top banner

Федор Попов: «Я не хотел бы ни на кого давить и включать административный ресурс»

Автор: Рая Башинская

22 апреля 2019

Режиссер и продюсер «Коридора бессмертия» − о своем фильме, майских датах и конкурентном окружении

Следующими после Нового года каникулами раздора вновь станут длинные выходные на майские праздники, когда интересы российских продюсеров в очередной раз столкнутся не только с зарубежным блокбастером, но и друг с другом. Режиссер и продюсер одного из участников «майской битвы», КОРИДОРА БЕССМЕРТИЯ, Федор Попов рассказал БК, как он оценивает усиление конкурентного окружения на дате выхода своего фильма.

Недавно в прокат вышел БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ, следующий патриотический военный проект – ваш. В последнее время выходит очень много российских военных фильмов. На этом фоне в чем вы видите сильные стороны своего проекта?

В БАЛКАНСКОМ РУБЕЖЕ все-таки другая история. Картину хвалят, я очень рад за создателей, так как их успехи поднимают репутацию военного кино в глазах зрителей. Особенно рад, потому что перед фильмом идет трейлер КОРИДОРА БЕССМЕРТИЯ (смеется). Я бы не стал говорить о сильных сторонах нашего кино, не потому что их нет, а потому что это было бы нескромно. Сильная сторона любой картины – ее качество. Пусть в этом отношении судит зритель, а сам себя хвалить я не могу. Но могу сказать, что у КОРИДОРА БЕССМЕРТИЯ есть свои особые стороны. Мы рассказываем о том, о чем еще никогда не рассказывали в кино. Надеюсь, эта уникальность многих привлечет. БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ, кстати, также затрагивает темы, о которых раньше вообще не говорили. Когда я узнал об исторических фактах, которые легли в основу сюжета КОРИДОРА, то был шокирован масштабом, новизной и секретностью темы. Семнадцать дней пять тысяч человек строили железную дорогу протяженностью 33 километра под бомбежкой и обстрелом! Во многом благодаря этой дороге ленинградцы выжили и победили. Мне это было интересно, смею надеяться, что и зрителей эта история не оставит равнодушными.

Фильм начинается с прорыва блокады Ленинграда, а посвящен он дороге, которая обеспечивала связь города с Большой землей и действовала год до полного снятия блокады. Передо мной стояла задача сделать кино не только для мужской, но и для женской аудитории. Картина рассказывает о молодых девчонках. Чтобы выжить, они пошли работать на железную дорогу. За те три месяца, что охватывает рассказ, девчонки, вчерашние школьницы, прошли путь, который многие не проходят и за всю жизнь, и, конечно, сильно изменились. Так что в фильме присутствует мелодраматическая сторона. Экшн и напряженные сцены, конечно, тоже есть. По дороге гоняют поезда – это риски, бомбежка, дуэль с фашистским бронепоездом, который подкарауливал наших и отстреливал в пределах прямой видимости. Многое нарисовано в компьютерной графике. Мы задержались с графикой на полгода именно потому, что добивались качества, а задачи были сложные. Иногда приходилось даже лица перерисовывать, если в массовке попадались «неблокадные» образы. В КОРИДОРЕ есть все, что может быть в такой картине – и экшн, и любовь, и юмор, и правда жизни.

Мы организовали много закрытых показов, и первые зрители были впечатлены картиной. Буквально вчера я приехал из Петербурга, где проходил Съезд движения школьников России – после просмотра его участники долго аплодировали, прониклись историей, задавали вопросы. Интересно, что среди них было много потомков блокадников. Зрители проживают эти два часа вместе с героями фильма, тем более его тема многих непосредственно затрагивает. Говорят, что их родственники-блокадники рассказывали то же самое. В картине много нового и интересного, она раскрывает неизвестные страницы нашей истории – и страницы сами по себе потрясающие. Когда я это узнал, то с трудом поверил, что такое было возможно, и очень удивился, что этого никто не знает.

Говоря о важных страницах истории, нельзя не вспомнить выходившую в январе военную драму СПАСТИ ЛЕНИНГРАД, где также рассказывали о неизвестных ранее событиях, связанных с блокадой. В чем вы видите различие и сходство этих проектов?

Я не видел фильма, но слышал о нем, к сожалению, много критических отзывов. Если они действительно пытались сделать а-ля ТИТАНИК, то очень жаль.

Как в целом вы оцениваете зрительский интерес к военным картинам?

Интерес к военным картинам у нас высокий. При этом в жанре представлены разные фильмы. Есть такие, как Т-34, который сделан как комикс. Я сейчас говорю без критической оценки, а всего лишь констатирую формат проекта. Люди смотрят, многим очень нравится. Большинству моих друзей понравился БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ. В целом, как мне кажется, зритель заинтересован в фильмах о войне. На мой взгляд, это очень справедливо.

Фильм планировался к выпуску еще в январе этого года. С чем связан перенос?

В январе выходила картина СПАСТИ ЛЕНИНГРАД. Ко мне обращались продюсеры фильма и не только они с просьбой как-то разойтись с фильмом. Аргументы о том, что мое кино впрямую рассказывает об этих событиях, а СПАСТИ ЛЕНИНГРАД все-таки про другое, не особенно были услышаны. Мы посоветовались с главой «Каро Премьер» Алексеем Рязанцевым и решили сдвинуть картину на май, чтобы не только освободить время для СПАСТИ ЛЕНИНГРАД, но и лучше подготовиться к выпуску. Эти дополнительные месяцы прошли не зря. Мы проделали огромную работу. Если бы мы вышли в январе, то релиз был бы менее подготовленным, хотя фильм вышел бы в свою, наиболее подходящую дату по теме фильма.

Как будут распределяться средства Фонда кино на поддержку в прокате, которые получил КОРИДОР БЕССМЕРТИЯ?

Мы получили поддержку из Фонда кино в размере 40 миллионов. По закону мы должны вложить еще и свои деньги, да мы их уже, собственно, и вложили. С 1 января наш трейлер показывался в кинотеатрах перед Т-34. Сейчас идет перед БАЛКАНСКИМ РУБЕЖОМ, раньше выходил перед НАРКОКУРЬЕРОМ, ПИКОВОЙ ДАМОЙ и еще рядом картин. Трейлеринг занимает приличную долю в бюджете. Фильм будет поддерживаться Первым каналом. Переговоры общего смысла закончены, сейчас идет согласование по объемам. Кроме Первого, будут и другие телеканалы. 23 февраля реклама шла по «России 1». Она была дорогая, но эффективная, так как это был праздник и многие в прайм-тайм были у телевизора. У нас планируется внушительное количество полиграфии, поскольку есть возможность размещения в формате социальной рекламы по всем регионам. Мы будем размещать рекламу во многих учреждениях Петербурга – и в спортивных клубах, и в магазинах, в ресторанах, на железной дороге, в институтах, вузах, школах, воинских частях, метро, даже в сети аптек по всей стране. Нашим главным партнером среди радиостанций станет «Авторадио». Интернет занимает очень солидный объем маркетинга. Точная структура распределения средств в целом уже имеется, на следующей неделе будет окончательное понимание уточнений по результатам уже проделанной большой подготовительной работы.

В целом мы проводим масштабную работу по продвижению. Здесь, я уверен, мы не будем хуже других и даже откроем новые активности в силу того, что где-то мы плотно работали, и в силу того, что у картины есть потенциал именно для этих активностей. Железная дорога, школьники, военные, которые помогали картине, курсанты. У нас есть своя специфическая зрительская аудитория – не только киноходящая, но и та, которая в кино, как правило, не ходит. 17 апреля мы покажем фильм в Госдуме – не просто чтобы показать и отчитаться, а чтобы поднять ресурсы по регионам, чтобы мы могли использовать возможности общественных движений. Если считать фактические затраты, то реклама фильма будет стоить около 70 миллионов. А если посчитать все задействованное, то продвижение обошлось бы на порядок дороже. Примерно так же мы и картину снимали. Тут я могу сказать с уверенностью и не без гордости, что бюджет фильма составил менее 200 миллионов и расходовался очень расчетливо. А на экране значительно больше денег, чем мы потратили, раза в полтора-два больше. Мы добивались скидок, все было сделано на энтузиазме, переработках – мы бились за каждый рубль. Так же мы действуем в продвижении картины.

Как вы оцениваете прокатный потенциал фильма?

Прокатный потенциал в итоге зависит не только от фильма, но еще и от его продвижения, и от окружения на дате выхода. К сожалению, на 29 апреля сдвинули МСТИТЕЛЕЙ, чтобы освободить второй уикенд для картины МИЛЛИАРД. Мы с прокатчиком понимаем, что конкурентное окружение резко обострилось, ситуация стала жестче. Целевая аудитория фильмов хоть и пересекается, но не буквально. С самого начала мы не хотели использовать методы по расчистке проката для КОРИДОРА БЕССМЕРТИЯ, хотя такие разговоры были. В итоге выпуск МСТИТЕЛЕЙ был смещен, но не под нас, а на нас. Мы продолжаем надеяться на заинтересованное участие министерства культуры в этом вопросе. В том, что касается качества фильма, мы сделали все, что могли. Первые показы говорят о том, что у нас что-то получилось. Картину смотрели военные, историки, ветераны. Они не только не нашли, к чему придраться, хвалили за историческую и профессиональную точность, но картина вызвала у них живые эмоции, сопереживание, слезы. Пока в этом смысле все выглядит многообещающе. Причем аудитория на показах была разных возрастов, в том числе и молодые зрители. Основываясь на первых просмотрах, смею надеяться, что у картины есть потенциал.

Начало мая станет следующей точкой напряжения в прокате из-за праздников, МСТИТЕЛЕЙ и множества российских релизов. На ваш взгляд, насколько важна раздвижка дат в прокате со стороны Минкультуры?

Новая ситуация со сдвигом МСТИТЕЛЕЙ повышает наши риски и ответственность. Считаю, что должны быть открытые правила игры, нужно биться потенциалом картины и потенциалом ресурсов ее продвижения. Я не хотел бы ни на кого давить и включать административный ресурс, но правила игры должны быть. Именно поэтому наша позиция была не раздражать сети и не действовать не совсем честными методами, используя лоббистские ресурсы. Раньше МСТИТЕЛИ выходили 24 апреля и забирали свой уикенд, дальше выходили мы и забирали свой, потом 9 мая стартовало БРАТСТВО Лунгина, тоже военная патриотическая картина (интервью состоялось в начале апреля − прим. ред.). У нас нет возможности еще сдвигать фильм, так как уже выпущена и отправлена в регионы полиграфия с датой выхода, проделана огромная работа по раскрутке. Есть возможность только отменить прокат и таким образом подогреть скандалом интерес к картине (смеется). Или биться за то, чтобы мы получили свою долю сеансов. Я не собираюсь конкурировать с МСТИТЕЛЯМИ – там во многом другая аудитория и другой ресурс. Однако какая-то координация и правила игры должны быть. Речь идет о трех отечественных проектах, между которыми вклиниваются МСТИТЕЛИ. Много разговоров идет от первых зрителей о том, что КОРИДОР БЕССМЕРТИЯ – нужная и важная картина, такие надо снимать, показывать, чуть ли не называют ее обязательной к просмотру для школьников.

В последний раз административный ресурс был задействован с ГУРВИНЕКОМ, когда зарубежный мультфильм КОРОЛЕВСКИЙ КОРГИ ушел с даты. Тогда кинотеатры впервые дали отпор и отказались показывать спорный мультфильм. Как вы оцениваете эту ситуацию? Не опасаетесь ли повторения?

Мне нечего бояться, так как это не я сдвинул, а на меня сдвинули. Ситуация с мультфильмом была нелепой и очень вредной, она привела к плачевным результатам. Могу понять кинотеатры: они – свободные предприниматели, которые занимаются бизнесом. Бизнес у нас в стране идет нелегко. Подобное вторжение в деятельность повышает риски показчиков, а ведь им нужно платить аренду и зарплату штату. О рисках я знаю не понаслышке. Перед съемками фильма нам поступили из минкульта 35 миллионов рублей, но затем у нашего банка отозвали лицензию, и все деньги были заморожены – мы их не получили до сих пор. Я выжил. Снял картину. Мы подняли огромное движение: люди собирали деньги, снимались бесплатно. Именно поэтому фильм стоил не 400–500 миллионов, а всего лишь 200, бόльшую часть которых составили возвратные средства, в том числе из Фонда кино. Мы все говорим, что хотели бы, чтобы кинотеатры развивались, государство их субсидирует, строятся новые площадки. Их можно построить, но как ими управлять и как им выживать, если потом вторгается регулятор и говорит: это не показывай, а это покажи потом? А реклама уже отпечатана, потрачены деньги на маркетинг. Перенос КОРГИ случился прямо накануне его выхода. Это привело к скандалу, в итоге продюсеры ГУРВИНЕКА не добились желаемого результата. Именно поэтому мы не хотели, чтобы МСТИТЕЛЕЙ раздвигали под нас, хотя был разговор о том, чтобы за две недели до мая американских фильмов не было в прокате.

С одной стороны, взрослую публику в кинотеатры можно завлечь только на длинных выходных, с другой стороны, на майских каникулах старшая аудитория, как правило, разъезжается ближе к природе. Как в связи с этим вы оцениваете выход на этих праздниках?

Для меня это тоже загадка. Я много раз слышал о том, что сборы на майских зависят от погоды. Совершенно точно не все люди уезжают на выходные за город – Москва, к примеру, не вымирает полностью. Предполагаю, что таких зрителей больше, чем в будние дни. Думаю, лучше выйти в майские праздники, когда часть публики уехала, чем в зимние будни, когда люди в кино ходят менее активно, чем в выходные. Надеюсь, картина не сойдет с первого уикенда и будет работать еще на втором, тем более что она посвящена празднику Победы. К примеру, когда 9 мая по всей стране пойдет «Бессмертный полк», во многих городах, особенно в Москве и Петербурге, там будут идти члены нашей команды – съемочная группа и актеры. Уже есть договоренности, что это отразится в СМИ. Мы готовим большую активность не только к выходу, но будем и дальше поддерживать фильм. Майские праздники предполагают бóльшие риски, чем другие каникулы, но тем не менее есть надежда, что не все зрители уедут. Год назад в это же время выходил СОБИБОР, который неплохо собрал, поэтому в плане кассы на майских праздниках у нас есть на кого равняться.

Конечно, мы бы хотели привлечь в кинотеатры киноходящую аудиторию, молодых зрителей до 35 лет. У нас много молодых персонажей, главные герои – девушки, в целом это картина про молодых. Надеюсь, фильм заинтересует молодежь. И совершенно точно я уверен, что придут зрители, которые обычно не ходят в кино. Это представители более старшего поколения, которые если не сами пережили блокаду, то знают о ней хорошо по рассказам своих родителей. Это ленинградцы, их потомки, военные, железнодорожники, ветераны и прочие. Такая аудитория приходит в кино, только если демонстрируется нечто связанное с историей людей, детством, юностью. Мы активно работаем над тем, чтобы привлечь ее на фильм. Вплоть до договоренностей с сетями на скидки, так как не все категории зрителей обладают возможностью купить дорогой билет. Мы сняли картину при поддержке государства и делаем все, чтобы обеспечить максимальный доступ к ней всех граждан.

Как и на каком этапе вы выбирали прокатчика?

Алексея Рязанцева я знаю давно. Я показал ему законченный фильм в прошлом году, он ему понравился, хотя были и замечания. После полугода совместной работы могу сказать, что наша общая вера в картину только растет. Ее усиливает команда, которая работает над продвижением. У нас три команды, продвигающие фильм в разных направлениях – мы сами, направление с социальной активностью и светской. Поскольку цена вопроса стоит жесткая (у меня мало невозвратных денег, в основном они все возвратные), по итогам проката мне еще надо ответить по обязательствам перед разными кредиторами, среди которых, к примеру, Фонд кино. Именно поэтому мы активно работаем над промокампанией фильма. Я должен сказать, что мы получаем много помощи. Например, большую премьеру в Петербурге организует наш партнер «Национальная Медиа Группа». Минобороны помогало нам во время съемок, благодаря ведомству мы получили такую организационную поддержку, которую невозможно оценить. Если бы мы платили за это какой-то коммерческой организации, бюджет был бы больше на много десятков миллионов. Нам очень сильно помогал Союз ветеранов России. Нас поддерживает Музей Победы – там пройдет московская премьера. За время съемок картины и ее продвижения у нас возникло приличное число сторонников. Уверен, что после показа в Думе и руководству Октябрьской железной дороги их будет еще больше. Все показы приносят прирост зрительской активности. Картина людей заряжает, действует на них безотказно. В разных регионах у нас есть договоренности с губернаторами о поддержке, включая местные СМИ и так далее, благодаря написанным Минкультуры обращениям с просьбой о поддержке социально значимого кино.

Не возникает ли проблем с росписью фильма, учитывая его хронометраж? Одновременно с ним будут работать МСТИТЕЛИ, продолжительность которых составляет три часа. В целом хронометраж – сложная проблема для кинотеатров. Не было ли пожеланий сократить картину?

Тот же БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ длился более двух с половиной часов, наша картина занимает 2 часа и 20 минут. Мы сделали по просьбе «Каропроката» версию на 125 минут, но в итоге поняли, что она хуже, потому что если сокращаешь в одном месте, то в другом становится непонятно – рушатся смысловые связи. Какие-то вещи, на которых строишь историю, возникают неподготовленными, не все оказывается понятно. Мы бы не смогли убедительно рассказать историю главной героини и передать масштаб происходящих событий за 90 минут. Многие не вошедшие в фильм сцены будут показаны в четырехсерийном формате на Первом канале. Права на картину откроются в сентябре, а показы пройдут в следующем году зимой, скорее всего к годовщине блокады или к 9 Мая.

Ваш прошлый релиз КАК ВИТЬКА ЧЕСНОК ВЕЗ ЛЕХУ ШТЫРЯ В ДОМ ИНВАЛИДОВ часто называют одним из тех российских фильмов, чей потенциал так и не раскрылся в прокате. Спустя время что, на ваш взгляд, помешало картине собрать достойную кассу?

Мы делали все, что было в наших силах. Если коротко, то помешало отсутствие прокатчика. Это сейчас легко говорить, что картина замечательная, а собрала мало. Но когда мы предлагали фильм мэйджорам, их такие проекты, авторские и малобюджетные, не интересовали, поскольку это не их масштаб, если только там нет ресурса лоббирования особого характера. Большую заинтересованность проявила «Вольга», но в последний момент отказалась. Предполагаю, что это связано с неудачным выпуском БЛОКБАСТЕРА. Предложения других независимых компаний были еще хуже, чем то, чего мы добились сами. Нам называли эстимейты не больше 10 миллионов при затратах на рекламу в 4 миллиона, если добавить их процент, то мы могли уйти в ноль или в минус. Мы пошли своим путем, затем к нам присоединился «КАРО.Арт». Фильм хорошо прошел в рамках их артхаусных показов, но сотрудничество с «КАРО.Арт» закрыло нам прокат в некоторых других компаниях, к чему мы оказались не готовы. Учитывая, что у нас не было никакого бюджета на продвижение, мы сделали максимально возможное в наших силах. Что касается прокатных результатов аналогичных более успешных картин, то я не знаю, какие там были затраты на рекламу. Такие относительные сравнения хороши только тогда, когда есть информация о бюджете, рекламе, доле возвратных и невозвратных средств. В любом случае мы не в убытке с ВИТЬКОЙ ЧЕСНОКОМ, потому что в дополнение к прокату фильм продан на Первый канал и хорошо продан в Интернет. В совокупности картина окупила себя, получила призы на престижных фестивалях по всему миру. У нас были даже зарубежные продажи, но незначительные. Небольшой продюсерский центр, который снимает дебютные фильмы с бюджетом 25–30 миллионов рублей, конечно, не обладает ресурсами продвижения на международном рынке. Тут еще не выстроена сбалансированная схема поддержки картин, которые снимались при госучастии. Если у проекта есть госфинансирование, он должен автоматически получить поддержку: не только деньгами, но и ресурсами – в продвижении и прокате, в том числе за рубежом.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее