top banner

Алексей Рыбин: «Мы снимали о том, что касается каждого человека»

Автор: Мария Позина

11 июня 2017

Режиссер фильма «Скоро все кончится» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

Алексей Рыбин – фигура в российской культуре как минимум заметная. В 1981 году он вместе с Виктором Цоем стал одним из основателей группы «Кино», в которой выступал в качестве гитариста и директора. Позже с музыкальной переключился на литературную деятельность, написав несколько романов, один из которых, «Черные яйца», в 2008 году был номинирован на премию «Нацбест». Параллельно Алексей занялся продюсированием телесериалов, участвовал в создании таких проектов, как «Шеф», «Литейный» и другие. И, наконец, в 2016-м он снял свой режиссерский дебют СКОРО ВСЕ КОНЧИТСЯ – и сразу попал в конкурс «Кинотавра».

У вас очень насыщенная творческая биография. Что послужило толчком к тому, чтобы попробовать себя и в кинорежиссуре?

Я довольно долго работал в телевизионном кино в качестве креативного продюсера, учился, наблюдал. В конце концов мы с Игорем Гудковым основали собственную компанию и стали делать то, что нам интересно. В нашей стране (да и во многих других) сейчас кино в массе своей продюсерское – а продюсером я уже был. Поэтому, чтобы совместить приятное с полезным, мы начали снимать кино режиссерское – и режиссером стал я. Для меня это безумно интересно, и самое главное, я получаю от этой работы огромное удовольствие, мало с чем сравнимое. Кинорежиссура – это моделирование и создание собственного, совершенно нового мира – даже на самых «бытовых» сюжетах. Это искус, конечно, но как и любое искусство. А для меня кино – это в первую очередь искусство, а не конвейерное производство. Тарковский говорил, что цель создания любого художественного произведения – достижение абсолютной истины. И если все идет хорошо, то в момент создания, завершения автор достигает этой истины – пусть хотя бы на миг. Даже при написании панк-песни. Это очень специальное ощущение, и испытать его дорогого стоит.

О чем ваше дебютное кино?

Это фильм о простых людях, которые составляют основную часть населения нашей страны. Главный герой живет в Санкт-Петербурге, работает на заводе токарем. Однажды он встречает девушку, между ними возникают сложные отношения, и через них герой переосмысливает свою жизнь. Это история про выбор, про умение прощать, про какие-то, возможно, банальные вещи, но они касаются абсолютно каждого, потому что люди в массе своей боятся выбирать. Это самая большая проблема для любого человека – сказать «нет» или «да». Мне кажется, у нас получилось жесткое, динамичное кино. Жесткое не в том смысле, что там есть насилие, разборки, менты и бандиты, а по своей драматургии, по тем ситуациям, в которых оказывается наш герой.

У вас довольно редкий герой для современного российского кинематографа. Рабочие сегодня не часто появляются на широком экране.

Да. И для меня это странно. Мне вообще странно деление людей по профессиональной принадлежности. «Кино про рабочих», «кино про ментов»... Мы не снимали кино про рабочих. Мы снимали о том, что касается каждого человека, живущего в нашей стране. А что до профессии, то последняя русская картина с героем-рабочим, мне кажется, это ВЛЮБЛЕН ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ. Вроде бы после нее я не видел ни одного фильма с героем, стоящим у станка. А ведь у станка стоят миллионы наших сограждан, и у каждого из них своя жизнь. Когда мы пришли на завод и увидели современных рабочих, картина мира слегка сдвинулась. Это парни, рассекающие по огромным цехам на скейтах, с волосами, завязанными в хвосты, с руками в дорогих тату, с плейерами на поясах, а рядом с ними – привычные хрестоматийные работяги советского образца. Все это безумно интересно, это реальная жизнь, которую не показывают в кино. Это ограниченность сценаристов, вероятно. Узость мышления. И наш рабочий – парень вполне современный и для многих неожиданный. Возвращаясь к кино: вот у Звягинцева в ЛЕВИАФАНЕ герой – простой рабочий мужик, и тоже довольно неожиданный.

Можно ли сказать, что этот фильм в чем-то перекликается с вашим?

Нет, это совершенно разные картины. ЛЕВИАФАН – монументальное полотно, которое, несмотря на содержание, в общем-то, гламурное. У нас более шероховатый фильм – не по качеству, а по настроению. Я думаю, по манере съемки, по приближенности к реальности и по манере актерской игры он даже ближе к европейскому кинематографу, чем к российскому.

Расскажите про своих главных исполнителей.

Главные роли у нас играют Михаил Сиворин и Оксана Скакун. Очень типажные ребята, не медийные и оттого дающие ощущение правды, реальности. Мишу мы нашли совершенно случайно, долго искали актера и на встрече в кафе вдруг увидели его – опа, то, что нужно! Попробовали – и он отлично вписался. Оксану Скакун я знаю давно, еще по работе в телесериалах и телемуви. Она тоже идеально подошла на роль главной героини – раскрылась так, что у меня у самого мурашки по коже... Кроме того, у нас сыграл заслуженный артист России Сергей Васильевич Лосев.

Учитывая ваш богатый музыкальный бэкграунд, интересно узнать про саундтрек фильма.

В этом кино очень мощный саундтрек. Мы отказались от композитора и специально использовали песни неизвестных широкой публике, но очень крутых групп. «Аффинаж», например. Песни подбирали около года. Это тоже был эксперимент. Песни на наших глазах меняли картину, и мы не мешали этому. Она стала живой – сама по себе рождалась, мы ей только помогали. Там все сошлось.

Планируете ли вы выпускать фильм в прокат?

Мы думаем об этом. Каждому хочется, чтобы его работу увидели. Понятно, что наш фильм не для широкого проката, но нам бы хотелось показать его в кинотеатрах. Весь мат мы «запикали», так что ничего не мешает (смеется). «Для своих» останется, конечно, режиссерский вариант со всеми прелестями.

Что для вас значит участие в «Кинотавре»? Чего вы ждете от фестиваля?

Мы ждем победы, как, наверное, и все остальные участники. Иначе зачем ехать на конкурс? (Смеется.) Если серьезно, то для меня большая честь и большая радость, что нас взяли в конкурсную программу «Кинотавра». Это уже официальное признание того, что картина состоялась – можно сказать, получили подпись и печать.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
Оригинальнее некуда: итоги 2023 года для российских онлайн-кинотеатров
Подробнее
Официальная касса России: сборы фантастики «Сто лет тому вперед» превысили 900 млн рублей
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» остается лидером третью неделю подряд
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
Кантемир Балагов готовится к съемкам англоязычного проекта
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 9–12 мая 2024 года
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее