top banner

В Госдуме вновь готовится законопроект о квотировании кинопроката

Автор: Семен Брожитов

4 июня 2014

Планку предложено поднять на уровень 50%

Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия» одобрил законопроект депутата Роберта Шлегеля, который устанавливает долю отечественных фильмов в российском кинопрокате – не ниже 50%. Сами кинокомпании считают идею Шлегеля нереалистичной: российских картин недостаточно.

Одобрение со стороны крупнейшей партии Государственной Думы повышает шансы документа на принятие, поэтому законопроект будет скоро внесен на рассмотрение нижней палаты, уверен Роберт Шлегель. В пояснительной записке к своим поправкам в закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» он называет преобладание в прокате фильмов иностранного производства «угрозой национальной безопасности России», а развитие российского кино – «задачей государственной важности».

Поправки подразумевают, что 50-процентная доля в общем количестве показываемых кинотеатрами фильмов должна быть «забронирована» для отечественных лент. Вступить в силу этот документ, по предложению Шлегеля, должен 1 января 2015г. Пока проект одобрен советом «Единой России», который существует для того, чтобы заранее отсеивать популистские и заведомо непроходные законотворческие инициативы.

Плюсы от принятия законопроекта очевидны – это и развитие индустрии в целом, и рабочие места, и налоги, и появление новых режиссеров, говорит Шлегель. «И я не призываю отказываться от качественного зарубежного кино. Но от каких-то низкопробных американских фильмов мы можем отказаться», – подчеркивает он.

В пояснительной записке депутат ссылается на опыт поддержки национального кинематографа Чехии, Франции, Италии, Польши и других стран. «Самым эффективным» он называет Национальный киноцентр Франции, который, по его словам, допускает к телеэкрану только 60% европейских фильмов, 40% из которых должны быть произведены на французском языке. Однако в кинопрокате Франции, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (она ссылается на Национальный киноцентр Франции), в 2013 году доля местных картин в общих кассовых сборах равнялась только 33,8% (в 2012 году их доля была 40,3%).

В остальных европейских странах этот показатель еще меньше: 31% в Италии, 30% в Дании, 20,34% в Польше, 16,5% в Литве, 11,1% в Хорватии, 5,9% в Эстонии, 0,6% в Болгарии. И только в Турции в 2013 году на местные фильмы пришлось 58% всего бокс-офиса, что на 11 процентных пунктов выше, чем в 2012-м.

В России по итогам 2013 года на отечественные фильмы пришлось 18,4%* всех кассовых сборов или 8,131 млрд руб*. В 2012-м это было только 15,4%* или 6,1 млрд руб*.

Впрочем, за первый квартал этого года доля российских фильмов в общем бокс-офисе достигла 33,3%*, что соответствует 4,7 млрд руб*. В этот период в прокат вышло сразу несколько картин, ставших хитами. В топ-10 самых кассовых фильмов за январь-март вошли сразу четыре отечественных фильма: ВИЙ (1,2 млрд руб* сборов), ЕЛКИ 3 (877 млн руб*), ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 3 (520 млн руб*) и ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 2 (485 млн руб*).

Напомним, в 2012 году вице-спикер Госдумы Сергей Железняк внес похожий законопроект, по которому доля национальных фильмов в прокате должна была превышать 20%. Железняк предусмотрел и наказание за игнорирование квоты – штраф от 100 тыс. до 400 тыс. руб. для юридических лиц.

В пояснительной записке вице-спикер также говорил о зарубежных странах, поддерживающих собственное кинопроизводство квотами на показ иностранных фильмов, и о государственной важности нормы. «Усиление государственной поддержки российского кинематографа», по словам Железняка, необходимо «в целях достижения интересов России». До первого чтения тот законопроект так пока и не дошел.

В феврале 2014 года тему квот в кинопрокате поднял уже министр культуры Владимир Мединский. По его мнению, «квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь». Министр вспоминал Советский Союз, где, по его словам, «советские фильмы собирали хорошую кассу, что бы там не балаболили владельцы сетей, принадлежащих иностранному капиталу».

Владельцы сетей между тем не видят возможности исполнить предложение Шлегеля. Генеральный директор сети кинотеатров «Синема Парк» Андрей Сафронюк считает, что главный вопрос – в количестве российских картин: их сейчас недостаточно. «Режим квотирования и ограничений неэффективен. Рынок должен саморегулироваться, что уже сейчас и происходит: отечественное кинопроизводство активно развивается», – говорит Сафронюк.

Категорически против квотирования и генеральный директор студии Art Pictures Дмитрий Рудовский. «Мы потеряем зрителя, кинотеатры будут закрываться», – уверен Рудовский. Доля российского кино, по его мнению, объективно составляет около 18% и меняется на полпроцента «в зависимости от урожайности года». Как и Сафронюк, он считает, что выйти на такой уровень кинопроизводства, чтобы предложение Шлегеля заработало, не получится.

«Потенциал рынка не беспределен, а господдержка сейчас урезается, условия ее получения ужесточаются. В нынешних условиях второй СТАЛИНГРАД, например, невозможен», – говорит Рудовский. Производством военной драмы СТАЛИНГРАД занимались студии Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и «Нон-стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова при участии телеканала «Россия». От государства были получены 25% бюджета, причем в течение нескольких лет.

За последние два года правила выделения субсидий (их устанавливают Фонд кино и Министерство культуры), по словам Рудовского, сильно изменились. «Сокращаются сроки, а если не попадаешь в них – штрафуют. К этому добавляется ограничение по выдаче поддержки на один продукт, изменение соотношения возвратных и невозвратных средств. Большие картины снять невозможно», – перечислил он проблемы с господдержкой киноиндустрии.

* - по данным «Бюллетеня кинопрокатчика»

Самое читаемое

Okko рассказал о новинках декабря
Подробнее
Премия «Белый слон» объявила номинантов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 24–30 ноября 2025 года
Подробнее
AFI назвал лучшие фильмы и сериалы 2025 года
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Иллюзия обмана 3» в третий раз на вершине чарта
Подробнее
Новинки декабря в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
«Comic Con Игромир»: «Твое сердце будет разбито», «Импровизаторы» и Покрас Лампас
Подробнее
«Франкенштейн» и «Очень странные дела» возглавили рейтинг популярных проектов у пиратов в ноябре
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес 25/26» представил финальную программу
Подробнее
Netflix приступил к эксклюзивным переговорам насчет покупки Warner Bros. Discovery
Подробнее
«Битва за битвой» стала лучшим фильмом на Gotham Awards 2025
Подробнее
Стартовал 4-й Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний»
Подробнее
Антон Калинкин, Инесса Юрченко и Наталия Гугуева удостоены премии Гильдии продюсеров России
Подробнее
Касса четверга: полнометражный «Человек-бензопила» возглавил прокат
Подробнее
На фестивале «Зимний» прошел кинорынок авторского кино
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 4-7 декабря
Подробнее
Касса России: лучшей новинкой стала семейная комедия «Письмо Деду Морозу»
Подробнее
4-й фестиваль авторского кино «Зимний»: церемония открытия
Подробнее

Новости по теме

Минкультуры планирует регулировать график кинорелизов
Подробнее
Владимир Путин против ограничения зарубежного кино
Подробнее
В Госдуме подготовили новый законопроект о квотировании
Подробнее