вторых, мы очень долго искали подходящую точку, которая для нас имела определяющее значение. Нам нужно было место, окруженное водой, и мы знали, что таких много как раз под Петербургом. В итоге мы отстроили деревню с нуля на песчаном карьере в поселке Келколово. В середине съемок его размыло, и мы все ходили по колено в грязи.

У вас не возникало конфликтов с Учителем как с продюсером? В любом случае вам, наверное, было легче потому, что вы учились в его мастерской?

Конфликты? Нет. Наше кино далось не без споров, но это полезный опыт. Я не раздумывала, когда запускалась с человеком, с которым мы были знакомы в течение долгого времени. Я доверилась, так как считала, что именно благодаря этому доверию получу творческую свободу, смогу освоить новые пространства в кино.

А Cinefondation, помимо обязательства показать полнометражный дебют в Каннах, как-то еще участвовал в производстве?

Гран-при, который я получила в прошлом году, был как раз вкладом Cinefondation в мой следующий фильм. Правда, не знаю, как они представляли, что я смогу снять полный метр за 12 тысяч евро. Я бы назвала это приятной мелочью.

Почему вы решили снимать про конец света? При желании там можно увидеть пародийные отсылки, например, к МЕЛАНХОЛИИ.

Конечно, мне лестно, если кто-то увидит в фильме пародию на фон Триера. На самом деле конец света – это отправная точка: мы ушли от более общего понимания апокалипсиса и наблюдали за концом света в сердцах людей, как они переосмысливают ценности, осознав, что завтра не наступит. И самая движуха начинается тогда, когда ничего не происходит.

Зная, что первой картину увидит публика в Каннах, вы не пытались сделать сценарий универсальнее, понятнее иностранцам?

Я надеялась, что это кино будут смотреть в первую очередь простые зрители – в том числе и русские. Фильм и получился универсальным, но не потому что был заточен под кого-то – просто изначальная творческая идея была именно такой: снять понятное кино для простой аудитории, без какой-то особенной привязки. Чудакам везде найдется место.

Деревня в картине и не выглядит так, как обычно в русском кино – ни как, уж простите, в какой-нибудь «народной» комедии, ни как в артхаусе.

Мы как раз и старались уйти от этих стереотипов о русской глубинке, показать ее с другой стороны, вывести ее в область фантазии, создать сказочную, мифическую, немного странноватую стилистику. Мы взяли русскую культуру как основу: чтобы построить что-то новое, свободно фантазировать, нужно отталкиваться от уже существующего. Любое искусство построено на перерабатывании опыта, поэтому вся фантазия исходила от меня – но так и работает авторский взгляд. Таким я увидела наше общество.

В прошлом году в Каннах вы говорили, что хотели бы снимать кино о России и на русском языке. У вас не было искушения поработать над сценарием в Европе – например, в «Ателье» проектов Cinefondation?

Да, мне что-то такое присылали на почту. Но я хочу снимать в России: меня тут все устраивает, все какое-то необычное, много странностей, которые можно исследовать, есть о чем рассказать. Именно это и позволяет моему творчеству существовать в любой ауре, в любом месте. Не важно – где, важно – как.

Ситора Алиева похвалила ОТДАТЬ КОНЦЫ как образцовую жанровую комедию, каких в русском кино очень не хватает.

Может, она пошутила? Обычно же делаешь что-то, делаешь – а никто толком и не ценит. Мне приятно.

Как думаете, ваша комедия будет понятна всем? Кажется, что телевидение сильно упростило вкусы зрителя.

У нас и кинопрокатчики, и книгоиздатели часто уж слишком жестоко относятся к зрителям, заведомо считая их дураками. Я таковыми их не считаю и полагаюсь на тех, кто достаточно свободен, чтобы посмотреть на себя со стороны и посмеяться над тем, какими идиотами мы сами бываем в жизни.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Американская киноакадемия обновила правила премии «Оскар»
Подробнее