top banner

Марк Патченский: «С уходом «Люксора» рынок изменился, но не критично»

Автор: Дмитрий Некрасов

23 сентября 2019

Глава IceKino − о планах по развитию сети и бывших площадках «Люксора»

В начале 2019 года стало известно о постепенном уходе сети «Люксор» с рынка кинопоказа. Компания, которая годом ранее входила в топ-6 крупнейших киносетей страны, начала терять свои площадки. Самое большое число бывших кинотеатров «Люксора» теперь принадлежит компании «АСкино», работающей под брендом IceKino. В разговоре с БК генеральный директор сети Марк Патченский рассказал, какие изменения ждут кинотеатры с переходом под новое управление, как выстроена работа с дистрибьюторами и каковы планы по развитию компании.

На каких условиях бывшие площадки сети «Люксор» перешли в управление «АСкино»? Сколько всего у вас сейчас кинотеатров и в каких городах?

Когда объекты сети «Люксор» стали закрываться, торговые центры начали срочно искать на их место новых арендаторов. Но смена арендатора – это всегда закрытие кинотеатра на период замены оборудования, текущего ремонта и прочих работ по запуску. Такие процессы всегда неприятны для торгового центра и негативно влияют на посещаемость. Мы же придумали, как изменить ситуацию без закрытия объекта: договорились с «Люксором» взять в аренду все оборудование и торговый знак «Люксор» в тех кинотеатрах, которые уже были на грани. Мы заключили договоры аренды помещений с торговыми центрами, которые пошли нам навстречу, и таким образом зрители даже не заметили стадии перехода – ни один из кинотеатров не закрылся ни на день и не остановил кинопоказ. Это площадки в торговых центрах «Весна» и «Гудзон» в Москве, «Лето» и «Континент» в Санкт-Петербурге, «Круиз» в Рязани и «Европа» в Курске.

Происходили ли какие-то изменения в «люксоровских» кинотеатрах после перехода в «АСкино»? Поменялся ли кадровый состав? Планируется ли ребрендинг площадок?

Начало деятельности «АСкино» оказалось сопряжено с большим количеством изменений. В первую очередь было необходимо упорядочить процессы и оптимизировать использование ресурсов. Это коснулось и технического состояния кинотеатров, и репертуарной политики, и, конечно, кадров. Мы сохранили рабочие места, и большинство сотрудников перешло к нам. Постепенно, благодаря избранному курсу наши кинотеатры вновь стали желанным и посещаемым местом для проведения досуга. Ребрендинг есть в планах, однако мы пока не делаем акцент на этой задаче. «Реанимация» имиджа кинотеатров сейчас достигается главным образом за счет качественных преобразований.

Как в данный момент вы оцениваете конкурентную среду на рынке кинопоказа?

Рынок кинопоказа был и остается очень насыщенным с точки зрения конкуренции. Зритель сейчас покупает не просто билет в кино, а дополненную ценность к нему: для кого-то это возможность пребывания в комфортном зале и отличный сервис, для кого-то – удобное время сеансов, а для кого-то – вкусный попкорн. Кинотеатр должен удовлетворять все эти потребности, чтобы ежедневно сохранять свои конкурентные позиции. В противном случае игроки покидают рынок.

А если подробнее и более предметно про конкуренцию – как вы оцениваете, например, окружение в тех районах Москвы, где представлены ваши площадки? Насколько сильна сейчас конкуренция в регионах и в чем отличие от московского рынка?

Конкуренция сильна везде, не только в Москве – в других городах так же представлены мощные игроки рынка кинопоказа, крупные сети и небольшие. В регионах, конечно, зрителю важна как стоимость досуга, так и его качество – мы постоянно работаем над превосходством и в первом, и во втором аспектах. В Москве важную роль еще играет и фактор времени: зритель, покупая билет, не хочет ждать полчаса и более до начала фильма – к росписи нужно относиться с особым вниманием.

И все-таки изменился ли, на ваш взгляд, рынок с уходом «Люксора» и приходом «АСкино»?

Изменился, но не критично: все площадки заняли новые арендаторы и кинопоказ в них продолжается – кто-то делает это хуже, чем «Люксор», а кто-то лучше, но меньше кино для зрителя не стало.

Как вы считаете, в чем ошиблись владельцы сети «Люксор», что привело к такому развитию событий? Какие выводы можно сделать рынку из данной ситуации?

Это сложно комментировать, не зная всех деталей процесса: скорее всего к такому исходу привело стечение факторов. «Люксор» – безусловно, сильный бренд, и в прошлом – сильная сеть. Однако рынок кинопоказа – сфера очень динамичная, которая требует чуткости к внешним условиям, концентрации на процессах, стратегического взгляда на бизнес. Любая потеря бдительности влечет за собой неприятные последствия, и мы всеми силами стараемся следовать последним тенденциям, «слышать» рынок, анализировать прошедшие периоды и работать над ошибками в режиме реального времени.

На ваш взгляд, какие проблемы кинопоказа сейчас являются наиболее актуальными?

Если брать проблемы в целом, я отнес бы к ним популяризацию таких платформ и сервисов, как Netflix. Людям иногда проще включить кино дома. И хотя поход в кинотеатр – это всегда маленький праздник, некоторые в целях экономии времени или средств, к сожалению, выбирают домашний просмотр. Чтобы зритель делал выбор в нашу пользу, необходимо иметь максимум плюсов перед альтернативой: суперкачественная картинка и звук должны соответствовать современным требованиям, удобство и сервис в кинотеатре – быть на высоком уровне и, конечно, важна адекватная стоимость билета.

А пиратство все еще является больной мозолью для кинотеатров? На ваш взгляд, ситуация как-то меняется в положительную сторону с учетом мер госрегулирования и тех усилий, которые прикладывает отрасль в борьбе с нелегальным контентом?

Ситуация с пиратством, конечно, меняется в лучшую сторону, но в этом заслуга не только госрегулирования, но и мер, принимаемых в самих кинотеатрах. Кроме того, уже мало кто готов смотреть «тряпку», снятую на телефон – торрент-трекеры все еще работают, но уже почти не выкладывают грязные копии, и сейчас там уже контент, украденный с платных сервисов типа iTunes и ему подобных, поэтому они представляют конкуренцию скорее этим платформам.

Как вы относитесь к различным государственным инициативам по регулированию кинопроката в стране? Например, недавно сообщалось о создании комиссии из кинематографистов, которая займется выбором дат старта крупных российских фильмов, а голливудские ленты тогда должны будут выходить в день мировой премьеры. Насколько вам видится полезной или вредной подобная практика?

Сложно сказать так сразу о том, будет ли это полезно или вредно. Могу лишь предположить, что для некоторых голливудских лент общемировая премьера станет спасением: зачастую некоторые релизы доходят до наших экранов намного позже мирового старта, что, безусловно, сказывается на сборах у нас в стране. Что же касается российского кинематографа, то, безусловно, грамотно выставленные даты премьер положительно повлияют на сборы, но я уверен, что в некоторых случаях кинотеатр не получит планируемую посещаемость, которую может собрать иностранный релиз, запланированный на этот же период времени.

А в целом инициативы государства в отношении регулирования кинопроката вас не пугают? Например, те же предложения о 5 миллионах за прокатное удостоверение или об ограничении сеансов одного фильма 30 процентами?

Пугаться в нашей стране – это значит не участвовать в бизнесе: как показывает практика последних лет, даже если принимаются неверные решения, они исправляются рано или поздно. Указанные вами ограничения усложнят работу в первую очередь небольшим компаниям, поэтому очень спорно, что они необходимы.

Следите ли вы за новостями, связанными с Российским авторским обществом? На днях стало известно, что члены Ассоциации владельцев кинотеатров подали в суд на эту организацию, требуя пересмотреть условия заключенных с ними ранее контрактов на отчисления части средств за музыку в фильмах.

Да, конечно, отношения с РАО – это давняя тема. Если с российскими авторами ситуация с отчислениями хоть как-то может быть урегулирована, то по иностранным композиторам множество вопросов. Со своей стороны мы неоднократно направляли запросы на предоставление документов, подтверждающих отношения РАО с зарубежными авторами. Отсутствие поименного списка создателей музыкальных произведений, в пользу которых РАО получает отчисления по каждому демонстрируемому нами фильму, не позволяет идентифицировать распределение этого вознаграждения и установить обоснованность его получения. Отсутствие у нас указанного объема информации влечет риск доначисления на нас налога на прибыль со всеми пенями и штрафами. В наших намерениях – присоединиться к исковым требованиям АВК и взаимодействовать в этом ключе и в дальнейшем.

Прошлый и этот годы наглядно демонстрируют некоторые изменения зрительских предпочтений. То, что раньше пользовалось спросом, сегодня проваливается, а «выстреливают» порой не самые очевидные картины. В связи с такими тенденциями как сегодня строится ваша репертуарная политика?

Предпочтения зрителя навеяны временем: в жизни сейчас все меняется очень быстро, из-за этого актуальность каких-то тем взлетает, достигая пика, или падает. Угадать это все сложнее. У нас шесть отличающихся друг от друга площадок, и мы постоянно мониторим разницу в посещаемости каждого проекта, видим, что именно предпочитает смотреть зритель в каждом из наших кинотеатров. В «Гудзоне», например неплохо, работает артхаус, в питерском «Континенте» – молодежный контент, в Курске хорошо собирает серьезное кино на сложные актуальные темы. Знать своего гостя важно – исходя из его предпочтений, мы стараемся подбирать и репертуар, и даже ассортимент в концессии. Например, в регионах гостям нравится выпить перед фильмом чашку кофе или чая, в Питере, оказывается, любят мороженое, а в Москве все время хотят попробовать что-то новое. Точечный подход помогает сгладить провалы и не потерять сборы на неожиданно «выстреливающие» релизы. Приходится всегда быть в курсе интересных проектов, которые могут сделать кассу в том или ином кинотеатре с учетом предпочтений зрителя.

Как вы выстраиваете ценовую политику с учетом снижающихся реальных доходов населения? Насколько различаются цены в кинотеатрах Москвы и в регионах? На ваш взгляд, региональный зритель более чувствителен к вопросу цены?

Конечно, цены на билеты в столице довольно сильно отличаются от регионов. И именно региональный зритель острее всех реагирует на какие-либо изменения в ценовой политике. Регулируем мы эти вопросы с аналитиком. Довольно сложный процесс, но мы неплохо справляемся как в столице, так и за ее пределами.

Как у вас выстроена работа с дистрибьюторами?

На данный момент наша сеть кинотеатров работает абсолютно со всеми прокатчиками – как с мейджорами, так и с независимыми, – на стандартных условиях.

Но, например, региональные кинотеатры все чаще жалуются на неадекватные, на их взгляд, требования прокатчиков по росписи тех или иных релизов. Вы сталкиваетесь с таким?

При росписи мы можем подтверждать свои встречные предложения определенными цифрами и фактами сборов, посещаемости, заполняемости зала на различных релизах. При обеспечении максимума заполняемости с правильной расстановкой сеансов нет необходимости перенасыщать расписание каким-то одним фильмом – как правило, прокатчик это понимает, и мы находим золотую середину. Достойные сборы – это то, что нужно и дистрибьюторам, и нам, поэтому договориться можно всегда.

Каковы ваши дальнейшие планы по развитию сети?

Конечно, мы готовы к развитию и уже рассматриваем предложения по разным регионам. Но открываться сейчас можно не везде – рынок уже достаточно насыщен, и мы в первую очередь пойдем туда, где нужны или можем предоставить зрителям лучшее конкурентное предложение. Такие места все еще есть, и мы готовы дать возможность смотреть большое кино на больших экранах тем, у кого на сегодня такие возможности ограничены. Что касается конкретных мест, то до подписания договоров эта информация не разглашается. Имеются неплохие проекты с явным потенциалом – не хотелось бы увидеть завтра очередь из желающих там открыться. Возможность найти удачные локации и оценить есть у всех, было бы желание.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Мэрил Стрип получит почетную награду Каннского кинофестиваля
Подробнее