Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


«Российский кинобизнес»: «Букинг и репертуарная политика»

Ольга Фитенко о букинге и росписи

Фонд кино стал стратегическим партнером международного форума «Российский Кинобизнес» и провел образовательную программу для кинотеатров, открытых по программе кинофикации малых и средних городов России. В рамках программы независимый букер Ольга Фитенко рассказала о букинге кинотеатров.

В узком понимании букинг – это роспись, то есть формирование репертуара кинотеатра. Однако букинг, по словам Ольги Фитенко, необходимо понимать более широко – как систему взаимодействия между кинотеатром и дистрибьютором на основе выбранной индивидуальной репертуарной политики. Букер – менеджер по кинопрокату, который оценивает запросы целевой аудитории зрителей и на основе этого анализа формирует репертуарную политику и составляет репертуарную сетку конкретного кинотеатра.

Работу кинотеатра в плане росписи нужно начинать со скрининга и заключение договоров с прокатчиками. Скрининг – это проверка юридического лица кинотеатра дистрибьюторами. У каждого дистрибьютора свой перечень документов, который необходимо предоставить для прохождения скрининга. Нужно понимать, что заключение договора с мейджорами может продлиться до двух месяцев. После прохождения скрининга кинотеатры заключают лицензионные договора с каждым прокатчиком, на основании которых получают фильмы для проката. По каждому релизу должен быть предоставлен определенный набор документов: приложение к лицензионному договору, прокатное удостоверение, по окончанию проката – акт и счет-фактура.

Каждый кинотеатр предоставляет прокатчику ежедневный посеансовый отчет о проданных билетах. Обязательным условием кинопоказа в России является предоставление информации о проданных билетах в ЕАИС. Также отчеты предоставляются в Рентрак – источник информации по кассовым сборам кинотеатров во всем мире.

Дистрибьюторы закрепляют за кинотеатром своего менеджера по прокату, или букера. Он является значительным звеном процесса букинга и росписи фильма. Фитенко особо отметила, что кинотеатру крайне важно найти общий язык с букерами дистрибьютора, так как открытые и прозрачные отношения помогают учитывать пожелания обеих сторон, что идет на пользу расписанию и кинотеатру.

Как правило, формирование репертуарного плана завершается за месяц до расписываемой даты. Перед формированием сетки на месяц дистрибьюторы высылают букерам в кинотеатр предложения по росписи. Кроме информации о самих фильмах, в них указаны предложения по количеству сеансов для конкретного фильма. Нужно понимать, что эти предложения не всегда являются конкретным требованием и в каких-то случаях можно согласовать отличный от предложения формат. К примеру, изменить количество сеансов на первой неделе и запланировать сеанс на дополнительной. Именно открытые отношения с букерами могут помочь в формировании росписи.

Репертуар кинотеатра по возможности должен удовлетворять ожиданиям максимально разных категорий зрителей. Дети – принципиально важная для кинотеатра аудитория, отметила Фитенко, так как хорошие детские релизы работают по времени гораздо дольше, чем блокбастеры для взрослых. В том числе потому что на понравившийся мультфильм дети готовы ходить по несколько раз. У букера, занимающегося репертуаром субсидированного кинотеатра, есть обязательства не только перед дистрибьютором, но и перед Фондом кино. 50% сеансов в квартал в таком кинотеатре должны быть отданы российским фильмам. Необходимо помнить, что Фонд кино учитывает только состоявшиеся сеансы.

По опыту Фитенко, если показывать только фильмы и не проводить каких-то мероприятий, то высоких сборов не получается – за исключением времени, когда выходят блокбастеры. Как только случается месяц, когда каждую неделю не выходят блокбастеры, сборы проседают. В такие моменты Фитенко старается организовывать премьеры, записи концертов, театральные постановки, показы сериалов, спортивных программ, в частности по киберспорту. При этом об изменениях в согласованном расписании нужно предупреждать букеров дистрибьюторов.

Ольга Фитенко 19 лет работает в кинобизнесе, 16 из них занимается репертуарным планированием. Она расписывает как многозальные, так и малозальные кинотеатры. Букер поделилась собственным опытом формирования у аудитории привычки хождения в кино. Для младших и средних школьников в одном из кинотеатров она организовала абонементы на учебный год, которые позволяли им приходить на классические фильмы по школьной программе, взятые на «Мосфильме», студии Горького и «Москино». Абонементы стоили недорого, но так дети привыкали смотреть фильмы в кинотеатре. Фитенко рассказала о том, что специально приходит в Управление образования и говорит там, что в кинотеатре можно посмотреть любой интересный им фильм.

Секретами успешной росписи Фитенко назвала максимальный охват по жанрам; сеансы должны быть поставлены по времени, совпадающим ожиданиям целевых аудиторий; в кинотеатрах это время может быть разным.

На вопрос аудитории, что делать однозальникам, когда дистрибьюторы просят 3-4 сеанса в день в прайм-тайм, а нужно соблюдать требование Фонда и еще стремиться самим заработать, Фитенко ответила, что остается только учиться договариваться с прокатчиками. Иногда она и сама ставит сеансов больше, чем хотят прокатчики, как было с ХОЛОДНЫМ СЕРДЦЕМ, а иногда неизбежно приходится ставить какой-нибудь российский фильм. Объединенная сеть Фонда кино в этом отношении может сильно помочь.

Много вопросов вызвало совмещение показа кино и досуговой деятельности домов культуры. Представители кинотеатров поделились успешным опытом. В Омской области открыто 32 кинотеатра по программе Фонда кино – 12 кинотеатров и 20 кинозалов в домах культуры. Хотя изначально директора и волновались по поводу того, что в дома культуры заходит кино с жестким расписанием сеансов, выяснилось, что совмещение возможно. Дома культуры успевают и репетировать, и показывать спектакли и в среднем демонстрировать 2-3 фильма в день. Это достигается изначальным пониманием, что работа будет отличаться от работы полноценного кинотеатра, и умением букера договариваться с прокатчиком.

При поддержке Фонда кино


30.01.2020 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Лента станет ближе к мировому релизу

«Довод» снова поменял дату выхода в России

Подробнее
Дистрибьютор предложил увеличить свою долю в сборах фильма

Российские кинотеатры столкнулись с особыми условиями проката «Довода»

Подробнее
Проекты 123 Production, «Марс Медиа», Yellow Black & White, «Централ Партнершип» и «Дирекции кино»

Питчинги Фонда кино 2020: кинокомпании-лидеры. Часть 1

Подробнее
Среди российских релизов таковым стал новый «Последний богатырь»

«Мулан» стал самым ожидаемым кинорелизом года по данным исследования Фонда кино

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru