top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Российское авторское общество: что это?

Рассказываем об организации, которой все кинотеатры должны отчислять процент от сборов

 

Один из моментов в работе кинотеатров, споры вокруг которого не утихают – это отчисления в пользу Российского авторского общества. На текущий момент все кинотеатры обязаны платить организации от 0,5% до 1,2% от сборов каждого фильма в репертуаре. Разбираемся в механизмах работы кинотеатров с РАО и существующих подводных камнях.  Материал подготовлен при содействии члена совета Ассоциации владельцев кинотеатров Сергея Пирожкова.

 

Справка

Согласно официальному сайту, общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) – негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. РАО управляет имущественными правами авторов и других обладателей авторских прав, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно. Например, при сборе авторского вознаграждения за передачу музыкальных произведений в эфире и по кабелю, при их публичном исполнении или публичном показе фильмов, где звучат произведения, при их воспроизведении и репродуцировании. Организация была создана в 1993 году, и сейчас защищает интеллектуальную собственность более 26 тысяч российских и 2 млн иностранных авторов и правообладателей. При этом авторские права защищаются вне зависимости от того, заключил ли правообладатель договор с РАО или нет. РАО – одна из четырех аккредитованных государством организаций, которые управляют коллективными интеллектуальными правами, и самая крупная в своей конкретной области.

РАО собирает авторское вознаграждение со всех, кто воспроизводит музыкальные произведения, и в дальнейшем перечисляет средства соответствующим авторам за вычетом платы за услугу. Сбор взимается в том числе с кинотеатров, поскольку считается, что в составе каждого кинофильма присутствует музыкальное произведение. Выплаты кинотеатр осуществляет на основании договора о выплате авторского вознаграждения (ознакомиться с ним можно на сайте организации). Размеры авторского вознаграждения рассчитываются в процентах от дохода с продажи билетов. Согласно размещенному на сайте РАО документу, ставки варьируются в зависимости от ряда факторов. Так, базовая ставка составляет 1,2% от выручки от продажи билетов. Сетевые кинотеатры, представленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, общее число посадочных мест в залах которых превышает 2500, должны отчислять 1,0% от выручки. Кинотеатры, в репертуаре которых доля кинофильмов детского репертуара составляет более 35% (это должно быть подтверждено документально), платят 0,8% от выручки. Та же ставка распространяется на кинотеатры, входящие в реализуемую федеральную программу развития российского кинопоказа, а также несетевые площадки, расположенные в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тысяч человек. При публичном исполнении научно-популярных и документальных фильмов формата IMAX ставка составляет 0,5%. Впервые открывшиеся кинотеатры в первый год платят 0,5%, во второй – 0,8%. Площадки, открывшиеся после переоборудования (замены аналогового кинопроектора на цифровой), выплачивают в первый год 0,8% выручки, во второй – 0,9%. В третий год ставка в обоих случаях составляет 1%, в четвертый – 1,2%.

Дополнительные платежи взимаются за озвучивание фойе и баров кинотеатров, а также при наличии бильярдных столов или боулинга. Причем за музыку в консешн-зонах и местах отдыха в кинотеатре нужно будет заплатить не только РАО, но и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая собирает отчисления в пользу исполнителей и аранжировщиков. Размер выплат здесь зависит от площади мест отдыха, количества посадочных мест и не только.

На данные момент отчисления в РАО осуществляют практически все кинотеатры, а те, кто этого не делают, могут подвергнуться судебным преследованиям. Поэтому при открытии нового кинотеатра с организацией лучше связаться самостоятельно. В договоре РАО указано, что в случае открытия новой площадки или кинозала нужно письменно информировать об этом общество не позднее чем через 10 дней. В случае переоборудования кинотеатра/кинозала нужно в срок до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором такое переоборудование было произведено, письменно информировать об этом общество.

Представлять обществу оформленный, подписанный и скрепленный печатью отчет за прошедший месяц следует не позднее 10 календарных дней после окончания каждого месяца. В тот же срок придется перечислять отраженную в отчете сумму авторского вознаграждения на расчетный счет РАО. Неустойка за невыплату составляет в размере 0,3% от полагающихся к выплате сумм за каждый день просрочки.

Работа авторских обществ в других странах

Во многих странах, европейских, азиатских, в Южной Америке существуют аналогичные сборам РАО «налоги на музыку». Ставки и механизмы везде разные. Член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Сергей Пирожков считает, что в России созданы одни из самых плохих условий в мире по процентной ставке авторского вознаграждения. В нашей стране кинотеатр выплачивает авторское вознаграждение из своей доли от проката фильма, при этом процентная ставка рассчитывается от валового сбора. Среднестатистические отчисления в 1,2% на самом деле оборачиваются для кинотеатра 2,4%. Во Франции, к опыту которой часто обращаются чиновники, отчисления в пользу французского авторского общества собираются до того, как кинотеатры отчисляют дистрибьюторам прокатную плату. Кинотеатры сначала выплачивают деньги авторскому обществу, Фонду поддержки кинематографа, и только после этого законодательно установленный процент отчислений идет дистрибьюторам. Существуют страны, в которых «налога на музыку» нет вообще. Самая крупная из таких территорий – США. Там с 1948 года кинотеатры освобождены от выплат сбора авторским обществам. Решение было принято судом и стало прецедентом. «То есть в России РАО собирает, условно, 70% в пользу американских авторов, но если российский фильм выходит в американский прокат, нашим авторам не светит ничего, – комментирует Сергей Пирожков. – Система такова, что государство в лице Министерства культуры РФ осуществляет поддержку российского кинематографа, и в то же время тот же Минкульт выдает РАО аккредитацию на сбор авторского вознаграждения, львиную долю которого РАО направляет на поддержку голливудских студий. Честнее было бы назвать Российское авторское общество Американским авторским обществом».

Позиция Ассоциации владельцев кинотеатров

На сегодняшний день не существует полноценного подзаконного акта, регулирующего порядок сбора, круг плательщиков и размер процентной ставки авторского вознаграждения за использования музыкальных произведений в аудиовизуальных проектах. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1 утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 года N 231-ФЗ. Постановление правительства №218 от 21.03.1998 года действует лишь в части размера минимальных ставок, остальные части постановления отменены решением Верховного суда РФ. Действующие нормы об авторском праве и смежных правах содержатся в главах 70-71 четвертой части Гражданского кодекса РФ и ставок вознаграждения не регулируют. В 2014 году в ГК были внесены изменения, в том числе в п. 6 статьи 1246 именно за Правительством РФ было закреплено право устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты авторского вознаграждения. Тем не менее, фактически государство самоустранилось от регулирования вопроса и порядок сбора, круг плательщиков и процентные ставки Российское авторское общество устанавливает самостоятельно, подменяя собой Правительство РФ. Оно и возложило обязанность отчислять авторское вознаграждения в пользу авторов музыкальных произведений в составе аудиовизуального произведения на кинотеатры. «Скажем так, это обычай делового оборота, – объясняет Сергей Пирожков. – Всегда проще взять деньги с того, кто их собирает, кто продает билеты. Но когда мы пытаемся с логической точки зрения посмотреть на ситуацию и задаемся вопросом: «а почему кинотеатры, где это написано?» – ответ неясен».

Между кинотеатрами и РАО периодически вспыхивают споры, решающиеся в судебном порядке. Одним из последних громких дел стало разбирательство между обществом и ИП «Козак». У кинотеатра не был заключен договор с РАО, и последнее потребовало с площадки выплаты сразу за три года. Такая же ситуация складывается и у тех кинотеатров, которые заключили договоры с РАО, но не выплачивали авторское вознаграждение за фильмы производства США. Позиция кинотеатров и в том и в другом случаях основывается на том факте, что в США, так же, как и в других странах, в которых законодательство об интеллектуальных правах базируется на основе так называемой системы Copyright (например, Канада, Великобритания, Австралия) автором музыки к фильму признаются не композиторы, а студии, оплатившие создание музыки к фильму. Поэтому собирать авторское вознаграждение в пользу ненадлежащих кредиторов кинотеатры считают незаконным.

Ассоциация владельцев кинотеатров занимается отношениями кинотеатров с Российским авторским обществом. «Задача АВК – минимизировать для кинотеатров, которые входят в нашу ассоциацию и, если получится, для всех остальных, затраты на «налог на музыку», – поясняет Сергей Пирожков. У Ассоциации есть позиция, которую она отстаивает, пытаясь добиться справедливости. Члены АВК не находят ответа на вопрос, почему авторы должны получать деньги за одну и ту же работу дважды. За создание музыки к кинофильму авторы получают гонорар. Кроме того, при желании они могут заключить договор не только о фиксированной ставке, но и о процентах от выручки фильма в прокате. «Человек получает за свой труд деньги, а потом почему-то ему, единственному автору из всех, кто создал фильм, предоставляется еще и некая безусловная рента, – рассуждает Сергей Пирожков. ‒ Дальше начинается лукавство. РАО рассказывает, что те, первые деньги автор якобы получает за создание, а эти – за использование, но мы же понимаем, что не может быть создания без цели использования, по крайней мере, в легальном поле. Я неоднократно сталкивался с тем, что у людей, которые вдруг решили разобраться в принципах работы РАО, тут же возникает миллион вопросов и нестыковок. Механизм сбора авторского вознаграждения за использование музыки в фильме и его реализация РАО противоречат здравому смыслу», – подытоживает спикер.  


01.01.2019 Автор: Анна Багрова

Самое читаемое

БК составил карту партнерств продюсерских компаний и дистрибьюторов

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда

Подробнее
Вторая строчка досталась драматическому экшну «Падение империи»

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат

Подробнее
Церемония вручения пройдет 20 мая в Театре на Бронной

Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию

Подробнее
Ольга Любимова заявила, что ведомство с интересом следит за инициативой АВК по борьбе с пиратством

Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами

Подробнее
доступ запрещен