Ира Волкова: «Мне было интересно сделать разговор сюжетом, событием, причиной и конфликтом»

Режиссёр-дебютант - о том, как бесплатно привлечь на проект звёзд и чем заинтересовать Сергея Сельянова

Ира Волкова пробовала себя в разном кино – документальном, телевизионном, анимационном, короткометражном игровом, и ее усилия неизменно приветствовались фестивалями. В своем полнометражном дебюте она опять задается поиском новых нестандартных форм: действие каждой из пяти новелл разворачивается в пределах одного места, а драматургическое развитие происходит внутри собственно разговора между героями. Нужна большая смелость, чтобы выстроить фильм на диалогах, подчинить им все составляющие картины, и это у режиссера получилось – прежде всего благодаря живым, непосредственным, тщательно продуманным текстам и актерской органичности.

Вы взялись за сложную задачу: это только с виду может показаться, что снимать кино, построенное на диалогах, просто, но ведь нужно уметь удержать внимание зрителя. Вы не боялись, что у вас может не получиться?

Страх был, но он исчез, как только мы начали снимать. Голоса будто находили свои потерянные тела, свои дома. Текст впитывал в себя атмосферу персонажей и получал новое звучание. Я во всех своих работах пытаюсь решить какую-то нетипичную задачу, и это часто происходит интуитивно. ДИАЛОГИ – тоже эксперимент, до того у меня было пластичное, но скорее «молчаливое» кино. Поэтому мне и было интересно снять такой фильм: сделать разговор сюжетом, событием, причиной и конфликтом. Я считаю, что наши диалоги замечательные, и поэтому было несложно придумать, в какой форме их воплотить. Важнее было задать такие рамки, чтобы создать интимную атмосферу. Диалоги, по сути, очень личные, актеры называют друг друга настоящими именами, как в жизни, и это тоже очень помогает. Возникает доверие и сопереживание происходящему.

Каждую историю мы старались снимать по-разному, тщательно продумывали контекст – чтобы диалоги выглядели так, будто не могли состояться ни в каком другом месте. Например, новеллу «Пистолет» мы снимали рядом с Триумфальной аркой – парижским мотивом. Он звучит в московской унылой, серой зиме, которая вдруг переливается огнями за спинами героев. В одном непрерывном тринадцатиминутном кадре герои возвращаются друг к другу, как к несбывшейся мечте, забыв о реальности. Великолепная и тонкая актриса Ольга Сутулова играет женщину со сложным и противоречивым внутренним миром. Ее героиня любила, прощала, умела мечтать, но устала. Она захотела обыкновенного счастья. И когда герой Евгения Цыганова вдруг снова появляется в ее жизни, эти мечты возвращаются, но не для того, чтобы сбыться. Поэтому мне казалось, что встреча героев должна происходить на одном дыхании, в одном кадре.

Долго ли вы подбирали актеров?

Нет. Сложность была в том, чтобы соединить их друг с другом. Они много снимаются. Им нужно было найти время для нашего некомерческого фильма, они ведь работали бесплатно. Мне хотелось показать актеров в несколько другом ключе, соединить в кадре тех, кто никогда не снимался вместе. Например, мне кажется, что до новеллы «Чайки» (да и после) Саша Яценко никогда не играл счастливого человека, а мы нашли эту потрясающе тонкую краску, улыбку... Молодых актеров из новеллы «Запах» Алексея Маслодудова и Сергея Овчинникова я увидела в спектакле «Театра.doc». Все тщательно готовились к роли, всегда были репетиции. Мне хотелось, чтобы их самих интересовал материал, чтобы они видели какое-то профессиональное развитие для себя. Конфликтов у нас не возникало, разве что по организации. Например, когда мы снимали «Пистолет» у метро «Парк Победы», несмотря на разрешения рядом кружила полиция и приходилось откупаться. Зато все люди, которые проходили мимо площадки, фотографировались с нашим золотым «Жуком». Владимир Валентинович Меньшов показал нам настоящий актерский класс: снимался в невыносимую жару, очень ответственно работал над персонажем, мы даже ездили с ним в больницу и общались с людьми, у которых похожие проблемы с памятью, как у героя новеллы «Коктейль».

Как вы писали текст – использовали, например, вербатим, подслушанные диалоги?

Настоящего вербатима здесь нет. Мой замечательный соавтор Костя Стешик в своем слове и опыте отталкивается от реальной жизни», обладает определенной наблюдательностью, слышит эти живые интонации, которые убедительно существуют в его текстах. Я знаю людей, которые могут вот так разговаривать о личном, думать вслух. Мне не нужны были символизм, многозначительность или отстраненность. Наши диалоги должны были звучать если не по-домашнему, то жизненно, обыденно.

Вы изначально придумывали фильм как полнометражный?

Да. В фильм должно было войти девять новелл, но в итоге мы остановились на пяти – думаю, это правильное решение. Осталось ровно столько, сколько необходимо для целостного восприятия всей картины.

А когда появился Сергей Сельянов?

Этот вопрос любят задавать все. Сергей Михайлович появился после «Чаек». Для нас это было очень важно. Прежде всего потому, что после встречи с ним появилась уверенность в том, что мы снимаем интересный материал. Он точно почувствовал наше кино. Для нашей камерной истории это было важнее любых денег. Я хочу, чтобы фильм увидели не только на фестивалях, но и в кинотеатрах. Несмотря на форму и даже некоторую экспериментальность, я думаю, он будет понятен людям – может быть, даже больше, чем критикам.

В картине неоднократно возникает тема смерти.

Да, это правда, причем говорят о ней молодые. В жизни каждого человека наступает период, когда он «вдруг понимает, что что-то не так» (как говорит герой новеллы «День рождения»). Что ему остается? Либо смириться, либо измениться. Однако бывает так, что человек не в силах сделать ни то, ни другое. Он ищет спасения, как перепуганый пассажир самолета, еще только стоящего на взлетной полосе. Смерть может стать «аварийным выходом» (в кавычках), и самолет улетит без него. Для меня смерть – это не выход. Я понимаю, что она есть, она рядом и своим присутствием делает жизнь ценной во всей ее хрупкости и непредсказуемости.

ДИАЛОГИ

Россия, 2013, 131 мин., 16+

Режиссер Ира Волкова

Авторы сценария Константин Стешик, Ира Волкова

Оператор Константин Постников

В ролях: Владимир Меньшов, Евгений Стычкин, Алексей Юдников, Агния Кузнецова, Роман Артемьев, Алексей Маслодудов, Сергей Овчинников, Ольга Аксенова, Ольга Сутулова, Евгений Цыганов, Мария Шалаева, Александр Яценко

Продюсеры Сергей Сельянов, Ира Волкова

Производство Кинокомпания СТВ

Прокат «Наше кино»


06.06.2013 Автор: Максим Туула

Самое читаемое

Очная защита четырех десятков картин пройдет 19 ноября

Фонд кино назначил дату нового питчинга проектов «иных компаний»

Подробнее
Это компания «Белые ночи», входящая в структуру «ГПМ КИТ»

В России появится новый прокатчик, специализирующийся на авторском кино

Подробнее
Первые 24 проекта

Дополнительные питчинги Фонда кино 2019: независимые компании. Часть 1

Подробнее
«Ангелы Чарли» и «Мидуэй» заметно отстают

Касса четверга: «Ford против Ferrari» обогнал все остальные новинки

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru