top banner

Пол Хет: «Я считаю, что российский кинорынок сегодня в лучшем состоянии, чем был когда-либо»

Автор: Мария Позина

7 ноября 2017

Председатель совета директоров «КАРО» – о его взгляде на развитие кинобизнеса в стране и в мире

Киносеть «КАРО» в октябре открыла второй зал IMAX в своем новом мультиплексе «КАРО 13 Кунцево», а около месяца назад презентовала мультиплекс виртуальной реальности Titan VR. Активные шаги компании в сторону технического прогресса стали поводом для обстоятельного разговора с председателем совета директоров концерна «КАРО» и мультиплекса виртуальной реальности Titan VR Полом Хетом о его взгляде на развитие кинобизнеса в нашей стране и в мире, о конкуренции на рынке отечественного кинопоказа и о том, как бороться за своего зрителя в условиях глобальной цифровой революции.

Пол, вот уже более двадцати лет вы самым непосредственным образом участвуете в развитии кинопроката в России и наблюдаете его на разных этапах становления. Учитывая столь богатый опыт, как бы вы оценили текущее состояние российского кинорынка?

Когда я только начинал работать в России в 1990-х, кинопрокат здесь был вообще мертв. Бокс-офис составлял 3 миллиона долларов. Мне все говорили: «Пол, ты сумасшедший. У нас люди не ходят в кинотеатры, все смотрят пиратские видеокассеты». Но я никого не послушал и построил «Кодак-Киномир», который стал одним из самых успешных кинотеатров в мире. Через несколько лет я построил сеть Kinostar, хотя меня опять все отговаривали, потому что никто не верил в мультиплексы – и опять я оказался прав. Сегодня я также не согласен с время от времени встречающимся мнением о том, что люди не хотят ходить в кино. Я вижу очень серьезную проблему в пиратстве – в России многие фильмы попадают в Сеть одновременно с кинопрокатом. С этим нужно активнее бороться. Но даже при наличии такой проблемы отрасль продолжает расти. Поэтому я считаю, что российский рынок сегодня в лучшем состоянии, чем был когда-либо.

Но пиратство – далеко не единственное препятствие на пути к прогрессу.

Да, в первую очередь развитию мешает макроэкономический кризис. Люди стали намного осторожнее относиться к своим тратам: еда, кофе, одежда, кино. Конечно, есть россияне с достатком, для которых поход в кинотеатр – не проблема, но для большинства это не так, им приходится на всем экономить. Это значит, что мы должны предоставлять высококачественные услуги по разумным ценам и сделать так, чтобы люди из разных социальных слоев могли к нам приходить. Кроме того, сейчас мы наблюдаем появление все большего количества российских фильмов. Но проблема в том, что зрителям все равно, кто снял кино – российский режиссер, французский или американский, они хотят увидеть хороший фильм. В России великая кинотрадиция, вам есть чем гордиться. И сегодня появляются очень сильные национальные картины – СТАЛИНГРАД, ЛЕГЕНДА № 17, ВИКИНГ. Но в целом российским кинематографистам нужно обращать внимание на умение рассказывать интересные истории. Это касается не только России, кстати. Этот год был сложным для кинематографистов во всем мире. Мне кажется, люди немного устали от сиквелов и франшиз, они ждут оригинальные концепты. Как, например, хоррор ОНО по Стивену Кингу. Думаю, никто не ожидал, что эта лента соберет 20 миллионов долларов в России. Это лишний раз доказывает, что зрителя нужно увлечь качественной идеей. И тут нет разницы, будет ли это фильм от студии Disney или от российского продюсера – потребитель пойдет смотреть только то, что ему нравится.

Каковы сегодня основные предпочтения вашей аудитории? Как вы ее изучаете? Например, мы не так давно делали материал про зрителей старше 50 лет и выяснили, что в Америке такая публика очень активно прирастает, в то время как в нашей стране эта категория – очень редкие гости в кино. И это не может не беспокоить, учитывая, что у нас и юное поколение не очень активно посещает кинотеатры.

Про взрослую аудиторию мы сегодня понимаем, что она больше предпочитает утонченные, серьезные, драматические фильмы, чем блокбастеры про супергероев, которые в основном идут в кинотеатрах. Поэтому специально для этой категории мы делаем программу «КАРО.Арт» и видим положительные результаты. И, конечно, для нас очень важны юные зрители. Мы заметили интересную тенденцию. Через соцсети с нами активнее всего общается категория 13–17 лет. Мы устраиваем в Сети различные опросы и самый большой отклик получаем от людей именно этого возраста. Мы видим в этом хороший потенциал, через использование технологий мы стараемся приучить новое поколение к кинохождению. Думаю, что в будущем мы сможем еще более активно привлекать аудиторию при помощи мобильных устройств – и уже не люди будут искать фильмы в кинотеатрах, а фильмы будут находить зрителей. Используя данные наших пользовательских баз, мы сможем обращаться к ним напрямую: «Вам нравится Дженнифер Лоуренс, значит, вы должны прийти на новый фильм с ее участием». То есть мы сможем предлагать зрителям варианты развлечений, исходя из их личных предпочтений. Например, я знаю, что вы любите ходить в кино в 9 вечера, обычно по четвергам и в компании своего бойфренда или друзей. И мы подготовим предложение специально для вас. Я вижу огромные возможности в этом подходе.

В текущих реалиях мы имеем дело с целым рядом государственных инициатив, которые так или иначе могут повлиять на разнообразие ваших предложений для зрителя. Как вы относитесь в частности к тому, что государство в какой-то мере перекладывает ответственность за успех российского кино на кинотеатры, настойчиво предлагая держать определенную долю национального контента?

Для нас это не является проблемой, мы рады поддерживать российский кинематограф. Я в России гость, но очень уважительно отношусь к этой стране. Думаю, что многие знают меня как одного из самых крупных инвесторов в российскую культуру и кинематограф. Мало того, у меня жена русская, дети русские, даже собака русская (смеется). Так что меня сложно упрекнуть в недостаточном внимании к российскому кино. Другое дело, что мы можем хотеть и делать все что угодно, но мы не можем заставить людей тратить свои деньги на просмотр фильма, который им не нравится. Именно поэтому российские продюсеры должны направить все усилия на создание сильных сценариев, крепкой режиссуры и качественного производства.

А что вы думаете насчет государственных инициатив по ограничению проката иностранных проектов, будь то возможное введение пошлины для дистрибьюторов за прокатное удостоверение или процентные отчисления с каждого релиза?

Я думаю, это окажет негативное влияние на рынок, который потеряет большое количество хороших жанровых и авторских релизов. Аудитория хочет смотреть разные фильмы, не только блокбастеры или проекты местного производства. Мы должны предлагать широкую палитру репертуара. В России уже был период, когда кино смотрели только на видео, по телевизору. Но очевидно, что когда мы начали открывать кинотеатры, государство получило рабочие места и, как следствие, налоговые отчисления. В свою очередь, мультиплексы привлекают людей в моллы. Успешные кинотеатры – это хорошо для экономики. Так что я не вижу пользы от подобного налога. Плюс это несомненно негативно отразится на нашей программе «КАРО.Арт», в которой мы стараемся показывать и иностранное, и национальное небольшое кино. Я не хотел бы, чтобы это произошло.

К слову об успешных кинотеатрах. Как на сегодняшний день вы оцениваете ситуацию с конкуренцией между киносетями? Изменилась ли атмосфера на рынке после объединения «Синема Парка» и «Формулы Кино»?

Для нас никак не изменилась. Это просто объединение двух компаний, которое занимает меньше 20 процентов рынка. Эту сеть нельзя назвать монополистом, поэтому никакого влияния на отрасль не может быть. Мы заняты исключительно собственным развитием. Мы не планируем стать первыми по величине, нам важнее предоставлять лучшее предложение для аудитории. Мы стараемся быть прибыльными для наших акционеров и привлекательными для зрителей. Вот наши главные приоритеты.

Какое-то время назад на рынке ходили слухи, что и «КАРО» может войти в эту сеть. Они не соответствуют действительности?

Будучи одним из инвесторов компании, я ничего об этом не знаю. Повторюсь, наша главная задача – быть прибыльным бизнесом. Если кто-то сделает интересное предложение нашим акционерам, то мы его обязательно рассмотрим. Но пока я ничего не слышал о переговорах по этому поводу.

Сегодня нашу территорию начали все активнее рассматривать глобальные игроки кинопроката. В частности, в прессе была информация, что южнокорейская сеть CJ CGV заинтересована покупкой «КАРО».

Медиа и кино – это глобальный бизнес, а Россия сегодня входит в топ-12 лучших территорий. Я думаю, что все больше иностранных инвесторов будут сюда приходить. Аналогичная ситуация происходит и в других бизнес-отраслях. Это позитивная тенденция, которая хорошо влияет на экономику. Что касается информации о нашей сети, то мы не комментируем подобные переговоры. Если мы примем предложение от инвесторов, то обязательно сообщим об этом.

Между тем борьба за зрителя для вас сегодня не ограничивается конкуренцией с другими киносетями. Насколько опасными соперниками вам видятся онлайн-видеоресурсы, которые делают контент доступным в любое время и в любом месте?

У кинотеатров всегда была конкуренция со стороны других видов досуга. Сначала это было радио, потом – телевидение, потом – Интернет. Правда в том, что кинобизнес очень стойкий. И даже если вы мне скажете, что кино можно смотреть и на смартфоне, я все равно уверен, что мы выиграем эту войну. Я могу привести пример. Как вы думаете, куда граждане Америки тратят больше денег – на походы в рестораны или на домашние ужины? На рестораны. Почему? Потому что никто не хочет ограничивать свою жизнь сидением дома на диване. Вам все равно нужны новые впечатления, которые вы захотите испытать вместе с вашим бойфрендом, девушкой, женой, мужем, детьми. Я взял США для примера произвольно, это происходит везде, в разных странах. Я таким образом провожу аналогию конкуренции кинотеатров с домашним просмотром контента, когда человеку надо выбрать, где смотреть кино – на экране мобильного телефона или на 30-метровом экране кинотеатра. Где он получит более захватывающие эмоции? Я считаю нашей главной задачей давать людям такие впечатления, которые они не смогут получить дома.

Какие ставки в этой связи вы делаете на новейшие технологии, в частности, VR? Что собой представляет мультиплекс виртуальной реальности Titan VR, который вы презентовали в конце сентября? Какой контент там доступен на сегодняшний день?

Очевидно, что VR во всем мире становится частью кинобизнеса. Виртуальная реальность может существенно помочь при продвижении проектов – уже сегодня кинематографисты делают дополнительные материалы в формате VR, с помощью которых знакомят зрителей со своей картиной, ее миром и персонажами. Конечно, это лучше всего работает на таких фильмах, как АВАТАР или ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ – VR дополнит визуально богатые реальности этих картин, даст зрителям лучшее, более детальное представление о них. Что касается конкретно нашего проекта, то мы открыли первый мультиплекс виртуальной реальности Titan VR в кинотеатре нового поколения «КАРО 22 Vegas». В ближайшие полгода мы планируем открыть еще шесть площадок в Москве и регионах. Главная особенность Titan VR – уникальные беспроводные технологии, которые дают игрокам больше свободы и динамики. На данный момент у нас есть игры и короткометражные форматы. Мы сейчас ведем поиск нового интересного контента, стремимся к расширению библиотеки. У нас есть договоренности с крупными американскими студиями, но также мы планируем развивать сотрудничество с российскими производителями.

Означает ли приход виртуальной реальности и других новейших технологий, что кинотеатры со временем превратятся в своеобразные парки аттракционов? Каким вам в целом видится будущее big screen?

Не думаю, что тот же формат VR когда-нибудь заменит собой обычное двухмерное художественное кино. Я считаю, что в кинотеатрах всегда будет место для интересных, качественных киноисторий. В то же время кинотеатры, конечно, должны эволюционировать, чтобы отвечать на запросы современного зрителя. Мы прикладываем много усилий, чтобы наши площадки были высокотехнологичными и удобными, мы устанавливаем терминалы для продажи билетов, коммуницируем со своей аудиторией посредством электронных устройств. Даже в вопросах продуктов питания мы стараемся следовать за изменениями запросов – люди не хотят есть только попкорн и пить газировку, поэтому мы делаем дополнительные предложения для детей, добавляем в меню полезную еду. То же самое касается дизайна, музыки, светового оформления. Мы должны постоянно развиваться, чтобы соответствовать ожиданиям посетителей. Думаю, это касается любого бизнеса. Помните, какими были первые мобильные телефоны? А теперь посмотрите на современный смартфон. То же самое и с кинотеатрами – мы должны делать смарткинотеатры. Этим и занимаемся.

Каковы ваши ближайшие планы по развитию сети «КАРО»?

В этом году мы открыли кинотеатр нового поколения «КАРО 11 Охта» в Санкт-Петербурге. Мне кажется, получилась превосходная площадка. Я думаю, что где-то месяцев через пять она станет лучшей в городе. Также мы открыли еще один большой кинокомплекс в Москве, «КАРО 13 Кунцево», это совместный проект с Crocus Group. В течение следующих трех-четырех лет мы планируем открыть порядка 12–14 кинотеатров нового поколения. Эти площадки в основном будут расположены в регионах, мы сейчас рассматриваем подходящие предложения. Но основной наш инвестиционный интерес остается в Москве. Мы очень верим в нашу концепцию кинотеатров нового поколения и видим ее прекрасные результаты.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее