Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Широка страна

Разбираемся, как распределялись сборы по городам России в прошлом году

2019 год стал лучшим в истории российского проката. Попробуем разобраться, какие города участвовали в достижении этого результата наиболее активно.

ГОРОДА С НАСЕЛЕНИЕМ ОТ 1 МИЛЛИОНА ЖИТЕЛЕЙ: РОСТОВ-НА-ДОНУ УВЕРЕННО ЛИДИРУЕТ

Обе столицы показали в 2019-м относительно скромные результаты: Москва опередила предыдущий год по сборам на 8,6%, что не так уж сильно отличается от среднего прироста городов-миллионников (9%), а вот Санкт-Петербург прибавил только 6,5%. Увеличение посещаемости соответствующее – 7,5% и 5,5%. Число зрителей в прочих городах с населением свыше 1 миллиона человек росло активнее (+7,9%).

В ушедшем году два миллионника – Новосибирск и Екатеринбург – смогли достичь престижной и желанной отметки в миллиард рублей кассовых сборов. Отметим, что по итогам 2018-го единственным, кто смог добиться подобного результата (кроме, разумеется, Москвы и Санкт-Петербурга), стал Краснодар.

Ростов-на-Дону снова стал лучшим среди миллионников по части опережения цифр прошлого года. Там в полную мощь заработали новые кинотеатральные площадки, прирост сборов достиг 21,4%, а посещаемости – 15,8%. На втором месте среди миллионников Казань, она смогла превысить свой прошлогодний бокс-офис на 12,9%. Третий – Омск, но его показатель не так сильно отличается от средней цифры по этой группе городов; он составляет +10,6%. Наименьший прирост в 2,9% по сборам и 2,1% по посещаемости продемонстрировала Пермь. Цена на билет в кино в миллионниках поднялась в среднем на 1,2%. Наиболее существенное подорожание случилось в Омске (+7,8%), а удешевление – в Самаре (-3,7%).

ГОРОДА С НАСЕЛЕНИЕМ ОТ 500 ТЫСЯЧ ДО МИЛЛИОНА ЖИТЕЛЕЙ: КЕМЕРОВО ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ, МАХАЧКАЛА ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ

Число городов с населением от полумиллиона до миллиона человек в 2019 году увеличилось на один и достигло двадцати двух. Единственным из них, не сумевшим превысить прошлогодние показатели, стал Саратов – он финишировал с отставанием в 0,5%. При этом он, как и все остальные населенные пункты в этой группе, показал прирост посещаемости, и даже не самый низкий (2,5%).

В среднем города с численностью населения от 500 тысяч до миллиона человек превысили цифры сборов 2018 года на 8,9%, посещаемость в них увеличилась на 7%. Максимальный прирост бокс-офиса произошел в Кемерово (35,5%), который восстанавливается после трагедии в ТЦ «Зимняя вишня». И это при том, что число площадок, подающих информацию в comScore, сократилось в этом городе до семи. На втором месте Махачкала, которая в прошлом году была одним из двух городов, сохранивших положительную динамику по сравнению с 2017 годом. На этот раз ее прирост сборов достиг внушительных 26,8%, а посещаемости – 30,1%. Одновременно в городе немного снизились цены на поход в кино, билет подешевел в среднем на 2,4%. «В Махачкале чаще всего хорошо зарабатывают зарубежные фильмы. В прошлом году лидерами там стали ДЖОКЕР, КОРОЛЬ ЛЕВ, МСТИТЕЛИ: ФИНАЛ, АЛАДДИН – все эти блокбастеры. Плюс еще были ШАЗАМ!, КАПИТАН МАРВЕЛ, такие картины там очень хорошо идут, – подчеркивает менеджер по прокату независимых кинотеатров Павел Поляков. – Но стоит отметить, что в городе зачастую отлично выступают «средние» проекты, и их доля в общем бокс-офисе бывает довольно высока. Например, в прошлом году в Махачкале отлично отработали СИРОТСКИЙ БРУКЛИН, НАРКОКУРЬЕР, ДЕЛО РИЧАРДА ДЖУЭЛЛА. Тот же НАРКОКУРЬЕР там собрал на уровне ШАЗАМ! Что касается снижения стоимости билета, то есть такой момент. Скорее всего, он связан с демпингом от местных игроков».

Владивосток, который год назад был вторым городом, показавшим прирост относительно 2017-го, по-прежнему в заметном плюсе и по сборам (+12,2%), равно как и по посещаемости (+4,3%), однако в рассматриваемой группе населенных пунктов он уже не третий по этому параметру. Бронза досталась Набережным Челнам, где бокс-офис вырос на 14,1% (а число зрителей – на 11,9%). «Я связываю рост в прошлом году с тем, что люди перестали бояться ходить в кино. Потому что отголоски трагедии в Кемерово на нас очень долго сказывались, – объясняет менеджер по кинопрокату кинотеатра «Иллюзиум» в Набережных Челнах Софья Салтыкова. – До сих пор встречаются зрители, которые спрашивают, где выходы из кинозала, «а вы нас не закроете?» и тому подобное. Соответственно, в 2019 году к нам стали активно ходить школьники, студенты, пошли групповые посещения, которые в какой-то момент полностью прекратились в 2018-м. Плюс я заметила тенденцию, что к нам сейчас все больше приходят пенсионеры. Это та прослойка зрителей, которая когда-то была потеряна для кинотеатров – сейчас они возвращаются, и ходят не только на российские фильмы, но и на зарубежные. Но приходят они в основном в первой половине дня в будни, когда установлена специальная цена».

Среди городов с населением свыше 500 тысяч человек традиционно блистает Краснодар – здесь валовые сборы превысили отметку в миллиард рублей, прирост по этому показателю составил 7,8%. Посещаемость по итогам года увеличилась на 6%.

Что касается цены билета в городах этой группы, то сильнее всего она выросла в Пензе (+6,9%), а упала у антилидера данной части таблицы – Саратова (-3%).

ГОРОДА С НАСЕЛЕНИЕМ ОТ 250 ТЫСЯЧ ДО 500 ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ: КАЛИНИНГРАД ЛИДИРУЕТ

Прошлогодний взлет Якутска замедлился, и город занял второе место по сборам среди всех населенных пунктов с численностью жителей от 250 тысяч до полумиллиона. На первую строчку вырвался Калининград, прирост сборов в котором составил существенные 9,4%, а посещаемости – 10,8%. Также он стал единственным среди городов этой группы, чей бокс-офис преодолел отметку в 400 млн рублей.

Максимальный рывок по увеличению кассы совершил Севастополь – здесь выручка за год выросла сразу на 38,4% (со 148 млн до 211 млн рублей), число зрителей – на 18,2%. Одновременно здесь произошло и самое существенное подорожание билетов – на 17,3%. «Такой рост легко объяснить – у нас стало больше кинотеатров. Если в 2018 году в городе было десять залов, то в 2019-м добавилось еще семь. Понятно, что будет прирост кассовых сборов. Появляются новые залы, которые расположены близко к дому, в спальных районах. Людям стало удобнее ходить в кино, отсюда и улучшение общих показателей. При этом в ближайшее время в Севастополе откроется еще четыре зала, так что рост продолжится, – отмечает директор «Севастополь кино» (5 кинотеатров) Дмитрий Гарнега. – Плюс с уверенностью можно сказать, что семнадцать залов на наш город – это очень мало. Нужно открывать еще. А что касается стоимости билета, то у нас она еще недавно была очень низкой, на уровне 150 рублей. Конечно, это не устраивает дистрибьюторов, да и если сравнить с похожими крупными городами, там билет стоит гораздо дороже. У нас цена билета растет бóльшими темпами, потому что изначально была более низкой. И постепенно она должна сравняться со средней по южному региону».

В целом города в этой группе преодолели спад 2018 года, в 2019-м прирост их кассы в среднем составил 7,8%, а посещаемости – 6,4%. Однако равномерной эту динамику назвать сложно. Помимо уже упомянутого Севастополя, существенно увеличились сборы во Владикавказе (+28,2%), Балашихе (+20,7%), Симферополе (+17,6%). Одновременно с этим недобрали до прошлогодних цифр Архангельск (-4,5%), Петрозаводск (-2,7%), Смоленск (-2,7%) и Таганрог (-1,1%).

При поддержке Фонда кино


28.01.2020 Автор: Максим Острый, Дмитрий Некрасов

Самое читаемое

Лента станет ближе к мировому релизу

«Довод» снова поменял дату выхода в России

Подробнее
Дистрибьютор предложил увеличить свою долю в сборах фильма

Российские кинотеатры столкнулись с особыми условиями проката «Довода»

Подробнее
Проекты 123 Production, «Марс Медиа», Yellow Black & White, «Централ Партнершип» и «Дирекции кино»

Питчинги Фонда кино 2020: кинокомпании-лидеры. Часть 1

Подробнее
Среди российских релизов таковым стал новый «Последний богатырь»

«Мулан» стал самым ожидаемым кинорелизом года по данным исследования Фонда кино

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru