top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Доводы за и против

Итоги августа по данным трекинга «Кинозритель» Фонда кино – гендерный состав и настроения аудитории

Август, как и предсказывал БК, никого не потряс своими финансовыми результатами. По состоянию на конец месяца в стране функционировала лишь половина кинотеатров. На основании данных трекинга «Кинозритель» Фонда кино и агентства Wanta Group мы решили отследить, каков был гендерный состав аудитории кинотеатров в месяц раскачки и какие настроения преобладали среди российских любителей посмотреть кино на большом экране. В телефонном опросе приняли участие активные кинозрители из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Краснодара.

Материал был впервые опубликован в электронном БК №35 (861) от 4 сентября 2020 года

МУЖСКОЙ СЕЗОН, ЖЕНСКАЯ АУДИТОРИЯ

Итак, в августе в России было реализовано 1,91 млн билетов в кино. Доля зрителей составила 12,8% от прошлогоднего августа. Тут важнее не столько эти показатели, сколько динамика от недели к неделе – она в последний месяц лета ни разу не была отрицательной. Происходило это как благодаря растущей силе релизов, так и открытию кинотеатров в регионах. Самый большой рывок произошел в первый уикенд месяца, когда заработали площадки в Москве и многих областях Центральной России, далее каждую неделю возобновляли деятельность около 100 кинотеатров. К концу августа работало 1052 кинотеатра в 61 регионе. Состоялось 251,7 тысяч сеансов. «В августе произошел технический запуск кинотеатров, и основной упор делался именно на их открытие. Поэтому про сборы говорить особо нечего, хотя фильмов и хватало разнообразных. В плане бокс-офиса мы больше надеемся на сентябрь», – говорит руководитель отдела репертуарного планирования сети «Премьер Зал» Андрей Колесниченко.

Самым кассовым проектом месяца стала ГРЕНЛАНДИЯ. Стартовавший 20 августа фильм-катастрофа с Джерардом Батлером заработал 83 млн рублей, его посмотрело 288,5 тысяч зрителей. Вышедший 27 августа фантастический экшн ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ собрал 41,5 млн рублей и привлек 166,7 тысяч человек. В топ-5 также вошли тюремный триллер с Дэниелом Рэдклиффом ПОБЕГ ИЗ ПРЕТОРИИ (31,8 млн рублей и 102,5 тысяч зрителей), параноидальный триллер с Расселом Кроу НЕИСТОВЫЙ (28 млн рублей и 96,7 тысяч зрителей) и корейский экшн-хоррор ПОЕЗД В ПУСАН 2: ПОЛУОСТРОВ (24,7 млн рублей и 88,2 тысяч зрителей). Прокат всех перечисленных проектов продолжается.

Нетрудно заметить, что основную массу лидирующих картин составляют экшн-триллеры, ориентированные на мужскую аудиторию. В первую очередь зрители приходили на фильмы о выживании ГРЕНЛАНДИЯ и НЕИСТОВЫЙ, где герои оказывались в реальной опасности для жизни, и на триллер о побеге из тюрьмы ПОБЕГ ИЗ ПРЕТОРИИ. Семейная публика хоть и присутствовала в той или иной мере в залах с момента открытия кинотеатров, но активизировалась под конец месяца, когда вышел ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ. В топ-10 попала одна комедия, ориентированная на женскую аудиторию (КРАСОТКА В УДАРЕ), и три семейных проекта (ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ, МОЙ ШПИОН, ДУМАЙ КАК СОБАКА).

Согласно исследованию Фонда кино, в августе только 13% опрошенных в Москве постоянных посетителей кинотеатров купили билет в кино. При этом в июле о своей готовности в ближайшие две недели посмотреть что-нибудь на большом экране заявляли 46% опрошенных столичных кинозрителей. Такая выборка не в полной мере позволяет сделать фундаментальные заключения. Тем не менее пока это единственная доступная социология по возобновившемуся кинопоказу. Итак, согласно «Кинозрителю», активнее всего в столице в августе ходили в кино девушки от 18 до 34 лет (16%). Следом идут молодые люди от 18 до 34 лет (14%). О том, что кинотеатры открыты, знало 77% опрошенной аудитории. Наиболее осведомлены об этом оказались мужчины младше 35 лет (83%).

Бóльшая часть опрошенных в Москве зрителей, проигнорировавших поход в кино, сделали это из-за отсутствия в репертуаре интересных фильмов (34%). У 31% не нашлось времени пойти в кинотеатр, 22% выбрали другие виды отдыха – поездку на дачу или на море. Только 12% зрителей в Москве отказались посещать кинотеатры из-за опасений, связанных с распространением коронавируса.

При этом о ДОВОДЕ знали только 18% респондентов, зато почти каждый из них хотел бы увидеть этот фильм в кинотеатре. Крупнейшей новинкой как по известности среди опрошенных зрителей, так и по намерению ее посмотреть третий месяц подряд остается МУЛАН (44% респондентов знали об этом релизе, каждый третий хотел бы его посмотреть). На втором месте – перенесенный теперь на 2021 год KING’S MAN: НАЧАЛО (36% опрошенных знали релиз, 28% хотят его посмотреть). На третьем и четвертом местах – ЧУДО-ЖЕНЩИНА: 1984 (33% знали релиз, 25% хотели посмотреть) и ЧЕРНАЯ ВДОВА (31% знали релиз, 25% хотели посмотреть).

61% кинозрителей в целом выражает готовность пойти в кино в ближайшие две недели. Доля таких зрителей в Москве составляет 48%, в Петербурге – 67%. В основном это аудитория от 18 до 44 лет. По сравнению с июлем выросло количество родителей, готовых отпустить своего ребенка в кино – 67% против 51%. В первую очередь в кинотеатр пойдут дети от 11 до 14 лет.

Чтобы понять, насколько изменились предпочтения киноаудитории относительно походов в кинотеатры или просмотра контента на онлайн-платформах, авторы исследования задали респондентам такой вопрос: в каком формате вы посмотрели бы интересную вам новинку, если бы она была одновременно доступна в рамках имеющейся подписки в онлайне и в кинотеатрах? Выяснилось, что 52% владельцев подписки на онлайн-кинотеатры предпочтут посмотреть интересный фильм в первую очередь на большом экране. Более половины опрошенных объясняют желание увидеть новинки в обычных кинотеатрах тамошней неповторимой атмосферой и возможностью просмотра картины на большом экране, с качественным звуком. У предпочитающих онлайн-платформы нет времени ходить в кино (37%). Также они указывают, что подписка дешевле билета в кинотеатр (33%).

В городах, где кинотеатры еще не открылись, 71% кинозрителей считает, что уже пришла пора снять ограничения на просмотр фильмов на большом экране. Почти половина респондентов объясняет свою позицию тем, что многие другие общественные места уже давно открыты. Доля противников открытия кинотеатров наиболее высока среди аудитории в возрасте от 18 до 24 лет. Из них 62% считают, что пандемия еще не завершилась, и 18% ждут начала второй волны. Тут интересен случай Санкт-Петербурга, второго по величине бокс-офиса региона России, где власти так и не разрешили кинотеатрам начать работу в августе. Показчики здесь активно не согласны с решениями властей и делают все возможное, чтобы отменить этот запрет. Также последний месяц лета пропустили площадки Новосибирска и Екатеринбурга, третьего и четвертого регионов по объему рынка.

При поддержке Фонда кино


11.09.2020 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Вторая строчка досталась драматическому экшну «Падение империи»

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат

Подробнее
БК решил разобраться,  что будет происходить с жанром в скором времени

Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок

Подробнее
Сравниваем предстартовые показатели ключевых новинок с конкурентами и референсами

Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»

Подробнее
В 2023 году российские стриминги выпустили 176 ориджиналсов

«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов

Подробнее
доступ запрещен