top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Отягчающие обстоятельства

Что такое форс-мажорная ситуация и способы ее предупреждения

Как известно, универсального рецепта успешного проката не существует – слишком уж много факторов влияет на результат как прямо, так и косвенно. Бытует мнение, что по-настоящему качественный и рабочий контент всегда найдет своего зрителя, но у последнего может быть множество причин отказаться от посещения кинотеатра. И даже когда звезды, казалось бы, сошлись и сомнений в успехе нет, непредвиденные обстоятельства могут нарушить ход событий. БК разузнал, насколько стойко рынок кинопоказа выдерживает влияние внешних факторов и какие предупредительные меры можно принять, чтобы избежать тяжелых последствий.

 

Нередко нарушение планов извне происходит из-за капризов природы, тем более что страна у нас большая, а потому катаклизмы могут случаться самые разнообразные. Некоторые из них делают это каждый год, другие застают жителей того или иного региона врасплох раз в десятилетие. Скажем, населению севера Красноярского края и Якутии ежегодные экстремально низкие температуры в зимний период не мешают жить в привычном режиме и в том числе посещать кинотеатры, которые продолжают функционировать практически без перебоев. «Зимой, когда очень холодно, у нас в кинотеатре тепло, – рассказывает главный специалист якутского кинотеатра «Лена» Георгий Николаев. – Единственное – мы теряем детскую аудиторию: когда очень низкая температура (минус сорок-пятьдесят градусов), детей не выпускают из дома. Чтобы зрители совсем не приходили, такого не бывает. Наоборот, в холода люди устраивают себе выходные и приходят к нам. Наш кинотеатр закрывали несколько лет назад, когда была эпидемия гриппа, а так мы и при минус шестидесяти работаем». Как отмечают показчики, низкие температуры и осадки в первую очередь создают сложности не с посещаемостью, а с логистикой. Например, в Норильске низкие температуры редко отпугивают зрителей, зато в так называемую «нелетную погоду», которая может длиться от одного до двенадцати дней, бывает тяжело даже закачать фильм через Интернет. Тем не менее статистика показывает, что небольшое влияние температура на улице все же оказывает. Например, в январе 2012 года температурный минимум в Норильске достигал -36 градусов, и доля посещаемости в городе относительно общих показателей по России составила 0,22%. Январь 2013 года выдался более холодным – столбик термометра неоднократно опускался до -42 градусов, и доля равнялась 0,19%. В 2014-м, когда в январе стояли еще более крепкие морозы (-50 градусов и ниже), она упала до 0,16%.

 

Для Алтайского края и Дальнего Востока трудные времена нередко наступают, наоборот, летом, и связаны они прежде всего с водными стихиями – обильными паводками, переходящими в наводнения. Подобные катаклизмы способны серьезно повлиять на показатели пострадавшего региона. Например, в сентябре 2013 года во время наводнения посещаемость кинотеатров в Хабаровске сократились на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го, а доля города относительно общих показателей по России упала с 0,23% до 0,13%. «Наводнение было не во всем Хабаровске, а только в нескольких его частях, в том числе в Южном районе, через который проходит трасса, ведущая к нашему автомобильному кинотеатру, – рассказывает генеральный директор ООО «Далькино» Андрей Яковлев. – Из-за воды было сложно туда доехать. Дистрибьюторы очень переживали за нас, спрашивали, как дела. Видели, что сборы нормальные, удивлялись этому. Думали, что вообще никто не будет ходить в кино. В кинотеатре, который находится в центре города, мы, возможно, потеряли зрителя, который не смог доехать туда из Южного района – наверное, около 3–5 процентов, а вот в автокинотеатре потери были намного больше». С другой стороны, иногда именно кино способно отвлечь людей, пострадавших от природных катаклизмов и связанных с ними переживаний. Например, летом 2013 года, когда случилось наводнение в Ставропольском крае, компания «Базелевс» устраивала там специальные показы фильма ДЖЕНТЛЬМЕНЫ, УДАЧИ!, которые пользовались спросом у местного населения. Всплеск зрительской активности наблюдался и в 2010 году в Москве, во время лесных пожаров в области, когда накрывший столицу смог повлек за собой тяжелые последствия. В июле 2010-го доля посещаемости московских кинотеатров составляла 18,79%, а в первые дни августа, на которые пришелся пик задымления, – 21,45%. Программный директор кинокомпании «Парадиз» Армен Бадалян отмечал тогда в «Вестях с фронта» («ЭБК» № 32 (341)): «Если кинозалы оборудованы хорошей вентиляционной системой, то там и удовольствие можно получить, и на какое-то время почувствовать себя лучше. Прежде всего людей в кинотеатр привлекает предложение фильмов – если оно достаточно сильное, то зритель готов преодолевать многие трудности».

Как показал наш опрос показчиков и прокатчиков, последние в большинстве случаев входят в положение своих партнеров, оказавшихся в экстремальных условиях работы. «Изначально мы формулируем единые требования и рекомендации по работе фильмом для кинотеатров страны, фиксируем их в меморандуме к крупным релизам и стараемся придерживаться, – комментирует директор по кинопрокату компании «Вольга» Дарья Рязанцева. – Вместе с тем в рамках этих требований мы позволяем себе некоторую гибкость и стараемся учитывать нюансы работы каждой конкретной площадки и сети. Если говорить о форс-мажорных ситуациях, то каждую мы рассматриваем в отдельности и всегда, без исключения, идем навстречу партнеру в рамках здравого смысла». Тем не менее добрые отношения между участниками кинопрокатного рынка непременно должны подтверждаться и юридически – в договорах, заключаемых кинотеатрами и дистрибьюторами, обязательно должен значиться пункт о форс-мажоре, или о так называемых «обстоятельствах непреодолимой силы», попав в которые, показчик освобождается от ответственности. К ним можно отнести как стихийные бедствия, так и забастовки, революции и войны.

В этом смысле важной предупредительной мерой является страховка, пока, к сожалению, не повсеместно распространенная на территории нашей страны. Если четкие условия договора с дистрибьюторами помогают не понести дополнительных убытков в случае непредвиденных обстоятельств, то благодаря страхованию можно возместить ущерб, причиненный этими обстоятельствами, будь то стихийное бедствие или бытовое происшествие – например, утечка газа. Сегодня о страховании задумываются в первую очередь федеральные киносети, хотя у небольших сетей и независимых кинотеатров тоже существует подобная практика. Однако результаты нашего опроса показчиков свидетельствуют о том, что многие из них не думают о подобной возможности либо недостаточно осведомлены в этом вопросе. При этом страховые компании на сегодняшний день предлагают специальные программы именно для сферы развлечений и услуг. Они включают в себя прежде всего страхование имущества (учитывая наличие дорогостоящей техники в кинотеатре, этот пункт, пожалуй, можно назвать первостепенным для их собственников), а кроме того, подразумевают и страхование ответственности. Этот пункт означает возмещение ущерба страховой компанией в результате причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Причиной ущерба может явиться как пожар, так и обрушение конструкций, рекламных вывесок или стендов. Опять же для кинотеатра как для места проведения досуга, ежедневно принимающего не одну сотню человек, вопрос страхования ответственности крайне актуален.

  

Конечно, было бы неверно утверждать, что форс-мажорные обстоятельства оказывают непосредственное и постоянное влияние на текущее состояние рынка кинопоказа. Возможно, для показчиков эти проблемы даже не являются первоочередными. Однако неполная осведомленность о существующих мерах предосторожности, которую мы наблюдаем на сегодняшний день, лишь подтверждает, что вопрос юридической подкованности в сфере кинопоказа становится все острее.


11.10.2016 Автор: Саша Плющ, Ангелина Манахова, Андрей Белый

Самое читаемое

По итогам года российское кино за рубежом заработало $17,6 млн, это лишь на 2,8% выше цифр 2022-го

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году

Подробнее
Высокая кухня и чувства

«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски

Подробнее
Врожденная болезнь и творческий кризис

«Ненормальный»: уехать в Китай, чтобы найти себя

Подробнее
Мультфильм начал свой прокат в Китае

Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед

Подробнее
доступ запрещен