top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Почему фильмы в российском прокате стартуют в четверг?

О премьерных днях в России, США и других странах

Пока «Кино Экспо» в больших объемах поставляет свежайшую информацию (следить за ней вы можете в нашем «Спецпроекте», где в оперативном порядке появляются отчеты с прошедших в Санкт-Петербурге презентаций дистрибьюторов), мы вспоминаем «хорошо забытое старое» – материалы, посвященные основам основ российского кинопроката. И сегодня в разделе «Ликбез для кинотеатров» – статья о том, почему в России фильмы стартуют преимущественно в четверг, и как обстоят дела с премьерными днями в других странах.

У обычного человека рабочая неделя, как известно, начинается в понедельник. Однако в кинотеатральном мире все по-другому. Основная масса фильмов выходит в четверг, соответственно, с него и стартует для кинотеатров рабочая неделя – семь дней, с четверга по среду, с двумя выходными где-то посередине. Сейчас, наверное, уже мало кто вспомнит, почему именно четвертый день традиционной недели стал на нашем рынке премьерным для всех релизов. Интересно, что во многих странах дата премьеры – далеко не всегда четверг, иногда это и вовсе среда или суббота. О преимуществах и возможных недостатках старта в четверг, а также о мировом опыте мы и решили вам рассказать.

Прежде всего,стоит сказать, что данный материал не призван внедрить в массы идею о том, нужна ли российскому прокату другая дата премьеры фильмов. Во-первых, потому что никакого закона или соглашения, жестко регламентирующего, в какой конкретно день недели должен выходить релиз в отечественный кинопрокат, нет. Как и нет ничего подобного ни на одном мировом рынке – этот вопрос каждый волен решать сам. У нас было немало примеров премьеры в среду (последние ХОББИТЫ), в пятницу (007: КООРДИНАТЫ «СКАЙФОЛЛ»), во вторник (ЗНАЧИТ, ВОЙНА) и даже в субботу (ПАСТЫРЬ). Рынок пока еще, слава богу, регулирует сам себя. И в свое время это как раз и привело к тому, что сейчас большинство фильмов выходит в четверг. Все к этому привыкли, а привычка, как известно, – вторая натура. Тем не менее ее все же можно изменить, и однажды это уже произошло.

Еще в конце 1990-х – начале 2000-х, когда российский кинопрокат располагал лишь нескольким десятком современных кинотеатров, а две трети кассы приходилось на пару-тройку московских площадок, основным днем старта была пятница. Конкуренция между столичными кинотеатрами заставляла их принимать меры для привлечения зрителей – например, в виде премьерных или специальных показов в четверг вечером. Со временем такие мероприятия заинтересовали и другие площадки, вечерних показов в четверг становилось все больше, а затем новинкам стали отдавать уже весь день. За несколько лет рынок трансформировался, сам того не заметив. Статистику по уикендам вплоть до 2006 года все еще давали за трехдневку, хотя все фильмы уже стартовали именно в четверг. Впрочем, случались и исключения. Например, из крупных студийных проектов в пятницу у нас выходили ОБИТЕЛЬ ЗЛА 4: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ (сентябрь 2010-го), ГАРРИ ПОТТЕР И ДАРЫ СМЕРТИ. ЧАСТЬ I (ноябрь 2010-го), ИНОПЛАНЕТНОЕ ВТОРЖЕНИЕ: БИТВА ЗА ЛОС-АНДЖЕЛЕС (март 2011-го), 007: КООРДИНАТЫ «СКАЙФОЛЛ» (октябрь 2012-го), ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ЧЕРНАЯ КНИГА (апрель 2013-го), 007: СПЕКТР (ноябрь 2015-го) и другие.

Интересно, что в других странах день премьеры фильмов зачастую зависел не от внутренних факторов (конкуренция, желание стартовать раньше других), как у нас, а от внешних. Например, во Франции уже больше четырех десятков лет картины выходят в среду, так как в 1972 году именно этот день правительство сделало выходным для школьников (там учатся четыре дня в неделю, но по восемь часов). Со временем там образовался даже некий культ среды – целая система спортивных, музыкальных, а также культурных мероприятий строится вокруг этого дня. При этом столь ранний старт не смущает мэйджоров – ГОДЗИЛЛА и ЛЮДИ ИКС: ДНИ МИНУВШЕГО БУДУЩЕГО выходили во французский прокат за два дня до Америки. Однако сейчас президент Франции Франсуа Олланд пытается отменить этот выходной, чтобы немного разгрузить другие учебные дни, хотя подобная инициатива и вызывает протесты в некоторых городах страны.

Наверное, самый экзотичный день старта – в Японии, где трудоголизм – национальная черта (правительство даже устанавливает законодательные ограничения на сверхурочные часы работы). Поэтому выход большинства фильмов в субботу не должен никого удивлять. Хотя опять же стоит заметить, что дистрибьюторы вольны выбирать любую дату для своего релиза, а конкретный день недели – лишь сложившаяся на конкретном рынке традиция. В Китае чехарда еще похлеще – по решению государственного дистрибьютора фильмы могут стартовать в понедельник, вторник, воскресенье, да и вообще в любой день в зависимости от обстановки, однако чаще всего, конечно, премьера приходится на пятницу. Хотя как такового уикенда в отчетах по кассовым сборам в Китае нет – результаты бокс-офиса идут сразу за всю календарную неделю.

Практически на всех остальных рынках день старта – либо четверг, либо пятница. Италия попробовала и то, и другое. Еще несколько лет назад все фильмы здесь стартовали в пятницу. Во второй половине 2012 года Ассоциация итальянского аудиовизуального сектора (ANICA) объявила, что большинство дистрибьюторов и показчиков согласилось изменить стандартную дату кинопремьеры на четверг. Президент ANICA объяснял данное решение тем, что это может увеличить продажи именно в четверг, практически не затронув или даже, наоборот, улучшив показатели выходных. Правда, статистически проверить, действительно ли это помогло, не представляется возможным.

Как видно, законодательница мод в кинематографе Северная Америка не смогла навязать свою привычку остальным территориям. В США фильмы стартуют в пятницу, потому что телевизионная аудитория непосредственно на уикенде резко сокращается (пятница и суббота там являются днями низкобюджетных и провалившихся телепрограмм), а кинотеатральная, да и вообще любых других развлекательных мероприятий, – наоборот, существенно увеличивается. Проще говоря, потребительская активность американцев зашкаливает. Именно поэтому в США четверг считается самым престижным днем для телевидения – влияние на мозг зрителя непосредственно перед началом уикенда самое высокое, а показанная в понедельник или вторник реклама к выходным, когда публика пойдет тратить свои деньги, может и забыться. Поэтому телеканалы ставят на четверг свои самые популярные и рейтинговые программы. Однако даже верные традициям американские дистрибьюторы часто идут на хитрости – многие блокбастеры или просто ожидаемые фильмы стартуют не то чтобы в полночь с четверга на пятницу, а уже в десять или даже в восемь часов вечера в четверг.

В России же выманить зрителя из дома гораздо сложнее, а телевизионные рейтинги в субботу ничуть не ниже, чем в будни. Поэтому и пятница как начало активного потребительского спроса выглядит несколько слабее, чем в США. Впрочем, сейчас, когда четверг стал нормой, от которой никто не хочет отказываться, уже видны и многие преимущества этого. Для кинотеатров самым очевидным из них является возможность оперативного изменения росписи выходных, ориентируясь на кассовые сборы четверга. «Сарафанное радио» может зазвучать сильнее в этот же уикенд (в рабочую пятницу коллеги или одноклассники уже могут дать свои первые рекомендации). В случае возникновения технических накладок (задержка копий или неправильные «ключи») есть возможность уладить все проблемы до начала выходных, когда зрительская активность все же выше (за исключением лета). Длинный уикенд даже сейчас, когда количество залов заметно возросло, иногда спасает от перенасыщенности во время выхода блокбастеров. Происходит это благодаря тому, что потенциальная аудитория «размывается» на четыре дня, а не на три. Кроме того, основные маркетинговые усилия направляются на первый уикенд фильма, так как длинного проката у нас пока еще нет. Поэтому чем продолжительнее будет уикенд, тем лучше для показчиков и прокатчиков. При этом недостатков старта в четверг практически не видно, либо они появляются только в отдельных случаях и для отдельных игроков – при негативном «сарафане» роспись фильма режут уже в субботу из-за провального старта в четверг. Но если сегодня это сыграло в минус, то завтра, уже с другим проектом, может сыграть в плюс.

В общем, очевидно, что российский прокат в свое время эволюционировал и естественным образом выбрал своим стартовым днем четверг, который сейчас всех устраивает. Тем более что Россия – далеко не единственный мировой кинорынок, который выпускает новинки в этот день. Так же поступают как минимум Южная Корея, Австралия, Германия, Мексика, Бразилия и Италия, каждая из которых пришла к подобному решению своим путем.

 

СТАРТОВЫЕ ДНИ НА КРУПНЕЙШИХ МИРОВЫХ КИНОРЫНКАХ

РЫНОК

ОСНОВНОЙ ДЕНЬ СТАРТА ФИЛЬМОВ

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

США

 

 

Х

 

Китай

 

 

Х

 

Япония

 

 

 

Х

Франция

Х

 

 

 

Великобритания

 

 

Х

 

Россия

 

Х

 

 

Южная Корея

 

 

Х

 

Германия

 

Х

 

 

Австралия

 

Х

 

 

Мексика

 

Х

 

 

Бразилия

 

Х

 

 

Италия

 

Х

 

 

Испания

 

 

Х

 

Турция

 

 

Х

 

Венесуэла

 

 

Х

 

Нидерланды

 

Х

 

 

Аргентина

 

Х

 

 

Малайзия

 

Х

 

 

Швеция

 

 

Х

 

Гонконг

 

Х

 

 

Филиппины

 

 

Х

 

 


23.09.2016 Автор: Андрей Белый

Самое читаемое

Вторая строчка досталась драматическому экшну «Падение империи»

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат

Подробнее
БК решил разобраться,  что будет происходить с жанром в скором времени

Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок

Подробнее
Сравниваем предстартовые показатели ключевых новинок с конкурентами и референсами

Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»

Подробнее
В 2023 году российские стриминги выпустили 176 ориджиналсов

«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов

Подробнее
доступ запрещен