Елена Хажинская: «Глядя на предложенные форматы от прокатных компаний на февраль, иногда диву даешься»

Гендиректор «Оптима кино» − об итогах прошедшего года на рынке и репертуарном предложении ближайших месяцев

По итогам 2018 года впервые в истории новейшего российского кинопроката был зафиксирован спад общего вала и посещаемости. Несмотря на это, число кинотеатров в стране растет. В первую очередь расширяются крупные игроки рынка – например, такие как компания «Оптима кино», в распоряжении которой в прошлом году оказались площадки бывшей сети «Гранд Синема». БК попросил генерального директора компании Елену Хажинскую подвести итоги прошедшего года, а также поговорил с ней о влиянии кризиса на кинобизнес и узнал ее мнение о репертуаре на ближайшие полгода.

Как вы оцениваете итоги прошедшей «новогодней битвы»? Как изменились показатели бокс-офиса за этот период по сравнению с прошлым годом? Насколько разнообразным, на ваш взгляд, был репертуар на этих каникулах?

В этом году мы очень довольны репертуаром «новогодней битвы», но очень недовольны ситуацией с перестановкой релизов, которая нарушила баланс работы кинотеатров. Уикенд, начинавшийся 13 декабря, оказался мечтой двадцатизальника. Так много блокбастеров на одной дате не собиралось никогда. В нашей сети самый большой кинотеатр имеет 9 залов, и даже там мы с трудом разместили все новинки и фильмы предыдущих недель, чего уж говорить о площадках с меньшим количеством залов. Зато мы виртуозно отточили свои умения в переговорном процессе (улыбается). Тем не менее в большинстве кинотеатров, которым мы составляем репертуар, эти новогодние праздники оказались лучше, чем прошлые. Были представлены все жанры – много детского, семейного кино, что как раз и нужно для новогодних походов в кинотеатр всей семьей, хорошая молодежная комедия, зрелищные аттракционные блобастеры, патриотический российский фильм. Не припомню за последние годы такого удовлетворяющего спрос репертуарного разнообразия. Суммы валовых сборов обсуждать не имеет смысла – все это есть в открытом доступе и на страницах вашего издания, но хочется отметить, что сильно не хватило места для ГРИНЧА и АКВАМЕНА. Эти два релиза были очень востребованы в период новогодних праздников, а из-за требуемых форматов российских фильмов не всегда имелась возможность поставить их в нужном количестве.

Вы, наверное, уже подвели для себя итоги 2018-го. Какими они стали для «Оптима кино»? В прошлом году под ваше управление перешли кинотеатры сети «Гранд Синема». Как это повлияло на показатели компании? Как вы сейчас оцениваете свою долю на рынке?

В 2018 году в нашу «семью» пришли еще 23 кинотеатра, в том числе и площадки бывшей «Гранд Синема». Кинотеатры этой сети перешли в первую очередь не в наше управление, а в управление наших партнеров – сети кинотеатров «Алмаз Синема». На сегодняшний момент она насчитывает уже 12 кинотеатров и 57 залов. Мы занимаемся в этой сети исключительно своим основным видом деятельности – репертуарным планированием.  Основное управление – прерогатива центрального офиса киносети. Мы очень рады, что «Алмаз Синема» уже много лет именно нас выбирает в качестве своего партнера по составлению репертуара. У нас сложился хороший тандем, и это лишний раз доказывает, что даже большая сеть может иметь репертуарное планирование на аутсорс-услуге и не держать штат собственных сотрудников. Долю свою на рынке не считали. Это не наша задача (улыбается). Пусть аналитики считают.

Вот они и посчитали. По данным «Невафильм Research», на начало декабря 2018 года «Оптима кино» занимает шестое место по числу залов (их насчитали 129) с долей рынка 2,6 процента. Эти цифры соотносятся с вашими представлениями?

Мы сами виноваты, что данные не совсем точные – не всегда успеваем посылать актуальную информацию коллегам. На сегодняшний день мы расписываем 170 залов (52 кинотеатра). Из них 158 залов (49 кинотеатров) в России, 5 залов (2 кинотеатра) в Таджикистане и 1 кинотеатр (7 залов) в Киргизии.

Что в целом вы могли бы сказать о нынешней ситуации на рынке? Какие крупные проблемы существуют? Количество киноплощадок в стране растет, но при этом приходится констатировать общее снижение посещаемости и кассовых сборов. Каковы, на ваш взгляд, причины этого процесса?

Я опять-таки не аналитик и, честно говоря, редко руки доходят почитать официальную статистику открытия/закрытия кинотеатров, однако в целом мне кажется, что рынок сильно вырос в количестве кинотеатров за счет программы Фонда кино. Но так как кинотеатры по первым трем программам открывались в небольших городах, это, конечно, не позволило сделать качественный скачок в посещаемости. В крупных городах уже зачастую переизбыток кинотеатров, что не может повлиять на снижение посещаемости, но вот на снижение кассовых сборов – может. Кинотеатры в конкурентной борьбе начинают демпинговать, и это отражается на валовых сборах. Также мне кажется, что в последние два-три года начался кризис идей, особенно в Голливуде. Студии начали снимать третьи, четвертые, пятые части когда-то успешных проектов, переделывать мультфильмы в фильмы, причем зачастую слово в слово, делать спин-оффы, приквелы и так далее. В 2018 году многие потенциальные блокбастеры собрали совсем не те деньги, на которые расчитывали и продюсеры/студии, и кинотеатры. Люди стали более избирательно подходить к выбору, на что потратить деньги. Многие коллеги убеждают меня, что дело не в постоянно беднеющем населении, но я думаю, что именно это – половина всего спада. 

При этом многие проекты в прошлом году преподносили приятные сюрпризы. Например, как бы вы могли прокомментировать успехи таких фильмов, как БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ и ВЕНОМ? Почему это стало такой неожиданностью для рынка?

Насчет ВЕНОМА – для меня новость, что для кого-то это было неожиданно. Кинотеатры все лето молились на этот проект и ждали октября, чтобы он скорее вышел. Сборы этого фильма были предсказуемы. А вот БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ действительно удивила. Видимо, соединились прекрасная музыка, отличные актерские работы, неординарная личность, которая всем интересна. И в итоге вот такой прекрасный результат. И я знаю, что зрители до сих пор спрашивают фильм в кинотеатрах. На новогодний период мы смогли оставить картину только в одном кинотеатре и совсем об этом не пожалели.

Учитывая экономическую ситуацию в стране и настроения граждан, вопрос о привлечении публики в кинотеатры становится острее. Что является ключевым фактором, определяющим желание зрителя прийти в кино? Насколько меняются вкусовые предпочтения аудитории? Планируете ли вы изменения ценовой политики, подстраиваясь под сегодняшние реалии?

Главным ключевым фактором, определяющим желание зрителя прийти в кино, является сам фильм. Если репертуар предлагает этому конкретному зрителю то, что он хочет посмотреть – он придет именно в кинотеатр. Стремительное развитие VoD-платформ и онлайн-кинотеатров зачастую оставляет активную аудиторию дома перед монитором или телевизором, но зрелищные или ожидаемые проекты идут смотреть именно в кинотеатр. Я, конечно, настаивала бы на увеличении окна между выходом релиза в кинотеатральный и цифровой прокат, так как это позволяет дольше держать фильм на экранах кинотеатров. Я 19 лет работаю в кинобизнесе и не заметила особых вкусовых изменений аудитории. Да, многие картины они теперь смотрят не в кинотеатре, за последние 5–7 лет такая возможность появилась, но предпочтения остаются весьма постоянными. К сожалению, приходится менять ценовую политику. И не всегда в меньшую сторону. Предприятие должно существовать, имея определенный бюджет, так вот чтобы его заработать на все уплывающем потоке зрителей, приходится иногда увеличивать цены. 

С увеличением цен почти на все страна столкнулась в начале этого года, когда повысилась ставка налога на добавленную стоимость (НДС). А на жизнь кинотеатров это повышение повлияет? Планируется ли изменение цен исходя из этих соображений?

Конечно, повлияет. Для кинотеатра все станет дороже на 2 процента. Соответственно, кинотеатр эти деньги должен откуда-то взять – и он возьмет их со зрителя, причем не 2, а 4 процента, потому что его доля от вала составляет только 50 процентов.

Насколько нам известно, ваша компания осуществляет консалтинг в области строительства кинотеатров. Как бы вы могли оценить сегодняшний срок окупаемости кредитов на строительство новых площадок? Сложнее ли, на ваш взгляд, с учетом ухудшения экономической ситуации стало отбивать вложения в новые кинотеатры?

Мы перестали писать бизнес-планы после кризиса 2014 года. Наша компания осуществляет именно консалтинг – мы можем порекомендовать поставщиков всего необходимого оборудования и всех необходимых услуг для кинотеатра, но считать горизонт окупаемости мы перестали. Также у нас есть в партнерах финансовый консультант и бизнес-тренер, которых мы привлекаем в случае необходимости. Не считаем себя в этом профессионалами, поэтому не рискуем своей репутацией и делаем то, что умеем лучше многих – репертуарное планирование и сопровождение процесса кинопоказа в кинотеатре, а срок окупаемости доверяем другим профессионалам. Роберт Шекли говорил, что задать правильно вопрос может лишь тот, кто знает на него 80 процентов ответа (улыбается). Так вот, ваш второй вопрос содержит в себе и ответ: конечно, при ухудшении экономической ситуации стало сложнее отбивать вложения в новый кинотеатр – это очевидно.

Как вы оцениваете репертуарную сетку на ближайшие полгода? Каковы ваши прогнозы относительно первого полугодия 2019-го в кинопрокате?

Репертуар на эти полгода оцениваю на 4 балла из 5-ти. Некоторые фильмы, которые заявлены как потенциальные блокбастеры, мне таковыми не кажутся. Глядя на предложенные форматы от прокатных компаний на февраль, иногда диву даешься! Ну сколько можно не замечать конкурентного окружения и считать каждый свой фильм блокбастером? Не готова называть вам конкретные примеры того, на чем мы собираемся заработать, не получается у меня, как у ваших аналитиков, точно предсказывать сборы и расставлять рейтинги фильмов, а обидеть никого не хочется. А вообще, мы очень позитивно всегда стараемся смотреть в будущее. И надеемся, что все блокбастеры соберут свои миллиарды, незамеченные «темные лошадки» добавят свою лепту в общую кассу, а зрители станут сильно интеллектуальными, и наконец-то начнутся аншлаги и на умном кино! Хотим просто побольше качественных фильмов в любом жанре, публика их обязательно разглядит, и будет нам всем счастье!


30.01.2019 Автор: Дмитрий Некрасов

Самое читаемое

До этого она работала в «Киномаксе» и КАРО

Елена Захарова стала директором по репертуарному планированию Объединенной киносети

Подробнее
Опубликован список из 24 должников организации

Кинокомпании задолжали Фонду кино 720 млн рублей

Подробнее
«Алита» против российских фильмов

Прогноз кассовых сборов в России на 14–17 февраля

Подробнее
Она активно избавляется от имеющихся у нее площадок

Сеть «Люксор» постепенно уходит с рынка

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100