top banner

Полина Прибыткова: «У «Иллюзиона» есть цель привлечь более молодую аудиторию»

Автор: Александр Нечаев

22 октября 2018

Арт-директор площадки – о переменах в легендарном московском кинотеатре

В Москве после реконструкции открылся один из старейших кинотеатров города – «Иллюзион». У него уникальный статус – это единственный государственный кинотеатр, находящийся под управлением Госфильмофонда. Репертуар там долгое время был соответствующий: архивное кино в советском дубляже. Однако после реконструкции запланированы серьезные перемены: оставаясь местом, где демонстрируются ретроспективы классических фильмов, «Иллюзион» планирует привлечь публику современного арт-мейнстрима. Об этом в интервью БК рассказала арт-директор кинотеатра Полина Прибыткова.

В конце лета «Иллюзион» открылся после реконструкции. Что изменилось и стоит ли ждать еще каких-то перемен?

За два месяца мы заменили материал пола на более прочный: до этого у нас был мрамор, который уже находился не в очень хорошем состоянии, теперь – черный гранит. Мы перекрасили стены, сейчас они не грязновато-желтого цвета. При этом мы не трогали ничего из того, что представляет историческую ценность. Наоборот, сделали акцент на лепнине и колоннах в фойе, подсветили их. Убрали опасную металлическую конструкцию, которая загораживала историческую лепнину на входе в кинотеатр. Сделали вывеску более похожей на ту, которая была у «Иллюзиона» в 70-е. В самом зале мы не стали менять техническое оснащение, оно у нас в нормальном состоянии. Но улучшения произошли и там: мы заменили ковролин, привели в порядок кресла, добавили подсветку на ступеньки. Конечно, это не все изменения – реконструкция продолжится на нижнем и втором этажах. Кроме того, мы решили закрыть старый кинобар. Вскоре в «Иллюзионе» заработает новый, и наши зрители смогут перед показом выпить не только чашку хорошего кофе, но и бокал вина. В данный момент мы в процессе получения лицензии на продажу алкоголя. Попкорна у нас по-прежнему не будет – это принципиальная позиция. В следующем году вдобавок к основному залу вместительностью 217 мест мы планируем открыть второй, на 30–40 мест, который будет работать в том числе как кинолекторий.

До реконструкции «Иллюзион» был известен как место, в котором проходят ретроспективные показы классики. Репертуарная политика претерпит какие-нибудь изменения?

Да, конечно. Мы по-прежнему останемся кинотеатром архивного кино. Это логично, потому что «Иллюзион» – это кинотеатр Госфильмофонда. Но ретроспективы мы планируем выводить на новый уровень. В последние годы «Иллюзион» вообще не взаимодействовал с научным отделом Госфильмофонда, теперь мы вводим эту практику. У нас появилась должность куратора – им согласился стать киновед Борис Нелепо. Мы хотим уйти от однообразного репертуара ретроспективных показов, который был раньше, сделать демонстрацию архивных фильмов событием, интересным более молодому зрителю. Архив Госфильмофонда огромен, он насчитывает большое число любопытных редкостей, о которых нам очень хочется поведать новой аудитории. Раньше увидеть все это мог только профессиональный зритель на фестивале «Белые Столбы». В начале ноября мы обязательно анонсируем наши новые архивные программы.

Судя по официальному сайту, «Иллюзион» делает ставку на показ зарубежного арт-мейнстрима, если говорить о современном кино. Это так?

Да, мы действительно планируем и дальше активно работать с независимыми дистрибьюторами, которые прокатывают арт-мейнстрим. Единственный момент – мы решили полностью отказаться от дубляжа и закадрового перевода, теперь в «Иллюзионе» можно посмотреть фильмы только на языке оригинала, с субтитрами. Но мы также работаем с российским арт-контентом. В идеале мы хотим прийти к формату синематеки, когда даже современный репертуар, партнерские спецпоказы и премьеры как-то взаимодействуют с показами архивного кино. При этом сеансы между ретроспективными и современными картинами делятся поровну.

В вашем кинотеатре прошел показ фрагментов блокбастера ВЕНОМ, в зале был приехавший в Москву Том Харди. Вообще, у «Иллюзиона» есть амбиции стать площадкой для громких столичных премьер?

Да, ведь этому благоприятствует сразу несколько обстоятельств: расположение в центре города, антураж кинотеатра с историей, вместительный зал. В ближайшее время у нас состоится несколько премьер российских фильмов. Что касается ВЕНОМА, то здесь к «Иллюзиону» проявила интерес студия Sony. Конечно, блокбастер из киновселенной Marvel – не совсем наш формат, но мы решили поэкспериментировать. К тому же это был не показ фильма целиком, а фанатское мероприятие с участием молодых и продвинутых зрителей, которых нам как раз хочется привлечь. Так что эксперимент прошел очень успешно. Но демонстрировать голливудские блокбастеры полностью в наши планы все же не входит. 

После реконструкции вы заметили увеличение посещаемости?

Да, зрителей визуально стало больше. Может быть, как раз в силу того, что многим интересно посмотреть, что же изменилось. Из-за начала показов фильмов на языке оригинала стало меньше возрастной аудитории. Но это не сказалось на заполняемости залов – на вечерние сеансы в «Иллюзионе», как правило, проданы почти все билеты. У нас довольно гибкая ценовая политика: вечером в выходной день можно посмотреть кино за 350 рублей. Цена билета на архивные фильмы составит 100–150 рублей. Также у нас запланировано множество бесплатных сеансов – уже в начале октября мы, например, планируем показать картины Куросавы и Клузо с пленки из коллекции Госфильмофонда. Нам в этом смысле очень помогает то обстоятельство, что как государственный кинотеатр мы можем не думать в первую очередь о прибыли и сосредоточиться на просветительских целях.

Но вы также начали работать с компанией CoolConnections, которая как раз известна тем, что лучше многих умеет зарабатывать на небанальном арт-контенте. С чего началось это сотрудничество?

Это было движение навстречу друг другу. У CoolConnections есть репутация, опыт и постоянная аудитория, у нас – подходящая площадка. Мы хотели бы, чтобы эту площадку аудитория проектов CoolConnections и в дальнейшем посещала «Иллюзион». Это понемногу и происходит. В сентябре мы совместно провели фестиваль датского кино, сейчас у нас в репертуаре запись трансляции британского спектакля «Гамлет» проекта TheatreHD, он идет с большим успехом. В ближайшее время в «Иллюзионе» пройдут показы фестиваля американского документального кино Show US, который также организован CoolConnections. Причем фильмы можно будет посмотреть абсолютно бесплатно – зрителям нужно просто следить за анонсами на сайте кинотеатра и на наших страницах в соцсетях. Мы расцениваем эти показы как вклад в развитие кинотеатра.

В таком случае вы, должно быть, заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с CoolConnections? Их флагманские мероприятия вроде AMFEST и BRITFEST пользуются большой популярностью у аудитории арт-мейнстрима.

Да, мы были бы очень рады организовать показы в рамках того же фестиваля нового британского кино. Но сейчас все ждут, когда вступит в силу закон о прокатных удостоверениях для фильмов, показанных в рамках фестивалей. Когда станет понятен механизм работы, тогда можно будет говорить о какой-то конкретике. 

Этот закон, по идее, должен вас сильно беспокоить – ведь ретроспективные показы архивных фильмов также попадают под его действие. Как вы будете решать эту проблему?

Строго в рамках закона, конечно. Сейчас опять же никому не понятно, как именно станут выдавать прокатные удостоверения фестивальным и ретроспективным картинам – будет ли это обычная процедура или введут упрощенную схему. Исходя из этого мы и собираемся решать вопросы с ретроспективами. У многих старых картин уже есть прокатное удостоверение, с ними нет никаких проблем. Но у многих, конечно, его нет. И если вдруг наш куратор соберет программу архивного кино, в которую попадут фильмы без прокатного удостоверения, то мы, разумеется, будем бороться за то, чтобы показать ее зрителю в полном объеме. 

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
Предварительная касса четверга: в десятку попали сразу шесть новинок
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Стала известна дата вручения премии «Оскар» в 2025 году
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Сергей Минаев и Андрей Золотарев выступят отборщиками фестиваля сериалов «Пилот»
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» показало лучший старт в истории компании A24
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее