top banner

Алексей А. Петрухин: «Рассчитываем, что «Тайна печати дракона» соберет в прокате 2 млрд рублей»

Автор: Александр Нечаев

6 августа 2018

Глава «Русской Фильм Группы» – о проектах компании и особенностях работы с ними

Перенос ТАЙНЫ ПЕЧАТИ ДРАКОНА с августа на следующий год значительно уменьшил ожидания кинотеатров от кассы месяца. Прокат этого амбициозного проекта откладывается далеко не в первый раз, со времени выхода оригинального фильма ВИЙ (который тоже был долгостроем) прошло уже больше четырех с половиной лет. О том, что сейчас происходит с картиной, при чем тут изменения в структуре китайских органов цензуры и каковы особенности маркетинга в условиях отсутствия точной даты премьеры в интервью БК рассказал продюсер картины, глава корпорации «Русская Фильм Группа» Алексей А. Петрухин.

ТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА ушел с даты проката в августе. Для киноиндустрии это не стало неожиданностью – о том, что такое может произойти, говорили как минимум за месяц до официального объявления. В чем причина изменения даты релиза и почему так долго тянули с заявлением?

Вопрос об изменении даты премьеры мы решали совместно с нашим прокатчиком и партнером – компанией «Наше кино». Кроме того, мы ориентировались и на китайских коллег. Причины переноса проката во многом связаны также с китайской стороной. В этом году в Китае произошли большие изменения, связанные с прохождением цензуры. В марте расформировали Комитет по делам радио, ТВ и печати, который раньше отвечал за одобрение фильмов. Все полномочия передали министерству пропаганды Из-за этого все усложнилось – процесс формирования новой структуры и схемы прохождения фильмов через министерский фильтр занял два-три месяца. Это сказалось не только на нашем проекте, начали сдвигаться все китайские релизы. По условиям контракта, мы не можем показать ТАЙНУ ПЕЧАТИ ДРАКОНА в России раньше, чем в Поднебесной – либо день в день, либо позже. 

А что все это время происходит с фильмом? Он полностью готов и просто ждет своего часа?

Фильм готов, но раз уж у нас появилась возможность его улучшить, то мы ее, конечно, используем. Так что постпродакшн продолжается. С графикой, например, работы всегда много. Причем сдвиг сроков позволяет даже немного удешевить процесс и оптимизировать производство.

Раз уж речь зашла о цене вопроса, то каков финальный производственный бюджет сиквела ВИЯ?

Он такой же, как и было запланировано изначально – около 50 миллионов долларов. Может быть, даже чуть меньше. Главное, что нам удалось не выйти за этот лимит.

Раз проект российско-китайский, значит ли это, что траты инвесторов с российской и с китайской стороны делятся 50 на 50?

Распределение долей участников производства является коммерческой тайной, поэтому мне не хотелось бы это комментировать. Продажа контента предусматривает несколько территорий: материковый Китай, Юго-Восточную Азию, Россию и СНГ, весь остальной мир. На каждой отдельной территории каждая из сторон имеет абсолютно разный процент от проката и реализации прав. Есть, например, партнеры, которые вообще не имеют процента на территории СНГ – у них только Азия и материковая часть Китая. И от этого зависит, какова степень участия инвесторов в проекте.

ТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА получила субсидию Фонда кино с условием, что фильм выйдет в 2016 году. То есть вы эти деньги вернули?

Есть деньги, которые мы возвращали, есть те, которые мы продлевали через попечительский совет фонда, объясняя это сложностью производства. Мы благодарны Фонду кино за то, что руководство пошло нам навстречу, вникло в ситуацию, и мы предприняли совместные шаги для скорейшего выхода в прокат. Очевидно, что такой трудоемкий проект, который реализуется совместно с крупнейшей госкорпорацией Китая, требует особого подхода. Сотрудничество с китайскими партнерами чревато неожиданными задержками – как, например, в части многочисленных согласований с цензурными комитетами. Нас, конечно, это погрузило в определенные трудности – не все партнеры выдерживают, не все верят, но таковы реалии совместного производства на новой для нас территории.

Вообще, какой главный вывод вы извлекли из сотрудничества с китайскими партнерами?

Что никогда не будет просто. Мне до сегодняшнего дня многое в Китае неясно. Если вам вдруг кто-то скажет, что знает, как там все устроено – не верьте. Такой человек абсолютно точно не знает вообще ничего. Мы всегда будем для них иностранцами, они всегда на первое место будут ставить все китайское, как бы они ни улыбались. И это правильно. Опыт копродукции с Китаем я оцениваю как мегапозитивный. Неслучайно сейчас по предложению China Film Group мы оформляем вторую копродукцию – это будет фильм на китайском языке. Кроме того, мы в процессе заключения трехстороннего договора с Индией и Китаем для съемок ВИЯ 3. НА ПОРОГЕ БЕССМЕРТИЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ В ИНДИЮ. Действие триквела будет независимо от первых двух частей, оно развернется в Индии с российскими, китайскими и индийскими актерами. Часть материала мы уже успели отснять, для корпорации «Русская Фильм Группа» эта история не менее важная, чем ТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА.

Учитывая, что в Азии никто никуда не торопится, триквел ВИЯ тоже придется ждать долго?

Надеюсь, нет. Для Китая это была первая копродукция, где нужно было соблюсти все формальные моменты. Они присматривались к нам, мы – к ним. Главным для наших партнеров было то, чтобы мы правильно показали Китай во всем его многообразии, с учетом их ценностей и представлений о добре и зле. Это для них крайне важно в искусстве. Сейчас, когда более или менее понятно, чего им ждать от нас, а нам – от них, дело должно пойти быстрее Мы планируем выпустить ВИЯ 3 на экраны к 2020 году. Но это как Бог даст.

Он также будет снят в партнерстве с Сергеем Сельяновым?

Пока мы идем с ним вместе, поддерживаем друг друга. Скоро увидим, насколько успешным было наше сотрудничество, я очень ценю креатив и большой жизненный опыт Сергея Михайловича, его понимание сценария и режиссуры. Все может измениться, но пока мы вместе.

Каковы ваши кассовые ожидания от проката ТАЙНЫ ПЕЧАТИ ДРАКОНА в России?

Мы рассчитываем на 2 миллиарда рублей. Надеюсь, что зритель оценит наш труд.

Второй фильм франшизы выйдет в прокат не раньше, чем через пять лет после первого. Это довольно большой срок. Планируете ли вы в продвижении использовать фактор успеха первой части?

Безусловно, это ведь наша работа на собственное имя, не все же можно измерить деньгами. Выпуск ВИЯ был именно таким фундаментом, первым кирпичиком в будущий успех новых картин и в репутацию компании. Кроме того, у этой киновселенной есть аудитория, есть поклонники, которые помнят и любят первый фильм. И за эти пять лет их количество только выросло – помимо тех людей, которые посмотрели картину в кинотеатре, добавились зрители, видевшие ее в Интернете и на ТВ.

Но за эти пять лет произошли кое-какие изменения – в частности, бренд ВИЯ на данный момент ассоциируется с успешной франшизой ГОГОЛЬ. Наличие этого проекта вам помогает, мешает или никак не влияет?

Тут по-разному можно оценивать, но рассудит в конечном счете только зритель. Нам важно не допустить, чтобы он запутался. Именно поэтому мы, например, отменили все весенние маркетинговые активности по фильму, которые были запланированы. Нужно запускать рекламную волну с пониманием, к какой дате ты идешь, в противном случае аудитория будет сбита с толку.

Еще один амбициозный проект РФГ, супергеройский фильм ФЕНИКС, уже длительное время в стадии препродакшна. Что с ним происходит сейчас?

ФЕНИКС – большое фантастическое кино. Но есть ощущение, что пока проекту не хватает чего-то, чтобы можно было сказать: «Вау». Мы осознаем, что он еще не готов к запуску, хотя уже сделали графику, разработали новую технологию визуализации огня на экране. Мы пребываем в раздумьях относительно того, каким образом донести эту историю до публики – либо в формате детской сказки, либо должно быть что-то пожестче.

В целом как вы оцениваете перспективы супергеройского кино в России? Не кажется ли вам, что после ЗАЩИТНИКОВ публике сложно продавать что-либо подобное?

С супергеройской темой в России вообще существуют объективные сложности – она трудно воспринимается, новые супергерои берутся фактически из ниоткуда, им нужно создать легенду. С ЗАЩИТНИКАМИ на самом деле не столь однозначная ситуация. Все-таки есть элемент внешнего фактора, который помешал истории состояться, хотя с моей стороны, конечно, неблагодарная задача об этом рассуждать. Но я считаю, что маркетинговую кампанию можно было бы провести иначе. И я позиционировал бы фильм как 6+, потому что ничего такого для рейтинга 12+ там нет. Но в любом случае я не считаю супергеройскую тему мертвой, просто для ее дальнейшего развития нужны дополнительные импульсы – в том числе и помощь государства. В ФЕНИКС мы продолжаем верить и рано или поздно обязательно к нему вернемся.

Если расставить приоритеты, то какой из амбицизных проектов РФГ вы начнете развивать в первую очередь?

Если не считать триквел ВИЯ, то это ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ – большой фантастичесий фильм по мотивом романа Достоевского, неожиданный взгляд на историю Раскольникова. По нашим смелым предположениям, можно было бы начать съемки уже этой зимой, но есть определенные моменты, которые нужно учитывать.

В июне вышел фильм ПРОЩАТЬСЯ НЕ БУДЕМ, первый проект «Русской Фильм Группы», выпущенный компанией RFG Distribution. В России картина собрала 3 миллиона рублей на старте. Эстимейты были, очевидно, выше?

Мы ожидали 8–10 миллионов рублей. Но я реалистично смотрю на вещи и не считаю, что первый блин вышел комом. RFG Distribution – новая компания на рынке. Естественно, что кинотеатры относятся к ней осторожно, присматриваются. Фильму ПРОЩАТЬСЯ НЕ БУДЕМ дали 4 тысячи сеансов на один уикенд, мы же рассчитывали на 13 тысяч. Если бы мы изначально знали, что будет такая роспись, то попросили бы наших коллег из RFG Distribution сделать акцент на другие инструменты продвижения. В итоге им даже пришлось останавливать промо картины. С другой стороны, если бы не было этого объема рекламы, то, наверное, не было бы и 4 тысяч сеансов. Но есть и неожиданно позитивные моменты – цифровые продажи. Если от проката ожидания были в разы выше, то цифровые платформы, напротив, сейчас дают нам в десять раз больше наших эстимейтов. Плюс международные продажи: 100 тысяч долларов принес Китай, 30 тысяч – Корея. В планах наших коллег собрать 300–400 тысяч долларов только с азиатского рынка.

В пакете РФГ есть фильм, который ранее назывался УЧИЛКА. ИСПЫТАНИЕ – продолжение картины 2015 года. Как вообще так вышло, что у проекта, собравшего в прокате довольно скромные 16 миллионов рублей, появился сиквел?

Изначально мы понимали, что картина неоднозначная, рассчитана на довольно узкую аудиторию, но выпустить ее на экраны, пусть даже ограниченным количеством копий, очень хотелось. Потому что была потребность донести свои мысли и идеи, понять реакцию аудитории. Вы говорите «скромные 16 миллионов», но это вполне солидная сумма для авторского проекта, который мы выпускали практически с нулевым бюджетом на продвижение, зато при огромной поддержке нашего промотура. Мы проехали с картиной 21 город, и зрители были просто в восторге от этих показов. Производственный бюджет фильма – 12 миллионов рублей, «Каропрокат» вернул нам 7,6 миллиона. Еще 1,5 миллиона принесла первая волна продаж на онлайн-платформы, столько же – вторая волна. И плюс 30 миллионов рублей от продажи прав на ТВ. То есть совершенно неожиданным для нас образом УЧИЛКА пятикратно отбила свой бюджет. Поэтому вторую УЧИЛКУ мы делаем более амбициозной – это большое кино, фильм-катастрофа стоимостью в районе 70 миллионов рублей.

Соответственно, у вас подросли и эстимейты?

Да, конечно. Но все равно очень сложно убедить индустрию в том, что это зрительское кино. Поэтому, наверное, мы убираем из названия слово «Училка». К тому же это не столько продолжение, сколько отдельная самостоятельная история – ее можно сесть и посмотреть независимо от первой картины. Тема там очень острая – параллели с захватом заложников во время мюзикла «Норд-Ост» возникнут неизбежно. Но, как и в первом фильме, финал будет позитивным и вдохновляющим. Что касается конкретных сумм, то тут сложно что-то сказать. Потенциал у ИСПЫТАНИЯ огромный, но в нынешних условиях 100 миллионов рублей будет хорошим результатом.

Премьера первой УЧИЛКИ состоялась на фестивале в Выборге, где лента собрала много откликов прессы. Сиквел вы также будете продвигать с помощью фестивалей?

А по-другому не получится, таким проектам для раскачки нужны первые отзывы критиков и представителей индустрии, которые также ездят на фестивали. Эта картина в августе стала фильмом открытия фестиваля «Короче» в Калининграде. Дальше подряд будут фестивали в Ростове-на-Дону и Оренбурге.

Старт проката фильма был запланирован на 4 октября. Почему произошла смена даты?

В начале октября – День учителя, логично было бы выходить в эту дату. В середине октября – годовщина теракта в театральном центре на Дубровке. Но в это же время у нас неизбежны проблемы с сеансами – выходит ВЕНОМ. Эту реальность также надо здраво оценивать. И если уходить, то куда? Что изменится? Ну уйдем мы на дату, где никого пока нет. Но обязательно ведь спустя какое-то время по соседству появится кинокомикс Marvel или еще что-нибудь. Пока ты не мэйджор и не имеешь возможности на начальной стадии заручиться поддержкой телеканала и двигать иностранные релизы, приходится играть по этим правилам.

Амбиции стать мэйджором у РФГ очевидны. У вас есть понимание, когда это должно произойти?

В первую очередь для нас является приоритетом выпуск качественного позитивного и яркого продукта. Фильмы, которые делаются от души, а не ради кассы и рейтингов, гораздо сильнее проникают в душу зрителя. Это важно! В этом году мы выпускаем в прокат семь картин разных жанров, рассчитанных на разную аудиторию. Следующий год будет не менее насыщенным, к тому же выходит наш флагманский проект – ТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА. Все это влияет на формирование позитивного имиджа и дает немало очков для прохождения в списки компаний-мэйджоров. Надеюсь, в скором времени мы пополним их ряды, ведь поддержка государства крайне важна в современных условиях.

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 марта 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Позывной «Пассажир» уступил «Командиру»
Подробнее
Минюст РФ признал актера Семена Трескунова* и режиссера Романа Либерова* иноагентами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Позывной «Пассажир» стартовал со второй строчки
Подробнее
Касса четверга: «Онегин» продолжает лидировать
Подробнее
Минкультуры призвало увеличить число компаний – лидеров отечественного кинопроизводства
Подробнее
Сборы «Вызова» в Китае за первый месяц проката могут достигнуть $7 млн
Подробнее
Официальная касса России: «Онегин» показал лучший старт среди проектов братьев Андреасян
Подробнее
Суд отклонил иск к Виктору Хориняку на 8 млн рублей
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 14–17 марта
Подробнее
Как здорово, что все мы здесь сегодня
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 14–17 марта 2024 года
Подробнее
Госдума нашла решение для ограничения выплат вознаграждений по авторским правам иноагентам
Подробнее
Российская драма «Просточеловек» получила награду на фестивале в США
Подробнее
Кристофер Нолан уже приступил к работе над новым фильмом
Подробнее
Андрей Кончаловский запустил культурологическое исследование «Это мы. Родные люди»
Подробнее
ФНС приостановила банковские операции компании «Телеспорт Груп»
Подробнее
Стали известны номинанты второй премии Художественного театра
Подробнее