«Дистрибьюторская лаборатория 2015»: День второй
Участники познакомились с прокатом артхаусного кино, пакетной росписью и социологией
Практически весь второй день занятий «Дистрибьюторской лаборатории 2015», проводимой при поддержке Министерства культуры в образовательном центре «Культбюро», был посвящен проблеме работы с артхаусным, нестандартным кино. О том, как прокатывать и продавать такие фильмы, как заинтересовать ими кинотеатры и зрителей и при этом самим не остаться с долгами и непогашенными кредитами, на своих мастер-классах рассказали директор по закупкам и прокату компании Premium film Надежда Мотина, директор киноцентра «Соловей» Владимир Медведев и кинопродюсер Артем Васильев. Также в этот день выступили директор по прокату компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» Марина Бодягина, рассказавшая о стратегии пакетной росписи кинотеатров, и Мирослава Цапко, директор центра социологических исследований РГГУ, поделившаяся принципами применения социологии в кинопроизводстве и кинодистрибуции.
Надежда Мотина в своей лекции «Особенности проката арт-кино» сделала упор на качественном отборе фильмов при закупке прав и на тщательной работе «вручную» уже с купленным проектом. Лектор поделилась некоторыми конкретными и на самом деле впечатляющими показателями релизов компании Premium film, которая вот уже несколько лет удерживает звание лидера в сегменте ограниченного проката. В частности, их первый громкий успех связан с фильмом ГОСПОДИН НИКТО, выпущенным в 2009 году. Наработка на копию фильма составила 4,5 млн рублей, что превысило показатели того же АВАТАРА почти в два раза.
Как охарактеризовала свой подход к работе Надежда: «Все фильмы – разные, к каждому хочется найти свой ключик, главное, точно представлять, для кого тот или иной фильм». Прокатчик должен уметь заранее просчитывать бюджет, прогнозировать кассу, составлять план продвижения с четким позиционированием фильма, внимательно относиться к созданию рекламных материалов, активно общаться с кинотеатрами. Но при этом, даже обладая опытом и большим багажом знаний, неожиданные провалы все равно случаются, предупредила Надежда: «Прокат – это лотерея, никогда нельзя угадать, что сработает, а что нет».
Бессменный с 1988 года директор знаменитого московского киноцентра «Соловей» Владимир Медведев рассказал на своем мастер-классе о жизненном пути, о приходе в кинопрокат из документального кино и о сложившемся у него за многие годы подходе к программированию кинотеатра, о том, как нужно постепенно заинтересовывать, «приручать» публику к серьезному кино. В «Соловей» зрители едут с самых дальних уголков Москвы, уже зная, что там можно найти фильм на любой вкус.
На сегодняшний день в «Соловье» 23 зала, которых, по словам Медведева, иногда даже не хватает, чтобы взять весь репертуар, который бы ему хотелось. «Соловей» – это уникальная площадка, на которой фильмы идут месяцами, годами при полных залах, а не как в большинстве мультиплексов – по две недели. Все дело уже в наработанной аудитории, и в том, что Медведев постоянно экспериментирует, он не боится прокатывать документальное кино, мировую классику, фильмы, которые не могли выйти в прокат во времена Советского Союза, фильмы, которые побоялись взять остальные, проиллюстрировав это на примере недавней истории с комедией БЕЗУМНАЯ СВАДЬБА. Фильм вышел очень скромным количеством копий, и стартовал в самом «Соловье» с пустыми залами. «Что делают кинотеатры, когда фильм показывает такие результаты? Правильно – снимает. А я сказал прокатчикам, мы оставляем кино на тех же сеансах. Через неделю у нас были аншлаги, в результате сборы составили 17 млн рублей». Кинотеатр, по мнению Медведева, не должен только развлекать, в его задачи должно входить и обучение. Должны быть такие фильмы, на которые ты приходишь одним человеком, а уходишь другим.
Научиться подходить к дистрибуции нестандартно, «вышивать, а не работать па трафарету» посоветовал в ходе своей лекции «История ярких и парадоксальных прокатных успехов» и Артем Васильев, продюсер таких фильмов, как ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ, ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ НА РОДИНУ, БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ и ПОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ОБЛАКАМ. Все фильмы Васильева – из разряда «непростого» кино, и, по его словам, найти прокатчика, который стал бы настоящим единомышленником для продюсера, а не ставил бы основной целью любой ценой заработать на проекте – задача очень сложная, но необходимая для достижения успеха, для того, чтобы кино попало в аудиторию.
Более детальные советы молодым дистрибьюторам дала Марина Бодягина, директор по прокату компании «Двадцатый Век Фокс СНГ», подробно рассказав, как происходит роспись фильмов в кинотеатрах, описала ежедневный труд букеров, специалистов, от профессионализма и дара убеждения которых в конечном счете зависит тираж копий фильма и его кассовый успех. Заявленная в теме лекции «пакетная роспись», как пояснила Бодягина, – это форма диалога с кинотеатрами, в ходе которого дистрибьютор сразу проговаривает условия работы с тем или иным показчиком по нескольких своим ближайшим релизам без какого-либо давления. Опытный дистрибьютор никогда не будет настаивать, чтобы площадка работала фильмом, который на ней по тем или иным причинам не будет собирать деньги. Также Марина Бодягина описала общую картину по кинотеатрам в России, рассказав, что они делятся на сети (федеральные и региональные) и отдельные, независимые площадки.
О том, как заранее правильно оценивать и позиционировать свой проект, рассказала слушателям Мирослава Цапко, директор центра социологических исследований РГГУ, на лекции «Социология в прокате: на что не стоит тратить деньги». Мирослава посоветовала начинающим кинодистрибьюторам никогда не полагаться только на свой вкус и знания, не экономить на проведениях социологических опросов и тестов, которые помогут избежать многих ошибок, как на ранних стадиях производства, так и при подготовке выхода фильма в прокат. Мирослава подробно рассказала, какие исследования на сегодняшний день проводит их центр, какие из них наиболее эффективны, и на что следует обратить внимание при анализе результатов.
В качестве истории вопроса Цапко рассказала, что раньше кинокомпании начинали тестировать свои проекты только на этапе постпродакшна, но в 2007 году начались проблемы, когда отечественный кинематограф стал производить масштабные, высокобюджетные фильмы. Возникла целая череда случаев, когда эти дорогие и уже полностью готовые фильмы на тест-просмотрах получали совсем не ту зрительскую реакцию, и продюсерам приходилось искать и вкладывать новые деньги на перемонтаж, пересъемку и переделку сценария. Поэтому начиная с 2007 года производители стали заказывать социологические исследования уже на стадии разработки проекта, как это делается во всем мире.
Мирослава еще раз подтвердила слова предыдущих спикеров, что в российском кинопрокате нет общих правил, нет лекал, формул, по которым можно снимать и выпускать успешные фильмы, не совершая ошибок, нет института звезд, нет имен, которые гарантировали бы кассу, поэтому успех любого проекта должен просчитываться и прогнозироваться каждый раз строго индивидуально.