top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


«Российский кинобизнес»: На вопросы отвечает Федор Соснов

Замдиректора Фонда кино представил программу «Фонд-кинопрокат»

Фонд кино стал стратегическим партнером международного форума «Российский Кинобизнес» и провел образовательную программу для кинотеатров, открытых по программе кинофикации малых и средних городов России. В рамках программы заместитель исполнительного директора Фонда кино Федор Соснов представил кинотеатрам новую программу «Фонд-кинопрокат».

Фонд кино долгое время наблюдал за реализацией программы кинофикации в регионах, собирал информацию о возникающих сложностях и пришел к необходимости организации поддержки работы таких кинозалов, поэтому с 2020 года будет запущена программа «Фонд-кинопрокат». В рамках этой программы Фонд кино будет готов стать посредником между кинотеатрами и дистрибьюторами, то есть взять на себя финансовые гарантии за деятельность кинотеатров перед дистрибьюторами. Мейджоры согласны на такой формат сотрудничества в случае, если Фонд кино станет единым окном, которое снимет с них все издержки, связанные с договорным сопровождением, с доставкой контента и выступит тем самым финансовым гарантом взаимоотношений с показчиками. Дистрибьюторы готовы в целом работать без минимальной гарантии по всему контенту – как российскому, так и зарубежному. Помимо этого, программа предполагает определенный уровень квалифицированной помощи, которую сможет оказать Фонд кино участникам программы в продвижении точки кинопоказа, в репертуарном планировании и т.д.

По словам Соснова, эта программа призвана снять с модернизированных кинотеатров определенное количество существующих проблем, с которыми одиночные кинотеатры могут не справляться, поскольку рынок сильнее каждого из них по отдельности. Задача программы состоит в том, чтобы консолидировать кинотеатры как единый отраслевой ресурс, обладающий огромным количеством экранного времени и доступом ко множеству зрителей в регионах. «Но эта программа не призвана работать за вас и не будет работать без вас. Мы никогда не узнаем вашего зрителя без вас и лучше, чем вы. И несмотря на все желание Фонда вести рекламные кампании и маркетинговое продвижение, без кинотеатров этого не сделать. Фонд кино может облегчить определенные организационные процессы, помочь в работе с основными дистрибьюторами и снять формальные ограничения, мешающие нормальному развитию, с которыми вы естественно сталкиваетесь, так как не являетесь чистыми рыночными агентами», – заявил Соснов. Он также подчеркнул, что на первых этапах программа кинофикации задумывалась и работала как социальный проект, но теперь общественность требует от нее экономической эффективности.

Соснов признал, что программа поддержки кинотеатров нужна, и Фонд кино долго к ней шел – сквозь огромное количество бюрократических и финансовых обстоятельств. «Фонд кино никогда не вмешивается в рынок. Мы можем только стимулировать его развитие. Поэтому мы долго думали, можем ли мы создать программу, которая будет заниматься поддержкой кинозалов. Если бы программа имела другую направленность и где-нибудь цепляла бы чьи-то коммерческие интересы, наше вмешательство в рынок носило бы деструктивный характер. Мы бы мешали развиваться другим коммерческим субъектам на территории ваших городов. Но так как программа в основном включает в себя населенные пункты, где нет дополнительного конкурентного окружения, наша инициатива может быть реализована», – отметил Соснов.

«Кинопоказ – это тот инструмент привлечения людей, который по своему потенциалу должен со временем стать основным видом деятельности кинозалов, а не кружки, хотя они, безусловно, тоже важны. Кинопоказ обладает достаточным количеством контента, разнообразного и для различной аудитории, универсальной формой подачи, к которой можно выработать привычку. Этой привычки в ваших населенных пунктах нет, так как кинопоказа там не было в современном формате. Чтобы эта привычка появилась, в кинотеатре постоянно должен быть контент, люди должны быть уверены, что смогут в любой момент открыть расписание и увидеть там топовую новинку кинопроката. Для формирования привычки нужна стабильность», – продолжил Соснов. По его словам, рынок кинопоказа в России очень молодой. И сейчас даже в крупных городах кинопоказчики пытаются сформировать привычку ходить в кино. Старт рынка кинопроката в России в современном виде традиционно начинает свой отчет с 2008 года. Для любой индустрии это крайне маленький срок. «При этом наша индустрия развивается фантастическими темпами. За три года мы в два раза увеличили долю национального продукта на рынке. Россия стала крупнейшим рынком в Европе по количеству проданных билетов. Есть огромный миф о неокупаемости российского кино, но в мире нет страны, где локальное кино окупалось бы за счет национального проката, кроме Болливуда и закрытых рынков. У нас окупается 7,5% релизов. Это примерно столько же, сколько и в Америке за счет национального проката (7,5-13,5%), при этом там 45 тысяч экранов, а у нас 5 тысяч. К тому же там более платежеспособное население, и этого населения просто больше», – рассказал заместитель исполнительного директора фонда.

За свои услуги Фонд кино будет брать агентский процент в размере 5%. Соснов надеется, что этого вместе с дополнительным финансированием, выделенным в рамках Фонда, хватит на многое: не просто доставлять контент, но расширять возможности каждой точки кинопоказа и заниматься рекламным продвижением. Для поддержанных кинотеатров Фонд кино станет таким же агентом, как и «Премьер Зал», но немного на других условиях. После официального объявления Фонд кино проведет большую презентацию, после чего уже можно будет заключать договоры. При работе с кинотеатрами не будет универсального усредняющего подхода, только индивидуальная работа. Команда Фонда будет выезжать в регион, вместе с представителями кинозала оценивать каждую точку показа и выстраивать стратегию развития кинозала в зависимости от имеющихся ресурсов. «Когда мы сойдемся в диалоге по подходу к продвижению этой точки, мы начнем работать. Это здорово увеличит срок реализации проекта, но, к сожалению, любая попытка автоматизировать приводит к резкому снижению эффективности и получению крайне негативного фидбэка у населения. Риски слишком велики, у нас всего один шанс. Если один раз не получится в одном регионе, то мы больше эту точку кинопоказа никогда не вернем», – уверен Соснов.  

Программа «Фонд-кинопрокат» в том числе будет призвана тесно сотрудничать с региональными министерствами культуры и ведомствами, так как Фонд будет заручаться поддержкой федерального министерства. В случае возникновения тяжелых ситуаций Фонд будет обращаться в региональные ведомства для разъяснений. На вопрос об издержках бюджетных кинотеатров, связанных с необходимостью выделения людей на работу площадок, Соснов ответил, что благодаря современным технологиям все оборудование позволяет управлять им удаленно. Вместе с основными поставщиками оборудования и программного обеспечения Фонд кино разработал систему, при которой непосредственное управление кинопоказом – от репертуарного планирования до запуска проектора, трейлеринг, размещение рекламных материалов, управление панелями в фойе, рекламными панелями на фасадах – осуществляется удаленно. Фонд кино готов взять на себя издержки, которые технологически может осуществлять Фонд, включая затраты на саму доставку контента в кинотеатры.

По поводу чрезмерной длины проката фильма, когда в маленьком городе релиз идет 3-4 недели, Соснов ответил, что этот вопрос долго обсуждался с прокатчиками. «Дистрибьютора вполне можно понять, так как он оценивает свою эффективность исходя из разницы между тем, что он должен потратить, и тем, что он может получить. Если разница нулевая, ему бессмысленно этим заниматься, если минусовая – вредно. Если стоимость доставки контента, даже цифровой копии, стоит 2,5 тысячи рублей за DCP, то понимая, что он соберет меньше с вашего кинотеатра, чем эта сумма, он просто не будет с вами работать. А помимо этого, ему нужно содержать людей, которые будут заниматься договорным сопровождением взаимоотношений с вашими кинозалами. Фонд кино не может принуждать чистых рыночных игроков к тому, чтобы они вели свою деятельность за границей экономической эффективности, поэтому и была создана программа «Фонд-кинопрокат», – заявил Федор Соснов.

На запрос о помощи с установкой оборудования для тифлокомментирования Соснов ответил, что Фонд возьмет в разработку эту проблему, так как организация в любом случае пытается сейчас изменить требования к будущим конкурсам. Программа по модернизации кинозалов будет работать еще до 2024 года. По словам Соснова, у Фонда есть ряд инициатив по изменению формата предоставления средств. В том числе увеличить размер субсидии с пяти до семи миллионов рублей и включить в перечень потенциально закупаемого оборудования кинобары, технологии спутниковой доставки контента, рекламные панели и еще много всего, что было бы нужно кинотеатрам, в том числе системы кондиционирования.

При поддержке Фонда кино


24.12.2019 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Вторая строчка досталась драматическому экшну «Падение империи»

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат

Подробнее
БК решил разобраться,  что будет происходить с жанром в скором времени

Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок

Подробнее
Сравниваем предстартовые показатели ключевых новинок с конкурентами и референсами

Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»

Подробнее
В 2023 году российские стриминги выпустили 176 ориджиналсов

«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов

Подробнее
доступ запрещен