top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Пожарная безопасность

Какие правила необходимо соблюдать

 

Пожар в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», по последним официальным данным, унес жизни 64 человек, бóльшая часть из которых – дети. Именно они фактически оказались заперты в одном из кинозалов, в то время как помещения заполнялись густым едким дымом. Мы решили выяснить, на чем основывается пожарная безопасность в кинотеатрах и как эти правила соблюдают показчики.

Материал был впервые опубликован в электронном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» №12 (735) от 30 марта 2018 года.

 

Строительство любого кинотеатра начинается с проектировки. Именно тогда, как фундамент, закладывается не только информация о числе залов, количестве мест в них или видах кинобаров, но и, что гораздо важнее, какие системы будут защищать зрителей от возможных ЧП. При подготовке проекта кинотеатра специалистами учитываются все технические нюансы. А нарушения возникают уже в процессе эксплуатации. «При строительстве кинотеатра (не важно, будет он находиться в отдельно стоящем здании или внутри торгового центра) вопросы безопасности обсуждаются в первую очередь», – рассказывает специалист в области проектировки и строительства кинотеатров Михаил Бубенчиков, в частности, курировавший возведение площадки в «Зимней вишне», открывшейся в 2013 году.

По его словам, площадка для кинопоказа может быть устроена на любом этаже здания, противоречий с требованиями пожарного надзора здесь не возникает. Последние этажи используются в основном для того, чтобы упростить само строительство: в таком случае не нужно использовать дополнительные конструкции и учитывать то, что будет находиться выше. Так же поступают при проектировании бассейнов и фитнес-клубов, располагающихся в ТЦ. Иначе ситуация обстоит с окружением кинотеатра. На одном этаже с ним могут соседствовать кафе, рестораны, бутики или игровые зоны. Ключевым требованием является наличие свободного места возле кинозалов.

«Когда строилась «Зимняя вишня», детский зал, в котором погибло больше всего людей, выглядел совсем по-другому. Перед кинотеатром было существенное пространство, на котором практически ничего не располагалось, разве что какие-то одиночные игровые автоматы. Батутный парк с поролоновым наполнителем появился совсем недавно. По нормам территория вблизи кинозалов должна быть свободной – там могут размещаться только столики и кинобар», – уточняет Бубенчиков. Доступными должны быть и проходы к аварийным выходам, зонам с эскалаторами и центральному выходу. В кемеровском кинотеатре все было сделано правильно: по два входа/выхода из залов, двери «антипаника», которые можно открыть изнутри, даже если снаружи их закрыли на ключ, противопожарные двери, система дымоудаления в зале. На дверях аварийных выходов были заложены магнитные замки, которые в случае пожара должны автоматически разблокироваться. А сами выходы располагались близко к аварийным лестницам.

Что касается звукоизоляции в кинозалах, из-за которой зрители не слышат происходящее за пределами помещения, в чрезвычайных ситуациях этот вопрос снимается тревожной сигнализацией – в зале раздается громкий звук, оповещающий людей о том, что нужно покинуть сеанс. Кроме того, в залах должны работать системы, удаляющие дым (если он проникнет внутрь), а под каждой аварийной лестницей – системы, подающие свежий воздух с улицы. В конце концов, автоматика в кинотеатре устраивается таким образом, чтобы во время ЧП показ фильма останавливался, а свет в зале включался. В процессе проектирования кинотеатра здание обычно разбивается на противопожарные отсеки, каждый из которых в случае пожара автоматически закрывается воротами или стенками, после чего специальные завесы льют воду. Двери в самих кинозалах должны быть противопожарными. Как правило, они могут сопротивляться огню достаточно долго и позволяют выиграть время, чтобы спасти людей. Не поддаются огню обычно и материалы, из которых делаются зрительские кресла или ковры в зале. «Даже какие-то китайские дешевые кресла производятся с использованием специальных материалов, во-первых, максимально негорючих, а во-вторых, выделяющих минимум вредных веществ при плавлении. Ковролин всегда должен быть пожаробезопасный. Отделка стен тоже негорючая», – поясняет эксперт.

Все эти детали просчитываются много раз при строительстве, однако в процессе эксплуатации могут возникать нарушения, которые от проектировщиков уже не зависят. Выявить эти нарушения и в дальнейшем спасти жизни людей могут регулярные проверки пожарной безопасности. После трагедии в Кемерово реакция надзорных органов была незамедлительной. Генпрокуратура потребовала проверить на безопасность все торгово-развлекательные комплексы в регионах. Сперва о начале внеплановых проверок систем противопожарной безопасности объявили крупные киносети: объединенная «Синема Парк» и «Формула Кино», а также «Киномакс». В среду, 28 марта, стало известно, что МЧС начало инспекции во всех кинотеатрах, расположенных в ТРЦ (там внеплановые рейды будут проходить до 16 апреля). Информацию подтвердили БК представители площадок, находящихся в торговых центрах. «В связи с трагедией в Кемерово внеплановая проверка пожарной безопасности у нас была в эту среду. Подобные проверки проводятся только после таких происшествий, в обычное время их не бывает. Но персонал нашего кинотеатра обязательно инструктируется, обучается правилам поведения во время чрезвычайных ситуаций», – отмечает генеральный управляющий магнитогорского кинотеатра Jazz Cinema Григорий Бабаянц. По словам директора киноцентра «Пирамида» в Волгограде Павла Максимова, генеральные проверки всех систем пожарной безопасности и сигнализаций в торговом комплексе, в котором находится киноцентр, проходят раз в неделю. «А инструктаж непосредственно сотрудников кинотеатра (кассиров, киномехаников, билетеров, администраторов) на предмет знания планов эвакуации, первичных средств пожаротушения проводится каждый день перед их выходом на работу», – уточняет Максимов.

Впрочем, в сообщении спасателей и генпрокуратуры не было ни слова об отдельно стоящих кинотеатрах. С одной стороны, это логично, учитывая, что трагедия произошла в торговом центре и пожар начался даже не непосредственно в кинозале. А с другой стороны, расположение кинотеатра отныне волей-неволей будет учитываться. И в сознании многих людей (по крайней мере, в ближайшее время) площадки в ТРЦ теперь окажутся на особом счету. Что касается обособленных кинозалов, то, судя по всему, туда сотрудники МЧС в ближайшее время наведываться не планируют. «О внеплановых проверках мы пока ничего не знаем. У нас отдельно стоящее одноэтажное здание, спроектированное еще в 1960-х годах именно как кинотеатр. Тут нет, как в торговых центрах, никаких дополнительных развлечений, боулинга. Если к нам и придут какие-то проверки, то, я уверена, никаких нарушений не найдут, потому что у нас все соответствует противопожарным нормам и требованиям еще советского времени. Из одного из залов, например, у нас шесть аварийных выходов, которые ведут сразу на улицу. Периодически проводятся учения, связанные с террористическими угрозами, что в принципе то же самое, так как подразумевает эвакуацию зрителей. Каждые три года нас проверяет пожнадзор, замечания которого мы после проверок устраняем», – рассказывает заместитель директора по рекламе чебоксарского кинотеатра «Мир Луксор» Наталья Яранцева.

Также не упоминались в свете проверок и кинотеатры, открывшиеся по программе поддержки Фонда кино. По данным «Невафильм Research» на 1 марта 2018 года, в России уже 393 подобные площадки – это около 25% от общего числа кинотеатров в стране. На одной из трех опрошенных нами площадок внеплановый визит МЧС уже состоялся, на двух других проверку ждут в ближайшее время. По словам субсидированных показчиков, специфика Домов культуры, где расположены многие из таких кинозалов, снижает пожарные риски. «У нас особых проблем с пожарной безопасностью нет. Так как наш кинозал находится в Доме культуры, правила пожарной безопасности здесь и без кино должны работать. На улицу выйти очень легко. Входная дверь закрывается только на защелку, не на замок, поэтому в случае необходимости любой зритель может легко покинуть здание», – рассказывает директор МКУ «Медвежьегорский городской центр культуры и досуга» в Карелии Александр Плеханов.

Закрытые двери кинозалов стали одной из главных деталей кемеровской трагедии, получивших широкое обсуждение. В требованиях пожарной безопасности для кинотеатров, составленных МЧС, говорится, что двери выходов из зала должны быть самозакрывающимися, с уплотненными притворами. Это значит, что основная дверь должна легко открываться изнутри. А в кинозале, рассчитанном на более чем 50 зрителей, должен быть еще хотя бы один пожарный выход. Он может быть закрыт, но только на соединенные с пожарной сигнализацией автоматические замки, которые открываются при ее срабатывании. Однако все это красиво и просто выглядит на бумаге. В реальности действительно существует проблема закрытых дверей во время сеансов. Как минимум об этом свидетельствуют многочисленные рассказы зрителей, которыми полны соцсети. Но большинство опрошенных нами показчиков с подобной практикой не встречалось. «Это самое настоящее убийство, – считает Ксения Сайфетдинова, директор саратовского кинотеатра Happy Cinema. – Я отказываюсь верить в то, что такое вообще возможно. В нашем кинотеатре подобного, конечно же, нет, не было и никогда не будет. Входные двери у нас не запираются никогда, они всегда открыты, а при срабатывании пожарной сигнализации автоматически разблокируются и очень широкие эвакуационные выходы. Если говорить о проблеме, связанной с несоответствием количества зрителей и количества проданных билетов, то за этим мы тоже пристально следим: у нас есть система видеонаблюдения, есть также человек, который на камеру считает людей и сравнивает с числом билетов, проданных на сеанс. За соответствие этого количества он несет личную ответственность». По словам показчика из Чебоксар, у дверей в их кинотеатре вообще нет замков. «Да и закрывать-то их незачем, так как у нас работают билетные контролеры, которые следят за теми, кто входит и выходит из зала. Аварийные же выходы могут закрываться только на задвижки-шпингалеты, которые в случае необходимости легко открыть», – добавляет Наталья Яранцева. Впрочем, в одном из кинотеатров, относящихся к числу субсидированных, БК признались, что раньше регулярно закрывали двери во время сеансов, но сейчас от этой практики отказались. «Тема дверей очень непонятная. С одной стороны, все двери должны быть всегда открыты, но тогда можно не уследить, что в зал проникнут без билетов посторонние люди. Тем более у нас, например, в зал пять дверей, а контролер один, поэтому он может проглядеть безбилетника. Конечно, это наши проблемы, можно, например, поставить видеокамеры. Но сейчас мы держим двери открытыми. Я по этому поводу даже дал особое указание. Аварийные же выходы из зала всегда закрыты, но не на ключ, поэтому, если надо, они легко открываются», – говорит Александр Плеханов.

Понятно, что теория иногда расходится с тем, что мы видим на практике, но кинотеатры уверены, что в вопросах пожарной безопасности нет ничего сложного. Помимо уверенности в техническом оснащении, должен быть определенный набор функций, которые постоянно нужно оттачивать, – это инструктаж и тренировки сотрудников, знание ими помещений, где они работают. «Все это нужно постоянно проговаривать, проводить практические занятия с применением средств пожаротушения, газо- и дымозащиты. Да, это рутинная, систематическая работа, но ничего трудного в этом нет. Главное – включить эти действия в разряд регулярных и обязательных. Работа руководителя и администрации кинотеатра сводится же не только к поездкам на Кинорынки и чтению «Бюллетеня кинопрокатчика» – это большая хозяйственная работа, которую ни в коем случае нельзя забрасывать. Если такая работа превращается в систему, то никаких вопросов и возникать не должно», – отмечает директор волгоградской «Пирамиды». В качестве дополнительных мер он предлагает рассказывать об этом и зрителям, пришедшим на сеанс. «Уделить 2-3 минуты такому инструктажу совсем не сложно. По крайней мере, так люди будут иметь хотя бы минимальное представление о том, как себя надо вести в подобной ситуации. Это то же самое, что и рассказ бортпроводника в самолете о правилах безопасности», – уверен Павел Максимов. Его коллеги считают, что одной из главных проблем в вопросах пожарной безопасности является экономия на персонале. «Я лично видела большие кинотеатры, с несколькими залами и огромным количеством входов и выходов, в которых работали один-два билетных контролера. Они, конечно же, не могут уследить за всеми входящими и выходящими из залов, отчего случаются такие дикие ситуации с закрытием дверей», – замечает Наталья Яранцева.

Происшествие в Кемерово не могло не повлиять на настроение зрителей и их желание ходить в кино. Букеры хоть и с понимаем, но с грустью отмечают, что школы массово отменяют заявки на выходные, в каникулы зрителей было не так много. Кроме того, показчики скептически настроены и относительно апреля, который и до этого не внушал больших надежд. 31 марта по всей стране был объявлен бойкот торговым центрам (а следовательно, и многим кинотеатрам). Бойкот поддержали в том числе и звезды (например, Вера Брежнева). Но поможет ли это переломить ситуацию и изменить, мягко говоря, несовершенную систему – вопрос скорее риторический. «Так можно бойкотировать и самолеты, метро, газовые печки, потому что самолеты падают, поезда сходят с рельсов, дома взрываются от газа. Все можно бойкотировать, но это не выход из положения. Нельзя поддаваться панике. Нужно сделать определенные выводы и жить дальше», – уверен менеджер по репертуарному планированию московского кинотеатра «Бульвар» Игорь Иванов.

В вопросе о том, как вернуть доверие зрителей к кинотеатрам (если оно было утрачено), показчики в своих мнениях разделились. Одни считают, что сейчас необходимо сохранить нейтралитет и соблюсти тишину, чтобы время все расставило на свои места. Другие уверены, что именно своими активными действиями показчики должны помочь зрителям справиться с появившимися страхами. «Из этой проблемы можно выйти только максимальной открытостью и гласностью. Чтобы успокоить зрителей, мне кажется, нужно чаще проводить тренировки и учебные эвакуации, даже во время сеансов – просто чтобы люди видели, что все работает. Могут помочь справиться с такими проблемами и независимые проверки, блогеры, группы в социальных сетях, только если они серьезно займутся изучением этого вопроса и распространением действительно нужной информации», – считает Наталья Яранцева. Убедить зрителей в том, что бояться в кинотеатре им нечего, могут и видеоролики, где будет подробно рассказано, как устроены все входы и выходы, где находятся средства пожаротушения, какие есть пути эвакуации и кто за это отвечает. Не зря же говорят: предупрежден – значит вооружен.


16.04.2018 Автор: Дмитрий Некрасов, Иван Дмитриев

Самое читаемое

БК составил карту партнерств продюсерских компаний и дистрибьюторов

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда

Подробнее
Вторая строчка досталась драматическому экшну «Падение империи»

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат

Подробнее
Церемония вручения пройдет 20 мая в Театре на Бронной

Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию

Подробнее
Ольга Любимова заявила, что ведомство с интересом следит за инициативой АВК по борьбе с пиратством

Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами

Подробнее
доступ запрещен