Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Игра началась!

«Киномеханик сегодня» рассказывает о киберспорте в кинотеатрах

 

Киберспорт – это соревнование на основе видеоигр, официально признанное в России видом спорта. Для коллективного просмотра состязаний болельщикам нужно просторное помещение с большим экраном, поэтому идеальным местом для трансляции киберспортивных мероприятий является кинотеатр. Подробнее о том, что такое киберспорт, зачем нужно работать с ним в кинотеатре и как на видеоиграх зарабатывают сети других стран мира рассказывает журнал «Киномеханик сегодня». Материал был впервые опубликован в выпуске №3 от 2018 года.

 

Что такое киберспорт?

Согласно «Википедии» eSports (компьютерный спорт, электронный спорт, киберспорт) определяется как вид соревновательной деятельности в видеоиграх. Чаще всего он принимает форму организованных многопользовательских турниров, особенно между профессиональными игроками. Самые популярные жанры видеоигр, относящиеся к киберспорту:

  • стратегия в реальном времени (real-time strategy, RTS) – жанр стратегических компьютерных игр, в которых отсутствует «очередность ходов» (в отличие от компьютерных или настольных пошаговых стратегий).
  • файтинг (fighting – бой, драка, поединок, борьба) – жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной.
  • шутер от первого лица (First-person Shooter, FPS) – жанр компьютерных игр, в которых игровой процесс основывается на сражениях с использованием огнестрельного или любого другого оружия с видом от первого лица таким образом, чтобы игрок воспринимал происходящее глазами протагониста.
  • многопользовательская онлайновая боевая арена (MOBA, multiplayer online battle arena) – стратегия действий в реальном времени, является поджанром стратегических видеоигр, которые возникли как разновидность стратегии в реальном времени, в которой игрок контролирует только одного персонажа в команде, конкурирующей с другой командой игроков.

Согласно данным международного аналитического агентства Statista, мировые доходы от киберспорта в 2017 году составили $655 млн, что в пять раз больше по сравнению с достижениями 2012 года. Аналитики предрекают, что доходы от eSports к 2020 году достигнут примерно $1,5 млрд в год, то есть, более чем в два раза превысят существующие цифры.

По словам Стюарта Пила, регионального директора Twitch (платформа для видеоигр) в EMEA, глобальный охват просмотров eSports составляет 205 млн уникальных пользователей в месяц, при этом средний пользователь Twitch просматривает более 100 минут контента в день.

Исследование, проведенное компанией Newzoo, разрушило стереотипы о том, что собой представляют типичные поклонники eSports – оказывается, что это далеко не подростки, играющие в приставку. В США и Западной Европе фанатами eSports являются мужчины в возрасте 21‒35 лет, которые, более вероятно, женаты и работают на полную ставку, чем нет; при этом доход семьи составляет около $100000. Люди этого возраста не только очень привлекательны для рекламодателей, но и для кинотеатров.

К тому, что eSports стал так популярен в последнее время, привели три причины: аудитория переключается с линейного вещательного телевидения на потребление Интернет-контента по требованию, развивается и расширяется технологическая инфраструктура (широкополосная связь, улучшенная производительность ПК, потоковые платформы и т.д.). И, наконец, развитие собственной культуры, которая развеяла стереотипы в играх и расширила аудиторию поклонников киберспорта. Самые известные киберспортсмены часто передают свои ежедневные практики миллионам поклонников в Twitch. В то время как футболисты могут публиковать лишь случайные твиты, чемпионы eSport взаимодействуют со своими фанатами в течение нескольких часов ежедневно. Их след в социальных сетях простирается далеко за пределы Facebook и Twitter.

Многие эксперты уверены, что при проведении киберспортивных соревнований на территории кинотеатров можно привлечь дополнительную аудиторию в кинозалы, а именно игроков-любителей, например, для участия в местных состязаниях или турнирах. Благодаря такому подходу, в итоге можно из этих заядлых геймеров получить постоянных зрителей, наблюдающих за игрой профессиональной лиги на крупных международных соревнованиях, транслируемых на экраны кинотеатров в прямом эфире.

Киберспорт и кинотеатры – кто больше выигрывает?

Важно понимать, что кинотеатры нуждаются в eSports и той возрастной категории зрителей, которую он обеспечивает, больше, чем киберспорт нуждается в кинотеатрах, так как площадкой для проведения кибертурниров может стать любое заведение, обеспечивающее большую вместимость, начиная от оперного театра, и заканчивая стадионом. Поэтому кинотеатрам нужно постараться, чтобы привлечь в свои залы поклонников eSports – маркетинговая составляющая играет здесь очень большую роль.

Но в тоже время нельзя не согласиться с тем, что киберспорт, как и любой другой вид спорта, – это, в первую очередь, коллективный опыт, и поклонники хотят наслаждаться им вместе, а кинотеатр предлагает более захватывающие условия для большой группы фанатов, чем телевидение или монитор для небольшой компании дома.

Как обстоят дела с киберспортом за рубежом?

Киносеть Cineplex

Одним из самых перспективных кинотеатральных операторов, несомненно, является канадская сеть Cineplex. Она стремится стать диверсифицированной развлекательной компанией, а не просто довольствоваться почиванием на лаврах как ведущая кинотеатральная сеть Канады. Поэтому неудивительно, что она стала первопроходцем в революции eSports в кинотеатрах и за их пределами.

Еще в 2015 году Cineplex приобрела 80% акций игровой онлайн-платформы WorldGaming за $15 млн, а затем инвестировала еще $5 млн, чтобы создать лигу eSports для работы в своих кинотеатрах. Сеть также открывает брендированные локации под названием Rec Room по всей стране. Эти аудитории являются центрами, в которых собираются геймеры, вместе со своими семьями, друзьями и поклонниками и проводят небольшие местные игровые турниры.

В дополнение к киберспорту и традиционным физическим играм, таким как пинг-понг и бильярд, в Rec Rooms посетителей ждет широкий выбор продуктов питания и напитков, а также развлекательные программы, в том числе выступления комиков и различные концерты. Иногда в Rec Rooms даже показывают фильмы, но это далеко не их главное назначение.

«WorldGaming предоставляет нам уникальную возможность задействовать новую клиентскую базу, а также расширять концепцию на рынках за пределами Канады, – отмечает представитель сети Cineplex. – Мы создали сообщество, соединяющее живые онлайн-игры с уникальными турнирами, которые проводятся в кинотеатрах Cineplex по всей стране. Мы видим огромные возможности для роста WorldGaming как в Канаде, так и в США».

Cineplex и WorldGaming не уделяют особого внимания профессиональным лигам и соревнованиям eSports. Вместо этого они используют развивающий подход, ориентируясь на начинающих игроков. Они проводят различные мастер-классы, которые помогают вырастить более опытных игроков и повысить общий интерес к киберспорту.

Ярким примером этого является турнир World Call of Call of Duty: WW II, на начальных этапах которого принимало участие более чем 500 команд по четыре игрока в каждой команде. В онлайн-конкурсе определились восемь четвертьфиналистов, которым было предложено принять участие в «живом» соревновании с общим призовым фондом в размере $60000, проводимом в кинотеатре Scotiabank The Cineplex в Торонто. В дополнение к наличным деньгам, победитель заработал слот, позволяющий соперничать за титул чемпиона мира в 2018 году.

VUE Cinema

В марте 2015 года открылась первая в Великобритании специализированная арена eSports в лондонском мультиплексе Vue Fulham Broadway. Gfinity Arena – это два зала кинотеатра, которые вмещают до 600 зрителей.

Начиная с самого открытия, в Gfinity Arena проходят соревнования европейской лиги Call of Duty Pro League.

Cinemeccanica

Итальянская компания Cinemeccanica в первую очередь известна как производитель кинопроекторов. Несмотря на то, что компания по-прежнему выпускает проекционное кинооборудование, включая лазерные системы LUX, она принимает активное участие в расширении глобальной экосистемы eSports.

Cinemeccanica занимается организацией киберспортивных соревнований в кинотеатрах Италии, а также в других странах. Ее игровая платформа Esparena™ позволяет превратить стандартный зал кинотеатра в арену для игровых турниров.

Платформа Esparena включает в себя требуемое оборудование и программное обеспечение, необходимые для проведения игр в кинотеатрах, предоставления рекламных услуг и технической поддержки. Она также занимается организацией конкурсов и управляет контактами между игроками и их сообществами. Платформа доступна во всем мире с различными настраиваемыми техническими и маркетинговыми решениями, поэтому ее можно соответствующим образом адаптировать к любой стране.

У Cinemeccanica есть и домашняя версия игровой станции, которая была представлена в кинотеатрах в прошлом году.

«Наша цель – более тесно связать мир видеоигр с кино, поскольку это отличная возможность разнообразить предложения кинотеатров и привлечь в них новых зрителей. Мы работаем над реализацией турниров, которые будут напрямую проходить в кинотеатрах как месте встречи для геймеров», – отмечает Андреа Рива, менеджер по работе с клиентами eSports в Cinemeccanica.

MediaMation

MediaMation является одним из ведущих поставщиков полнофункциональных 4D-аттракционов (сочетающих движущиеся кресла и экологические эффекты) на кинотеатральный рынок. Количество инсталляций ее 4D-систем достигает цифры почти в 300 кинозалов по всему миру. Киберспорт идеально подходит для кинотеатров MX4D® Motion EFX, а также кинотеатров партнеров компании и их клиентов, работающих в кино.

Компания разработала «стиль турнира» в кино, используя свои запатентованные игровые станции, добавив и адаптировав новые технологии, чтобы создать незабываемый опыт для игроков и зрителей.

Любой из «гибридных» кинотеатров MediaMation легко конвертируется из режима кинопоказа в режим eSports примерно в течение часа, обеспечивая полную настройку вещания для потоковой передачи, включая камеры, свет, оборудование и диктофоны, что делает их наиболее удобными для применения в качестве арен для проведения киберспортивных соревнований. Ожидается, что такие кинозалы способны привлечь новых клиентов в кинотеатры, особенно в малодоходные дни с понедельника по четверг.

В ноябре прошлого года MediaMation запустила свой экспериментальный MX4D® eSports EFX Theatre во всемирно известном кинотеатре TCL Chinese Theatre в Голливуде, США, и, начиная с момента открытия, в нем уже проходит устойчивый поток турниров по eSports.

Запуск eSports в кинотеатре сильно отличается от маркетинговой модели продажи билетов в кино. Владельцам кинотеатров необходимо будет провести значительную работу с киберспортивными сообществами и фанатами киберигр, чтобы привлечь и главное сохранить их в качестве клиентов кинотеатров.

MediaMation тесно сотрудничает с издателями игр и организаторами турниров, чтобы сделать их развертывание максимально плавным, а главное – обеспечить постоянный поток контента для привлечения игроков и зрителей в кинотеатры.

Super League Gaming

Компания Super League Gaming работает с кинотеатрами с целью превращения их кинозалов в игровые арены для проведения киберспортивных соревнований среди любителей. Компания оборудовала 16 игровых клубов и местных отделений eSports в США.

Клубы располагаются в Нью-Йорке, Далласе, Денвере, Сан-Франциско и в 12 других городах США, где игроки могут соревноваться в нескольких играх, включая Minecraft, для более молодой аудитории и League of Legends, которая привлекает более возрастных игроков. Существуют также и градации по уровню мастерства. Среди корпоративных партнеров Super League Gaming – Riot Games и Microsoft.

Hoyts

Hoyts – ведущая кинотеатральная сеть в Австралии и Новой Зеландии. Компания основана в 1909 году и насчитывает 430 экранов и 65000 зрительских мест по всему региону.

В этом году Hoyts объявила о крупном партнерстве с Gfinity Esports Australia (провайдером киберспортивных онлайн и оффлайн-турниров с 2012 года) с долгосрочными планами по созданию сети арен eSports по всей Австралии, расположенных в существующих кинотеатрах Hoyts.

Первая специальная игровая арена находится в Hoyts Entertainment Quarter Moore Park в Сиднее. Следует отметить, что все проходящие там киберспортивные мероприятия будут напрямую транслироваться в другие кинотеатры Hoyts по всей стране для поклонников eSports в других городах. Как и в любом другом виде спорта, фанатам киберспорта нравится собираться вместе, общаться, а такую возможность могут предоставить только реальные площадки, поэтому Hoyts стремится зарекомендовать себя как киносеть, связанная с киберспортом.

Арена Hoyts Entertainment Quarter оснащена самым современным игровым оборудованием, а также полным комплектом для вещания и производства, предназначенным для проведения большого числа профессиональных мероприятий.

В рамках австралийского рынка жанр eSports продолжает расти, и Hoyts хочет, чтобы его гости могли наилучшим образом оценить эти события на большом экране и в «наэлектризованной» атмосфере.

В Hoyts считают, что eSports естественным образом подходит для киноиндустрии, поскольку это приносит в кинотеатры дополнительный развлекательный опыт, который раньше был ограничен только использованием домашнего компьютера или Интернет-кафе, а на самом деле является наиболее социальным опытом, чем мы привыкли думать.

DCDC

Digital Cinema Distribution Coalition (DCDC) была сформирована тремя крупнейшими кинотеатральными сетями США: AMC, Cinemark и Regal в партнерстве с двумя из лучших киностудий Голливуда, Universal Pictures и Warner Bros.

Ее миссия состоит в том, чтобы предоставить кинотеатральной индустрии услуги цифровой доставки киноконтента, трейлеров, рекламы, онлайн-трансляций и т.д. по всей Северной Америке через специально созданную сеть, состоящую из технологий спутниковой и наземной Интернет-доставки следующего поколения.

DCDC была разработана таким образом, чтобы аудитория кинотеатров получала самый высококачественный контент, а владельцы кинотеатров и контент-провайдеры достигли стратегически безопасной и рентабельной модели доставки.

DCDC считает eSports важной опорой для кинотеатров будущего. В течение трех лет DCDC передает живые трансляции киберспортивных соревнований League of Legends и SMITE в американские кинотеатры.

Одной из задач маркетинга eSports является подробное изучение потенциальной аудитории. Не выгодно проводить трансляции в кинотеатрах тех населенных пунктах, где проживает мало фанатов киберспорта.

DCDC – гибридный механизм доставки контента, который стремится использовать технологии будущего, позволяющие значительно быстрее использовать многоканальную связь и обмен данными между всеми пользователями Сети. Например, это позволит использовать Twitch в режиме реального времени (со ссылкой на популярный сайт в прямом эфире), который будет необходим для игровых соревнований между географически разнесенными местами проведения турниров.

Cloud9 eSports / Eldridge Industries

Cloud9 владеет и управляет самым большим коллективом разработчиков eSports в западном мире (и, возможно, в глобальном масштабе). Основанная в 2012 году и имеющая штаб-квартиру в Санта-Монике, Калифорния, компания Cloud9 может похвастаться непревзойденным временем просмотра и предоставляет обширные пакеты преимуществ для своих игроков и сотрудников.

На веб-сайте компании перечислен широкий спектр корпоративных партнеров, включая Twitch, мировую социальную видеоплатформу и сообщество для геймеров. В день собираются около 10 млн посетителей, чтобы поделиться опытом по видеоиграм с более чем двумя миллионами стримеров. Другие перечисленные отраслевые союзы включают HTC, iBUYPOWER, HyperX, Crunchyroll, MSI, NEEDForSEAT USA и LoLwiz.

Cloud9 в настоящее время владеет десятком профессиональных команд, которые участвуют в девяти ведущих играх в области eSports, включая League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive и Overwatch и является наиболее популярной киберспортивной организацией на ведущих западных рынках.

А что у нас?

Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Это произошло 25 июля 2001 года по распоряжению предыдущего главы Госкомспорта России Павла Алексеевича Рожкова.

Однако, в июле 2006 года киберспорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта вследствие того, что он не соответствовал критериям, необходимым для включения в этот реестр: развитие в более чем половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения.

В 2016 году Министерство спорта РФ признало киберспорт самостоятельным видом спорта, а в 2017 году была аккредитована Федерация компьютерного спорта, появилась возможность проведения чемпионата и кубка России, присвоения игрокам спортивных разрядов. А на международном уровне всерьез идет разговор о перспективах включения некоторых дисциплин киберспорта в программу Олимпийских игр.

По прогнозам, в ближайшие 20–30 лет киберспорт по своей популярности может обогнать футбол и баскетбол, и внутри, и вокруг киберспортивного бизнеса появится целый ряд новых профессий. Именно поэтому НИУ ВШЭ и Федерация компьютерного спорта России в декабре прошлого года начали обучение первых в стране менеджеров в сфере киберспорта. Новая образовательная программа прошла общественную аккредитацию ФКС России, а ее выпускники получат государственный диплом о профессиональной переподготовке.

В апреле этого года в России открылся первый киберкинозал в кинотеатре «Горизонт» в Ростове-на-Дону, и возможно, что в скором будущем он станет одной из площадок для проведения турниров по киберспорту в нашей стране. Ведь в этом году стартовал Чемпионат России по компьютерному спорту – первый официальный чемпионат страны по киберспорту, организованный ФКС России. В 2018 году соревнования среди граждан РФ представлены тремя играми: Dota 2, Hearthstone и Counter-Strike: Global Offensive. Общий призовой фонд Чемпионата составляет 3,5 млн рублей. И это только начало.


15.10.2018 Автор: Вера Купцова, Иван Беспалов

Самое читаемое

Китайский мультфильм «Нечжа» опустился на третье место

Международная касса: в лидеры выбился «Однажды в... Голливуде»

Подробнее
Речь идет о проектах II и III кварталов 2019 года

Фонд кино определился с получателями субсидий на выпуск фильмов в прокат

Подробнее
Первый уикенд принес фильму только $2,1 млн

«Тайна печати дракона» стартовала в Китае без особого успеха

Подробнее
Он занимается отбором фильмов на иностранном языке

Александр Невский вошел в комитет по отсмотру номинантов «Золотого глобуса»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru Rambler's Top100