top banner

Нурлан Жунусов: «Мы верим, что честность будет самым важным принципом работы»

Автор: Анна Багрова

26 июня 2017

Гендиректор казахстанской сети кинотеатров CINEMAX – о бокс-офисе страны, кинопрокатном бизнесе и предпочтениях зрителей

Вопрос ведения полноценной статистики кассовых сборов Казахстана назрел давно, но лишь немногие игроки этого рынка выступают за его прозрачность. Среди тех, кто за честность и открытость – генеральный директор сети кинотеатров CINEMAX Нурлан Жунусов, с которым мы поговорили о ситуации, сложившейся вокруг статистики бокс-офиса в Казахстане, о кинопрокатном бизнесе в этой стране, а также о предпочтениях казахстанских зрителей.

Нурлан, мы не понаслышке знаем, что дела со статистикой проката в Казахстане обстоят непросто – для печатных номеров БК мы собираем определенный объем данных и в процессе неоднократно сталкиваемся с непониманием, как и зачем предоставлять нам информацию. Как вы, будучи непосредственным игроком кинопрокатного рынка Казахстана, оцениваете ситуацию изнутри?

Статистика по Казахстану в БК – это отлично! Понятно, что процесс только начался и данные пока будут неполными. Я с нетерпением жду тот день, когда мы увидим сто процентов сборов, и вы сможете сделать хороший анализ бокс-офиса и динамики. Действительно, сейчас наш рынок непрозрачен, доступ практически к любой информации закрыт. Мы, например, просим кинопрокатчиков и студии давать нам информацию по нашей позиции на рынке и почти всегда получаем отрицательный ответ. Нам нечего скрывать, мы на регулярной основе публикуем в деловых изданиях Forbes и «Капитал» данные о сборах, о нашей выручке, о количестве проданных билетов и так далее. Также мы делаем прогнозы и, что еще интересней, потом публикуем данные о достижении плановых показателей. А теперь ответьте на вопрос: почему так не делают все участники рынка? Что они скрывают? Невозможно развиваться без ориентиров. Мы движемся «по звездам» – ни тебе компаса, ни GPS. Ориентироваться и анализировать сборы помогают данные и публикации «Бюллетеня кинопрокатчика». Я на постоянной основе читаю ваши посты в Facebook, смотрю данные по сборам в России и СНГ, аналитику на сайте. Конечно, у каждого рынка есть свои отличительные моменты, но в общих чертах наши рынки похожи, менталитет у людей примерно одинаковый – сказывается общая культура в рамках СССР. Для меня аналитика по России – некий флюгер, и я часто вижу очень схожие данные по долям сборов, топам лидеров недели или месяца и так далее. Аналитика «Бюллетеня кинопрокатчика» позволяет смотреть соотношение сборов между фильмами, понимать, хорошо мы отработали или плохо, делать прогнозы и выводы.

По словам генерального директора российского офиса comScore Романа Исаева, еще до открытия кинотеатра CINEMAX Dostyk Multiplex вами уже было выражено желание выгружать данные в автоматическом режиме. Почему вам это кажется принципиальным?

В 2014 году, когда мы выходили на рынок кинопоказа с нашим первым проектом, десятизальным кинотеатром CINEMAX Dostyk Multiplex, в Казахстане действующим условием распределения выручки между кинопрокатчиками или студиями и кинотеатрами было 60 на 40 в пользу первых. Данные «непартнерские» условия губили кинобизнес и не позволяли кинотеатрам развиваться. Даже самые грубые расчеты показывают, что Казахстан должен был бы собирать 12 процентов от бокс-офиса России, но сейчас эта цифра в районе 5-6 процентов. Кроме того, в 2014-м весь кинорынок Казахстана, мягко говоря, был в тени. Некоторые кинопрокатные компании боролись за прозрачность кассовых сборов, требуя от кинотеатров честного исполнения условий договора, вплоть до полной блокировки предоставления контента. Но по большей части кинопрокатчики и студии смотрели на проблему сквозь пальцы. Нужно отметить, что в Казахстане нет ЕАИС и государство никак не поддерживает открытость рынка, не требует прозрачности. Мы осознанно подошли к этим проблемам и предложили рынку новые правила. CINEMAX как кинотеатр гарантирует, что сто процентов кассовых сборов будут прозрачны. Честность у нас на первом плане. Взамен мы попросили у кинопрокатных компаний распределения выручки 50 на 50. Кроме того, мы гарантировали, что будем помогать контенту студий с рекламной поддержкой и продвижением. Да, мы были «белой вороной», над нами смеялись. Но вот уже почти три года мы состоим в партнерских отношениях с теми кинопрокатными компаниями, которые нас услышали, и показываем лучшие результаты сборов по проектам студий в Казахстане. Поэтому нам comScore был необходим как инструмент онлайн-отчетности и возможности мониторинга сборов. Конечно, не все нас услышали и не все нам поверили. Мы до сих пор находимся в процессе переговоров с одной из студий. Очень трудно изменить и развернуть целый рынок, который жил по старым правилам более двадцати лет, но мы верим в наши силы и в то, что честность будет самым важным принципом работы. В ноябре прошлого года мы открыли наш второй проект в городе Шымкент – семизальный CINEMAX Shymkent Multiplex. И, конечно же, он с первых дней работы подключен к системе comScore. Пользуясь случаем, я хотел бы выразить благодарность команде comScore за то, что они всегда идут на контакт и мы оперативно решаем все вопросы. Роман, вы и ваша команда помогаете нам на этом непростом пути!

По вашим наблюдениям, как идет процесс подключения других кинотеатров в Казахстане к comScore? Какое у них отношение к этой системе?

Многие не хотят подключаться, выступают против… Выводы делайте сами. Отношение к системе у многих кинотеатров и киносетей такое: все можно обойти. Их выбор – быть на слабой, теневой стороне, на стороне корректировки отчетности, конфликтов с кинопрокатчиками и студиями. Но каждый делает выбор сам. Я знаю, что к системе подключены киносеть Chaplin Cinemas и, возможно, еще пара кинотеатров. Прокатчик Sulpak Cinema сильно радеет за прозрачность кассовых сборов и за подключение к comScore, в этом мы их всегда поддерживаем и благодарны компании за прогрессивный взгляд, а также правильное видение будущего.

Сейчас, как вы сказали, государство не требует прозрачности от рынка кинопроката. Изменится ли эта ситуация в будущем? Возможно ли, что в Казахстане появится регулятор, аналогичный российский системе ЕАИС, созданной усилиями государства?

Сейчас рассматривается законопроект о кинематографии, в котором прописан пункт о системе отчетности, но я уверен, что он так и останется на бумаге. Мы со своей стороны направили министру культуры и рабочей группе, разрабатывающей законопроект, письма о том, что готовы участвовать в разработке программы онлайн-отчетности кинотеатров и даже быть ее оператором. Прошло несколкьо мемяцев… Тишина.

Рассматриваются ли еще какие-то меры по развитию кинопроката и национального кинематографа Казахстана на законодательном уровне?

Уже год идет обсуждение, высказывается много идей и мнений. К чему придут – пока непонятно. Тут еще накладывается ситуация с приватизацией государственного предприятия «Казахфильм», которое полностью содержится за счет госбюджета. Государство больше усилий направляет не на поддержку национального кинематографа, а на финансирование необходимых фильмов по заказу министерства культуры.

В целом каковы на сегодняшний день предпочтения казахстанской кинотеатральной публики? Какие жанры наиболее популярны?

Наиболее популярный жанр – экшн (к которому относится бόльшая доля кассового студийного кино), далее идут комедии, мультфильмы (семейный контент), а за ними уже следуют драма, хоррор и так далее. Вот вам топ-5 самых кассовых фильмов 2017 года за первые четыре месяца в нашем десятизальнике CINEMAX Dostyk Multiplex: БОСС-МОЛОКОСОС, ФОРСАЖ 8, ЛОГАН, ЗВЕРОПОЙ и КОНГ: ОСТРОВ ЧЕРЕПА. То есть доля иностранных фильмов высока. Это обусловлено в первую очередь качеством проектов и теми ресурсами, которые вкладываются в их создание и продвижение. Но стоит также отметить, что постоянная работа некоторых участников рынка над прозрачностью кассовых сборов отчасти привела к росту бокс-офиса локального кино, и, видя отдачу от проектов, многие в Казахстане сейчас активно инвестируют и снимают национальные проекты.

Насколько фильмы локального производства востребованы зрителем?

Что касается сборов наших кинотеатров, то национальные проекты отлично собирают в Шымкенте. В период с декабря по февраль 2016-2017 годов пальму первенства по сборам там одержали национальные проекты БИЗНЕС ПО-КАЗАХСКИ, ГЛАМУР ДЛЯ ДУР, В ПОИСКАХ МАМЫ (киргизский проект с участием казахского актера). Казахстанское кино популярно, но его мало. В год выходит порядка 10–15 картин, которые собирают около 5-6 миллионов долларов по стране, то есть 2–5 процентов от всего бокс-офиса Казахстана. В прокат мы берем не все проекты. Например, за два с половиной года работы мы почти не прокатывали продукты того же «Казахфильма». Некоторые нас за это не любят, но мы критично подходим к отбору фильмов, которые показываем зрителю. Зачастую их качество оставляет желать лучшего, однако мы видим прогресс и рост уровня отечественного кино.

Как в Казахстане относятся к российскому кино?

К российскому кино относятся хорошо. Но мы видим разницу между тем, какую кассу российские фильмы собирают в России и у нас. Хорошо идут все жанры, и так же, как и по национальному и голливудскому кино, сборы определяют качество фильма и интерес к нему публики.

Каким вы видите будущее кинопроката в Казахстане? Каких усовершенствований, на ваш взгляд, не хватает?

Всем участникам рынка важно осознать: профессионализм, честность, партнерские отношения – вот основы и фундамент любого хорошего и правильного будущего. То, что сейчас заложено в фундаменте кинопрокатного бизнеса, нужно менять, и мы меняем. Помогайте! Без изменений не будет прогресса. Цикл прост: студии создают отличный контент – кинопрокатчики контент отлично продвигают – кинотеатры контент отлично расписывают – бокс-офис показывает отличные результаты – кинотеатры, кинопрокатчики и студия рады отличной выручке. Теперь добавьте в этот цикл непрофессионализм, отсутствие прозрачности, давление со стороны студий или кинопрокатчиков (не будем скрывать, что они часто давят на кинотеатры), неуважение – и все, цикл сломан. Вопрос всегда стоит в выборе. Со своей стороны мы демонстрируем профессионализм и уважение к партнерам, что приводит к хорошим результатам. CINEMAX третий год подряд растет в сборах на 20–25 процентов. Причем уже в 2014-м мы были в топ-3 по стране. И кинотеатры нашей сети показывают одни из самых высоких сборов в Казахстане не потому что они особенные. Нет, просто мы действительно вкладываемся каждый день в наше дело. Уже сейчас приступили к трансформации бизнеса и работаем над тем, чтобы стать компанией международного уровня. Мы не просто видим свое будущее, мы строим его каждый день. И это интервью – один из кирпичиков того будущего, которое мы строим. Благодарим вас, «Бюллетень кинопрокатчика», за вашу работу и за то, что освещаете наш рынок! Успехов вам!

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее