top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Культурный фронт

Итоги питчингов в Минкультуре. Часть 1

В начале декабря закончился марафон питчингов проектов, претендующих на финансовую поддержку министерства культуры. В этом году размер субсидий кинопроизводителям, распределяемых по линии Фонда кино и Минкультуры, снизился на 20% по сравнению с 2019 годом. Тогда государство выделило 10 млрд рублей, в 2020-м ограничилось 8 млрд. О конкурсах в Фонде кино мы уже писали (см. ЭБК № 39 от 02.10.2020). Пришло время подвести итоги очных защит в министерстве.

Министр культуры Ольга Любимова заявила, что по итогам трех проведенных питчингов (авторского и экспериментального кино, детских и дебютных фильмов) наиболее сильными она считает заявки от дебютантов. «Очень важно максимально мобилизоваться и создать принципиально новые проекты, а не пытаться искать по полкам старые сценарии и подавать их на конкурс, – считает она. – Экспертам в министерстве культуры и в Фонде кино нужно более строго и серьезно относиться к отбору. Перед всеми нами стоит ответственность всячески поддержать индустрию и вытащить ее из нынешней ситуации». Дебютное кино представляет область особого интереса нового министра. Защита проектов молодых кинематографистов впервые стала проводиться в бытность Любимовой главой департамента кинематографии и под ее патронажем. Она также собирается лично курировать новое направление деятельности Фонда кино по поддержке выпуска в прокат проектов начинающих режиссеров. В ноябре стало известно, что с 2021 года Минкультуры планирует увеличить финансирование дебютного кино до 100% его бюджета. Соответствующие поправки в закон о кинематографии уже предложены правительству. В этом году в конкурсе дебютов был отменен обеспечительный взнос на участие, что сделало питчинг более доступным для кинематографистов. Из нововведений этого года также можно отметить появление трансляций конкурсов в Интернете, это шаг к большей прозрачности и открытости питчингов ведомства. Ранее профинансированные министерством картины в этом году были заметны на фестивальной арене. Драма ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ! Андрея Кончаловского (70 млн рублей безвозвратной поддержки) получила спецприз жюри Венецианского кинофестиваля. Там же KITOBOY Филиппа Юрьева (25 млн рублей безвозвратной поддержки) победил в программе «Дни Венеции» и удостоился трех призов на «Кинотавре» – в том числе за режиссуру и лучшую мужскую роль. В основном конкурсе «Кинотавра» также участвовали ДОКТОР ЛИЗА Оксаны Карас (40 млн рублей безвозвратной поддержки) и КТО-НИБУДЬ ВИДЕЛ МОЮ ДЕВЧОНКУ? Ангелины Никоновой (30 млн рублей безвозвратной поддержки).

В АДУ БЕЗ ЖАННЫ

В категории авторских и экспериментальных фильмов министерство в этом году выделило финансирование на производство 20 проектов. Еще 14 были отправлены в резерв, всего рассмотрено 76 проектов, а подано 183 заявки. Число допущенных и поддержанных фильмов значительно превысило показатели 2019-го, но в сравнении с предыдущими годами средства выделяются очень умеренно. За последние четыре года рекордное количество проектов оказалось в числе аутсайдеров. В 2019-м было поддержано 10 из 42 представленных заявок, в 2018-м – 35 из 68-ми, в 2017 – 39 из 74-х. Возможно, это связано с сокращением финансирования. В отличие от питчингов Фонда кино, на очной защите в Минкультуры практически не были представлены проекты, претендующие на дополнительное финансирование. Исключением стала военно-историческая драма СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС 8 Петра Буслова, которая в прошлом году уже была поддержана министерством. В этот раз ей выделили еще средства. Как и тогда, фильм снова оказался самым крупнобюджетным проектом питчинга: затраты на его производство составляют 580,6 млн рублей, у ведомства запрашивают 70 млн. Самый высокий рейтинг экспертов набрали проект НАВОДНЕНИЕ Ивана И. Твердовского, снова работающего с продюсером Натальей Мокрицкой, драма ДЫШИТЕ СВОБОДНО Сергея Бодрова о лечении от заикания и ДЕЛО БЕЙЛИСА Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова. Интересно, что на прошлогоднем дополнительном питчинге иных компаний в Фонде кино режиссер Анна Матисон тоже представляла картину ДЕЛО БЕЙЛИСА ровно на ту же тему и с тем же названием. Но тогда историческая судебная драма не получила финансирования. Также высокой оценки экспертов удостоилась военная драма РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ. ВОЗВРАЩАЮСЬ Константина Буслова. Фильм стал одним из наиболее высокобюджетных проектов очной защиты – на производство планируют потратить 300 млн рублей, у министерства запрашивают 70 млн. И проект Буслова, и еще одну картину о военных летчиках, фильм ПОЛЕТ Александра Золотухина, вместе с Минкультуры поддерживает министерство обороны. Также высоким (по сравнению с другими участниками питчинга) бюджетом отличается новая картина Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, триллер о капитане НКВД с Юрой Борисовым в главной роли. На производство фильма КАПИТАН ВОЛКОНОГОВ БЕЖАЛ необходимо 130 млн рублей (запрашивают 40 млн). Та же сумма требуется Илье Максимову на съемки хоррора СУККУБ о демоне в сибирской глуши. Еще одним крупнобюджетным проектом питчинга стала драма Михаила Идова СТРЕМЛЕНИЕ (172 млн рублей, запрашивают 15,6 млн). Фильм снимается в копродукции России, Германии и Канады. В проекте будут задействованы зарубежные звезды. О страхе перед отцовством расскажет Михаил Местецкий в драме ГОД РОЖДЕНИЯ. Режиссер фильма НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ Любовь Борисова получила финансирование на создание якутской притчи НЕ ХОРОНИТЕ МЕНЯ БЕЗ ИВАНА. Минкультуры поддержало новую картину Ларисы Садиловой под названием ОГОРОД, рассказывающую о жизни трех пожилых женщин. Элла Манжеева вместе с Еленой Гликман снимет мистическую драму БЕЛОЙ ДОРОГИ! Юрий Арабов готовится к съемкам картины по собственному сценарию ДАНТЕ об авторе «Божественной комедии», который попадает после смерти в ад, придуманный им самим. Второй фильм Бориса Акопова КЭТ расскажет об эскортнице в 90-х, отрабатывающей долг, чтобы вернуть своего ребенка. Также ведомство поддержало производство комедийного роуд-муви ДАЛЕКИЕ БЛИЗКИЕ от киностудии КИТ и режиссера Ивана Соснина о том, как учитель из Хабаровска едет к своей возлюбленной в Подмосковье. Целый ряд картин в этом году посвящен работе следователей. В фильме МОРОЗ, копродукции с Сербией, расследуется исчезновение девушки в маленьком умирающем сербском городке, известном своим языческим наследием. В новом фильме Алисы Хазановой по сценарию Романа Волобуева БЕЛЫЙ СПИСОК детективы занимаются делом о самоубийствах подростков. В триллере НЕСКОЛЬКО НАСТОЯЩИХ ДНЕЙ Георгия Шенгелия главными героями стали следователи уголовного розыска – честный и коррумпированный. Два аутсайдера прошлогоднего дополнительного питчинга независимых компаний в Фонде кино попытали удачу в министерстве и были отправлены в резерв. Это БОДИБИЛДЕР от «Русского кино» и САША от «Марс Медиа». В категории авторского кинематографа снова претендовал на финансирование Минкультуры Марюс Вайсберг с комедией ПРАБАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ. В 2018 году предыдущий фильм Вайсберга, БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ 2, получил субсидию ведомства вместе с рядом других коммерческих картин, в этот раз триквел отправлен в резерв. При этом вторая часть франшизы – один из самых кассовых фильмов, поддержанных министерством. Также в резерве оказались КРЫСОЛОВ Юсупа Разыкова, ТАНЯ И ВОЙНА Бакура Бакурадзе, НЕВИДИМЫЙ МОЙ Антона Бильжо и киноальманах ШЕСТЬ ЛЕГКИХ ПЬЕС кинокомпании Андрея Кончаловского, где сам Кончаловский будет одним из режиссеров и художественным руководителем проекта. Некоторым проектам известных режиссеров отказано в поддержке. Среди них оказались новый фильм Алексея Федорченко ЕНОТОВЫЙ ГОРОД, продолжение картин режиссера ПЕРВЫЕ НА ЛУНЕ и БОЛЬШИЕ ЗМЕИ УЛЛИ-КАЛЕ, представляющее собой расследование таинственных событий XX века. К слову, БОЛЬШИЕ ЗМЕИ получили поддержку минкульта два года назад, но не появились ни в прокате, ни на фестивалях. Также министерство отказало в финансировании драме Валерии Гай Германики ЖАННА по одноименной театральной пьесе Ярославы Пулинович. Фильм расскажет о преуспевающей бизнесвумен, терпящей неудачи в личной жизни. Партнером проекта стала компания «Про:взгляд», создатели также рассчитывают на Первый канал. Главную роль в картине исполнит Лариса Гузеева. Еще одним «отверженным» фильмом о человеке, который не умеет любить, стал ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Михаила Аграновича. Это мелодрама по мотивам «Княжны Мери» Лермонтова.

Не получила субсидию Минкультуры и спортивная драма Николая Хомерики БЕЛЫЙ СНЕГ о жизни лыжницы Елены Вяльбе. На данный момент картина снята и стала фильмом открытия фестиваля «Окно в Европу». Без госфинансирования осталось историческое фэнтези о крещении Руси КАК СТАТЬ ЦАРЕВНОЙ Евгения Бедарева. Бюджет проекта составляет 290 млн рублей, у министерства запрашивали 40 млн. Также отказано в господдержке проектам МАТЬ РОДИНА Владимира Котта о стороже, живущем внутри монумента «Родинамать», и МЕДЕЯ Александра Зельдовича, социальной драме НАВИГАТОР Резо Гигинеишвили, картинам ОНИ Елены Хазановой, СВЕТЛЯЧОК Натальи Назаровой, ВАСИЛИЙ И НОРОЧКА Константина Худякова. Ряд военных фильмов тоже не получил финансирования: ВАСИЛИЙ ТЕРКИН Карена Геворкяна, ПЛАЦДАРМ Андрея Волгина и Ярослава Жалнина, ПОЧТИ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Эллы Омельченко и Вячеслава Серкеза. Снова не удостоился поддержки аутсайдер прошлогоднего питчинга Фонда кино, лирическая комедия ПЯТЬ ВЕЧЕРИНОК Ильи Хотиненко с референсами Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ и МНЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ.

При поддержке Фонда кино


17.12.2020 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

БК составил карту партнерств продюсерских компаний и дистрибьюторов

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда

Подробнее
«Летучий корабль» преодолел миллиардную отметку

Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате

Подробнее
«Неприличные гости» забрали бронзу

Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта

Подробнее
Сказка «Огниво» с Романом Евдокимовым и Ириной Старшенбаум, а также много переносов

Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года

Подробнее
доступ запрещен