Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Трудно быть букером

Особенности и нюансы профессии, которой нигде не учат

Данный материал был впервые опубликован в печатном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» октябрь-ноябрь 2014 года (№ 10–11 (99–100)), то есть почти два года назад. Однако с тех пор, кажется, мало что изменилось – каждый букер все так же приходит в профессию своим уникальным путем, осваивая ее основы методом проб, ошибок и самообразования. Поэтому мы полагаем, что эта статья может быть по-прежнему актуальна и интересна – особенно тем, кто только начинает оттачивать мастерство букинга.

БК постоянно находится в тесном контакте с показчиками. Зачастую именно к ним мы обращаемся в первую очередь, когда дело касается проблем российского кинопроката, ведь кинотеатры отчетливее и быстрее других участников индустрии ощущают на себе «удары судьбы». Мы общаемся с ними каждую неделю, подводя итоги уикенда, расспрашивая об успехах и неоправданных ожиданиях. Но из чего же складывается каждодневный труд этих людей, всегда искренне доверяющих нам свои радости и огорчения? Задумавшись над этим вопросом, БК решил выяснить, как стать букером, а главное – как им быть.

Собрав не один десяток любопытных историй, мы убедились, что каждый российский букер прошел свой уникальный путь к этой профессии. Универсального рецепта «Как стать букером» не существует, как нет и учебных заведений или хотя бы курсов, заточенных под выпуск специалистов в этой области. Кто-то приходит в профессию почти случайно, прежде не имея вообще никакого отношения к киноиндустрии, кто-то – из смежных областей, а кто-то становится букером целенаправленно, начиная с самых низов. «В 2005 году я переехал в Омск и пошел работать на телевидение, – рассказывает управляющий омским киноцентром «Вавилон» Борис Собко. – Часто ездил с губернатором – он все то по полям пшеницу собирает, то газопровод прокладывает. День и ночь я на работе, а зарплата маленькая. Потом вышел как-то на автобусную остановку, купил газету и нашел новую работу – и вот уже, получается, девять лет я расписываю кино и управляю кинотеатром». Директор по прокату кинотеатра «Квадро Фильм» в Красноярске Александр Вигель отмечает, что его прежний род деятельности – работа программным директором на радио – в определенной степени схож с его нынешней профессией: «На радио я распределял 200–300 песен в неделю, а здесь – 8–12 фильмов. Только там я работал почти что в пустоту, без обратной связи, опираясь на непонятные рейтинги. А здесь народ постоянно голосует, причем кошельками – и это самое эффективное и статистически честное голосование». «Кино я люблю с детства и работать в кинотеатре мечтала всегда, – делится своей историей директор по репертуарному планированию киносети Mori Cinema Анна Титова. – Но о существовании такой должности, как букер, я на тот момент даже не подозревала. Моя карьера в кинопрокате началась в 2006 году в кинотеатре «Синема Стар» в Ярославле. Там я прошла все ступеньки – от старшего кассира до управляющей кинотеатром. Полностью изучив его работу изнутри, я поняла, что роспись фильмов – это то, чем я хочу заниматься в жизни».

В силу того, что, как уже было сказано, специальных заведений, обучающих мастерству букинга, не существует (по крайней мере пока), каждый, кто приходит в эту профессию, вынужден заниматься самообразованием. В этом плане по-настоящему хорошей школой может стать как раз путь снизу – работа билетером, кассиром или администратором предполагает постоянное общение со зрителями, а знание своей аудитории – один из залогов успешной работы букера. Кроме того, постепенный карьерный рост в условиях отдельно взятой площадки позволяет будущему профессионалу глубже изучить специфику функционирования кинотеатра. Для тех же, кто становится букером, не имея за плечами кинотеатрального прошлого, главным подспорьем в процессе самообразования становится опыт – как старших товарищей и коллег, так и свой собственный, постепенно накапливаемый. «На данном этапе наша работа напоминает Средневековье, когда ремесленники передавали ученикам свои знания из уст в уста», – говорит директор волгоградского киноцентра «Пирамида» Павел Максимов. Существуют, конечно, и другие возможности вникания в дело, но многие букеры сходятся во мнении, что основным остается все же этот «средневековый» метод. «При желании теоретическую базу можно найти в Интернете, главное – правильно задавать вопросы, – отмечает Анна Титова. – И, конечно, есть очень много специализированной литературы по киноведению. Но главное в профессии букера – это практика и опыт. Мне очень повезло, моим учителем был Геннадий Ходос. Более опытного букера в России найти сложно». Кстати, некоторые специалисты с большим стажем и вовсе считают накопленный опыт единственным верным спутником своей деятельности. «Я работаю в кино давно – со времен ТИТАНИКА, – говорит Андрей Пономаренко, менеджер по кинопрокату дальневосточной компании «Мир Кино». – Мы – люди не случайные, мы ставили этот бизнес на ноги. Нам теории не надо, это все жизненный опыт, все у нас в крови».

Теоретическая база могла бы быть полезна молодым специалистам – по крайней мере предварительная подготовка сократила бы их обучение методом проб и ошибок, способных повлечь за собой убытки. По мнению руководителя «Невафильм Emotion» и преподавателя ВГИКа Марии Безенковой, такая подготовка действительно необходима, а ее программа должна складываться из разных векторов развития: «Если подходить комплексно, то букера надо учить тенденциям мирового и отечественного кино, основам НЛП, основам финансового менеджмента, маркетинга, а главное – проводить это обучение в виде деловых игр, с использованием актуальных кейсов и в виде тренингов».

Возможно, основная причина отсутствия на сегодняшний день специализированных образовательных практик для букеров заключается в том, что четкого определения этой профессии, можно сказать, нет – каждый волен понимать круг обязанностей ее представителя по-своему. «Понятие букинга неизвестно не только студентам киношкол и киноинститутов, но часто и тем, кто строит и вкладывает деньги в бизнес кинопоказа и кинопроката, – продолжает Мария Безенкова. – «Букер», «роспись» – те слова, которыми оперирует скорее молодое поколение. Но даже оно обычно понимает под этим только составление сетки кинопоказа в отдельно взятом кинотеатре или в киносети. А по сути букер – это и маркетолог, и пиарщик, и психолог. Букер – человек, который формирует стратегию развития кинотеатра через кинопоказ и может помочь ему хорошо стартовать в конкурентном окружении или, наоборот, уничтожить кинотеатр своей росписью». Другой преградой для формирования теоретической базы является динамика рынка – все меняется настолько быстро, что любая информация практически тут же устаревает. И это еще одна причина, по которой букеры убеждены, что практика лучше всякой теории позволяет не только освоить профессию с нуля, но и постоянно повышать свою классификацию. «Я из той породы людей, которые готовы учиться даже в старости, – говорит Борис Собко. – Когда мы встречаемся на Кинорынках, каждый рассказывает об удачах и неудачах, мы учимся друг у друга. Это схоже с теми семинарами, которые проводят «Техника +» и «Деловая Русь» – казалось бы, уже всем понятно, как жарить попкорн, но каждый раз находится что-то новое!» «Какими бы знаниями и умениями ни обладал букер, он должен совершенствоваться и развиваться каждый день, иначе есть риск выпасть из темы, – считает Анна Титова. – Инструментов в букинге очень много: кто-то использует накопленный опыт, кто-то – информацию, полученную от партнеров и коллег, некоторые полагаются только на собственное чутье. Наверное, есть даже те, кто гадает на картах (смеется). Но идеального инструмента не существует, хороший букер использует все доступные ему возможности».

Любопытно, что отношение самих букеров к своей работе несколько разнится. Тем не менее многие из них все же сходятся во мнении насчет основных качеств, из которых складывается портрет настоящего профессионала. Во главу угла показчики ставят дипломатические навыки – умение общаться и, что еще более важно, договариваться, а также способность «отключать» собственный вкус во время принятия решений. «Думаю, что хороший букер в условиях нашего кинорынка должен обладать навыками делового общения, дипломатии и аналитическими способностями, умением проводить самостоятельно небольшие исследования относительно каждого фильма, – считает директор киносети «Премьер-зал» Владимир Петелин. – Это должен быть хладнокровный расчет, а не выбор по личным предпочтениям. Букер должен управлять своими эмоциями полностью, они не должны влиять на результат».

Что удивительно – по результатам нашего опроса далеко не каждый букер включил в список обязательных навыков самостоятельный поиск информации о фильмах, о котором упомянул Владимир Петелин. Хотя, казалось бы, это ли не основной инструмент, способный минимизировать количество ошибок в росписи? Тем не менее некоторые показчики объясняют свои просчеты именно недостатком информации – на минувшем «Кино Экспо» нам даже довелось услышать мнение, что букеру бывает непросто разобраться в большом объеме контента, поскольку он располагает только теми данными по проекту, что предоставляет дистрибьютор. Возможно, часть прокатчиков стеснена в поиске информации недостаточным знанием иностранных языков, но это легко поправимо – было бы желание. Между тем даже базовое владение английским позволяет узнавать о каждом зарубежном проекте существенно больше, чем переводят для кинотеатров прокатчики. Стимулом к изучению иностранного языка могут стать и зарубежные кинорынки. Понятно, что поездки, например, в Барселону зависят в первую очередь от финансовых возможностей, и тем не менее было бы жаль упустить из виду тот массив информации, что ежегодно представляется на CineEurope, по причине незнания языка.

В то же время о пользе самостоятельной аналитической работы говорят даже цифры – мы специально сравнили сборы жанрового проекта, стартовавшего в конце лета и явно недооцененного показчиками, на двух сопоставимых по количеству залов и мест площадках, букеры которых высказали противоположные мнения о значимости скрупулезного поиска информации. Итак, в кинотеатре, где букер предпочитает полагаться на собственное чутье, фильм стартовал 8-ю сеансами. В первый уикенд его посмотрело менее 250 зрителей, а сборы недотянули до 50 тысяч рублей. Всего же на данной площадке состоялось 35 сеансов проекта, которые посетило в общей сложности менее 700 человек, а общий вал составил меньше 150 тысяч рублей. Букер второй площадки, считающий, что по каждому фильму необходимо по крупицам собирать как можно больше информации, дал проекту в первый уикенд 20 сеансов, которые вкупе посетило более 1500 зрителей, а их выручка составила свыше 250 тысяч рублей. Всего в этом кинотеатре прошло 70 показов данного фильма, количество посмотревших его превысило 3300 человек, а общие сборы достигли почти полмиллиона рублей. Конечно, на результаты работы любого проекта влияет ряд факторов, включая те, на которые невозможно повлиять. И тем не менее нельзя отрицать, что правильно расставленные букером приоритеты значат в прокатной судьбе каждого фильма очень многое, и без самостоятельного изучения контента здесь никак не обойтись.

Что же еще отличает хорошего букера? По мнению управляющей ряда иркутских кинотеатров Юлии Искры, настоящий профессионал ни в коем случае не должен забывать и о моральной стороне своего дела: «Необходима внутренняя культура. Несмотря на то, что все нацелены на зарабатывание денег, у нас должны быть ответственность перед зрителем и хороший репертуар – нам не должно быть стыдно за то кино, которое мы показываем».

В остальном, как свидетельствует практика, у каждого может быть свой подход к работе, тем более что трудиться приходится в разных условиях – букеру однозальника подчас недоступны те инструменты, которыми оперирует букер сети мультиплексов, а последнему незнакомы сложности и задачи первого. Но, пожалуй, всем участникам кинотеатрального сообщества, как верно подметил один из наших респондентов, директор волгоградского киноцентра «Пирамида» Павел Максимов, присуща одна общая черта – любовь к своему делу: «Без любви к кино в нашей профессии делать нечего. Я лишний раз убеждаюсь в этом, когда вижу коллег – мы все одержимы своей работой, на Кинорынках у всех горят глаза! Думаю, каждый из нас идет на работу с удовольствием, и это нас объединяет».

 

 


20.09.2016 Автор: Саша Плющ, Ангелина Манахова

Самое читаемое

Остальные российские новинки стартовали слабо

Предварительная касса четверга: «Защитники» уверенно выиграли в национальный праздник

Подробнее
А также определена дата выпуска картины в Китае

«Защитники» выходят в прокат одновременно в 23 странах

Подробнее
Но покажет телеверсию премии

Первый канал не будет показывать «Оскар» в прямом эфире

Подробнее
Все прежние участники сохранили в нем свои места

Фонд кино расширил список лидеров до 10 кинокомпаний

Подробнее

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100