Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Арт-мейнстрим-подготовка

Загадочный термин российского кинопроката

Тем, кто пришел в кинопрокат, не имея за плечами опыта работы в этой сфере, приходится сталкиваться не только с уже сложившимися законами и механизмами индустрии, но и со специфическими терминами и понятиями. В ближайшее время в «Ликбезе для кинотеатров» появится специальный словарь, который будет еженедельно пополняться и поможет новичкам лучше ориентироваться в окружающем их кинопрокатном мире. Ну а в качестве зачина предлагаем изучить два слова на букву «А» артхаус и арт-мейнтрим, и попытаться понять, в чем же разница между этими, прямо скажем, неоднозначными категориями фильмов. 

Какой фильм можно назвать арт-мейнстримом, понять иногда довольно сложно из-за того, что четкого определения этой категории до сих пор как-то не сложилось. Как следует из самого слова, арт-мейнстрим должен быть неким симбиозом двух совершенно разных направлений – артхауса и мейнстрима, при этом, разумеется, перенимая их лучшие или, скорее, наиболее заметные качества. Поэтому для начала стоит разобраться непосредственно в артхаусе и мейнстриме.

В чем же главные различия между этими понятиями? Помимо очевидно несопоставимых бюджетов у подобных проектов также совершенно разный охват потенциальной аудитории – у артхауса она минимальная, если сравнивать с мейнстримом. Кроме того, немаловажным является и то, что артхаус зачастую стремится затронуть провокационные, деликатные или непопулярные темы. Само повествование здесь может идти не по сложившимся в кинематографе правилам, а фильм в идеале должен заставлять задумываться над каждой сценой, тогда как мейнстрим призван в основном развлекать зрителей, и тут уже не до умственных упражнений. Из-за маленького бюджета заметно отличаются и методы продвижения картин – артхаус в основном продвигает сам себя за счет профессиональной критики, отзывов в блогах и зрительского «сарафана», а реклама мейнстрима палит из всех пушек.

В итоге получается, что арт-мейнстримом может (или должен) считаться проект, по одним признакам относящийся к артхаусу, а по другим – к мейнстриму. Или же тот, который по тем или иным пунктам находится ровно посередине. Вот и получается, что слово всем знакомое, но каждый его понимает по-своему. Кому-то хватит и популярного актера или режиссера в титрах, чтобы сразу перевести для себя фильм в категорию арт-мейнстрима (хотя в последнее время даже звезды первой величины с удовольствием время от времени переключается на «кино не для всех»). Другим подавай четко выраженный сюжет при наличии, конечно, определенной доли художественности. Для третьих важен уровень скандальности или информационного шума вокруг картины (яркий пример – НИМФОМАНКА). Четвертые считают, что если фильм собирает или хотя бы стоит на паре сотен экранов, то это арт-мейнстрим, а если он заявлен в ограниченном прокате, значит, это скорее всего артхаус. То есть принадлежность к той или другой категории кто-то определяет и постфактум, по росписи и сборам, а не по самому фильму. Хотя, например, сборы в 70 с лишним миллионов рублей не делают ДРЕВО ЖИЗНИ мейнстримом по художественной составляющей. Это просто сумевший заработать деньги артхаус.

Интересно, что сам термин «арт-мейнстрим», видимо, вообще является российским изобретением. По крайней мере нигде в мире, особенно там, где есть развитый кинорынок, он не используется. Скорее всего это определение возникло само по себе, как некий компромисс между двумя направлениями. Вот и получается, что арт-мейнстрим – это еще и маркетинговый термин, который зрителям дает установку на то, что фильм – не такое «грузилово», как артхаус, а показчикам – на то, что проект может быть прибыльным.

Сама установка выглядит довольно однообразно, но в целом почти всегда работает безотказно – имя популярного актера (актерского ансамбля) или культового режиссера на афише. Вуди Аллен, Ларс фон Триер, Франсуа Озон, Уэс Андерсон и многие другие именитые постановщики на слуху практически у всех зрителей и букеров, даже если они не видели их фильмы раньше. Иногда даже складывается ощущение, что, например, определение «новый фильм Озона» доминирует над самим названием очередной работы режиссера. Подобная популярность порождает еще и моду – то есть если ты не видел НИМФОМАНКУ, ты не в тренде.

В итоге получается, что арт-мейнстрим – довольно размытое понятие, и это может вызывать некоторые проблемы при росписи. Порой один и тот же фильм разными людьми может быть причислен к совершенно разным категориям – от артхауса до мейнстрима. Зачастую «артхаусность» картины определяется степенью ее пригодности и восприятия именно российским зрителем.

Несмотря на разночтения в определениях очевидно и другое – аудитория у «кино не для всех», которое можно назвать не только арт-мейнстримом или артхаусом, но и еще и авторским кино (тем самым, которое завязано на имени режиссера), в России есть. Голливудская «жвачка» никуда не делась и по-прежнему любима, но у определенного круга зрителей есть потребность в фильмах для ума, а некоторые и вовсе только такое кино и смотрят.


27.09.2016

Самое читаемое

«Алита» против российских фильмов

Прогноз кассовых сборов в России на 14–17 февраля

Подробнее
До этого она работала в «Киномаксе» и КАРО

Елена Захарова стала директором по репертуарному планированию Объединенной киносети

Подробнее
Опубликован список из 24 должников организации

Кинокомпании задолжали Фонду кино 720 млн рублей

Подробнее
Она активно избавляется от имеющихся у нее площадок

Сеть «Люксор» постепенно уходит с рынка

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100