top banner

Итальянские и российские представители киноиндустрии обсудили возможности копродукции

Автор: Виолетта Палий

5 сентября 2021

Дискуссия состоялась в рамках бизнес-программы Венецианского кинофестиваля

4 сентября в ходе Venice Production Bridge состоялась панельная дискуссия Focus on Russia при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры Италии, «Роскино», Национальной ассоциации в области кинопромышленности и смежных индустрий ANICA и Istituto Luce Cinecittà. Главными темами стали копродукционные стратегии и инвестиции между Россией и Италией, а также перспективы российского кинорынка с точки зрения международного сотрудничества. 

Модераторами выступили генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова и глава международного департамента ANICA и координатор аудиовизуального бюро ITA Роберто Стабиле. 

Представители итальянской стороны отметили, что у России и Италии много точек соприкосновения и есть немалый опыт совместного кинопроизводства (от первых коллабораций советского периода – КРАСНАЯ ПАЛАТКА Михаила Калатозова, НОСТАЛЬГИЯ Андрея Тарковского, ОЧИ ЧЕРНЫЕ Никиты Михалкова – до современных копродукционных масштабных проектов, таких как ГРЕХ Андрея Кончаловского). Вместе с тем географическая удаленность, отсутствие системного диалога, определенная закрытость российского рынка не позволяли в полной мере реализовать потенциал сотрудничества в сфере копродукции. Сейчас ситуация меняется: представители итальянской индустрии видят как открытость к партнерству российских коллег-продюсеров, так и значительные меры господдержки копродукции в России. Важным фактором также является возросшая конкурентоспособность российской индустрии контента на мировом рынке, популярность российских проектов как на мировых VоD-платформах, так и на крупнейших международных кинофестивалях.

Готовность итальянских кинодеятелей к совместному производству с международными партнерами подкреплена и новыми мерами итальянского правительства по поддержке киноиндустрии. Так, по словам главы отдела кино Главного управления по кинематографии Министерства культуры Италии Мария Джузеппины Трокколи, в 2021 году на поддержку индустрии выделено почти 700 млн евро. Налоговые льготы, временно увеличенные в период пандемии с 30% до 40%, теперь официально закреплены на этом уровне. Работает и поддержка миноритарной копродукции – в этом году на эти цели выделено 5 млн евро. Все эти меры являются важным стимулом для итальянских продюсеров увеличивать количество проектов, в том числе и копродукционных.

Говоря о том, какие истории и форматы могли бы стать основой российско-итальянских совместных кинопроектов, глава отдела драматического жанра телерадиокомпании Rai Мария Пиа Аммирати отметила, что если говорить о форматах, безусловно, интересна копродукция сериалов, поскольку Россия сегодня очень интересна как сериальный производитель. «Я недавно посмотрела сериал «Троцкий», права на который приобрел Netflix  это очень захватывающий исторический контент, основанный на реальных событиях, – поделилась впечатлениями Мария Пиа Аммирати. – Нам интересны такие истории, но нам также нужны и современные универсальные сюжеты, близкие зрителю в любой стране мира».

Генеральный директор Istituto Luce Cinecittà Никола Макканико отметил: «Сейчас все ищут новый контент, и мы должны производить продукт, который будет путешествовать по разным странам, и диджитальная дистрибуция упрощает этот процесс». Также Макканико подчеркнул, что итальянская сторона заинтересована не только в развитии европейского хаба, куда могла бы быть интегрирована российско-итальянская копродукция, но и в создании глобальной производственной инфраструктуры, доступной как для итальянских, так и для зарубежных продюсеров.  

Российские спикеры также выразили намерение максимально способствовать развитию партнерских связей между Россией и Италией.

Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Светлана Максимченко: «В 2002 году было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере кинематографии между Россией и Италией, в настоящий момент возникают новые совместные инициативы. Наша быстро развивающаяся индустрия готова производить больше контента, включая копродукционные картины. C 2019 года Министерство культуры России поддерживает миноритарную копродукцию, этот год – третий, когда мы реализуем подобную инициативу: в ходе объявленного недавно конкурса мы получили 12 заявок на миноритарную копродукцию, две из них – совместные проекты с Италией. Очень ждем большее количество российско-итальянских проектов в нашем конкурсе в следующий раз и будем рады пригласить талантливых продюсеров в Россию. Вспоминая об истории отношений между Россией и Италией, я думаю, что в скором времени мы сможем увидеть российско-итальянский проект в программе Венецианского кинофестиваля».

Основатель и продюсер компании Forest Film, продюсер кинокомпании СТВ Наталья Дрозд: «Большой проблемой для российского рынка некоторое время назад было отсутствие прозрачности, что существенно снижало возможности копродукции. За последние два-три года ситуация кардинально изменилась. Теперь у кинодеятелей есть целостное видение того, какие копродукционные возможности существуют в России, и я думаю, что Россия стала более опытной в этом вопросе, теперь мы точно готовы к сотрудничеству. Когда я встречаюсь со своими коллегами из Европы, они выражают приятное удивление тем, насколько хорошо развивается киноиндустрия в России. Необходимо грамотно распространять информацию, поэтому мы так счастливы находиться сегодня здесь и обсуждать данную тему. Мне хотелось бы иметь системное видение возможностей, которые предлагает итальянская киноиндустрия. После двух сложных лет для индустрии нам необходимо видеть друг друга, говорить друг с другом лично». 

Основатель и генеральный продюсер Metrafilms Артем Васильев затронул тему копродукции в секторе анимации: «Говоря об анимации, необходимо отметить, что пандемия не повлияла на нее так сильно, как на процесс физических съемок при работе над художественным фильмом или сериалом. В этом смысле копродукция в анимации очень перспективна – кроме того, что в процесс вовлекаются несколько стран, сама работа технически намного проще. В настоящий момент мы взаимодействуем по теме копродукции с Польшей, Японией, Ирландией, Канадой. Также обсуждаем копродукцию в отношении не только детской, но и взрослой анимации – этот сектор активно развивается в России. Мы как продюсеры сегодня ощущаем колоссальную поддержку со стороны государства, «Роскино», других организаций, продвигающих российский контент на мировой рынок, и с удовольствием готовы делиться этой поддержкой с партнерами».

Генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова: «Сегодня стартовал первый день нашей насыщенной бизнес-программы, инициированной «Роскино»,  Focus on Russia  совместно с ANICA. Это было первым диалогом между нашими представителями индустрий за долгие годы. Я рада, что эта программа организована в тот момент, когда к сотрудничеству с итальянской стороной готовы российские продюсеры, и также государство в лице министерства культуры инициирует масштабную программу поддержки копродукции. У нас богатая история российско-итальянских взаимоотношений в сфере кинематографа, и надеемся, что это взаимодействие будет способствовать возрождению сотрудничества». 

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» удалось расписать на 1266 кинотеатров всего за один день
Подробнее
Министр культуры Ольга Любимова может сохранить пост в новом правительстве
Подробнее
Предварительная касса уикенда: лучшей новинкой стала комедия «Как я встретил ее маму»
Подробнее
Михаил Мишустин внес на рассмотрение Госдумы кандидатуры Ольги Любимовой и Татьяны Голиковой
Подробнее
Ольга Любимова официально переназначена на должность министра культуры
Подробнее
Кинопремия «Ника» объявила номинантов за 2022 и 2023 годы
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Официальная касса России: фильм «Сто лет тому вперед» стал самой успешной российской фантастикой
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Каждый мечтает о собаке» опережает «7 дней, 7 ночей»
Подробнее
МТС рассказала о своих медиаактивах в рамках открытой конференции
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 16–19 мая 2024 года
Подробнее
Профильный комитет Госдумы поддержал кандидатуру Ольги Любимовой на пост министра культуры
Подробнее
В Каннах открывается 77-й международный кинофестиваль
Подробнее
МТС выделила 6 млрд рублей на собственный аналог YouTube и TikTok
Подробнее
Мэрил Стрип получила почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Сериал «Фарма» не выйдет на видеосервисе Premier в запланированную дату
Подробнее
Аккредитация на фестиваль «Медвежонок» продлится до 20 мая
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Калимба»
Подробнее