top banner

Эксперты отрасли обсудили итоги и перспективы производства и проката

Автор: Саша Плющ

5 марта 2014

Отчет «БК» о конференции в Москве

4 марта в рамках деловой программы 93-го Кинорынка состоялась отраслевая конференция «Российская киноиндустрия 2014: анализ текущей ситуации и перспективы развития», организованная порталом «ПрофиСинема» и компанией «Невафильм Research» при участии Фонда кино. В мероприятии приняли участие исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, директор Департамента кинематографии Минкультуры России Вячеслав Тельнов, руководитель компании «Невафильм» Олег Березин, ведущий аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева и генеральный директор компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. Спикеры обсудили итоги 2013 года, эффективность деятельности Фонда кино и Министерства культуры, а также перспективы производства и проката отечественного кино.

Антон Малышев отметил, что в прошлом году доля сборов российского кино выросла до 18%. «Причиной такого роста являются решения по оптимизации системы поддержки, принятые чуть более трех лет назад, – прокомментировал директор Фонда кино. – Сейчас при поддержке Фонда в прокат вышел фильм ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, который уже показал достойные результаты. Похоже, отношение зрителя к российскому кино все же изменилось - общими усилиями нам удалось переманить его на нашу сторону». В текущем году по прогнозам Фонда кино в прокат может выйти 45–50 российских проектов. «Честно скажу, я не уверен, что у нас будут такие же чемпионские цифры, – сказал Малышев. – С другой стороны, ни один из экспертов не прогнозировал их в начале 2013 года». По решению членов Попечительского совета Фонда, принятому на заседании в конце февраля, эффективность его деятельности в этом году будет оцениваться по доле российского кино в целом. «В 2014–2015 годах перед нами стоит задача поднять долю до 20%», – отметил Малышев. Вячеслав Тельнов добавил, что практика проведения открытых питчингов будет продолжена, поскольку эта система себя зарекомендовала, а качество презентуемых проектов с каждым питчингом повышается.  

По мнению Алексея Рязанцева, на сегодняшний день очевидна позитивная тенденция, связанная с тем, что российское кино стало конкурентоспособным на внутреннем рынке. «Однако в скором времени может наметиться другая проблема, – заметил директор компании «Каро Премьер», – сегодняшних бюджетов не будет хватать для того, чтобы произвести качественный фильм. Между тем, инерционные механизмы Голливуда, в отличие от нас, способны создавать все больше и больше качественных аттракционов и покрывать свои убытки и расходы за счет мирового проката». Антон Малышев подтвердил эти опасения, сказав, что объемы господдержки в ближайшее время не будут расти – напротив, бюджеты могут сокращаться. Однако Фонд кино работает над формированием своеобразного «кинобанка», который за счет средств, вернувшихся из отрасли, может достигнуть 800 млн рублей в 2014-2015 гг.

Ксения Леонтьева в рамках конференции представила итоги исследования рынка показа и проката, согласно которым посещаемость в 2013 году резко выросла на 10%, а численность населения, охваченного кинопоказом, достигла отметки в 85 млн человек. Однако это не повлекло такого же резкого скачка сборов, поскольку цена билета, как показывает мониторинг, падает, что является тревожным сигналом. «Надо понимать, что не всякий кинотеатр может выдержать низкую цену билета, – прокомментировала Леонтьева. – Если крупные киносети имеют некий запас прочности и способны идти на некий демпинг, то для малозальных кинотеатров это тупиковый путь – они продолжат терять не только зрителя, но и доходы». В сложившихся на сегодняшний день условиях количество экранов в ближайшие пять лет могло бы достигнуть четырех тысяч, но, по мнению аналитиков «Невафильм Research», в 2014 году ряд кинотеатров может закрыться. «Это может принять лавинообразный характер, и тогда мы все равно вернемся к уровню трех тысяч экранов по всей стране», – добавила Ксения Леонтьева. Причиной для закрытия может стать не только снижение цены билета, но и переход на цифровой кинопрокат – площадки, не оснащенные цифровым оборудованием (8% от общего числа) также будут вынуждены закрыться. Особо сильную тревогу в связи с тотальным переходом прокатчиков на «цифру» выразили представители государственных бюджетных учреждений культуры в Волгограде и Курске, присутствовавшие на конференции. Олег Березин отметил, что стоит искать пути выживания, не надеясь на пленку, поскольку ни дистрибьюторы, ни государство не заинтересованы в производстве пленочных копий.

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее