top banner

«Ленфильм» не получит «золотую коллекцию»

1 сентября 2014

Госфильмофонд отказался передавать права на фильмы

Госфильмофонд РФ официально отказался передавать права на «золотую коллекцию» в собственность киностудии ОАО «Ленфильм». Это следует из письма директора Госфильмофонда Николая Бородачева министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

По словам Бородачева, открытое акционерное общество, коим является киностудия «Ленфильм», «не несет никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов», а потому передача уникальной коллекции в частные руки «противоречит государственным интересам».

Ранее дирекция студии обращалась в правительство РФ с просьбой рассмотреть вопрос о возвращении прав на «золотую коллекцию» в собственность «Ленфильма». Правительство переадресовало запрос в Министерство культуры, которое, в свою очередь направило его в Госфильмофонд.

За возвращение лент, снятых на студии до 1992 года, в собственность «Ленфильма» выступали народный артист СССР Олег Басилашвили, кинорежиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман, продюсер Сергей Сельянов, сценарист Светлана Кармалита и другие мастера. Наиболее известные картины «золотой коллекции» – это ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС, СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ, ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ, ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ, ЗОЛУШКА и другие.

Заместитель директора Госфильмофонда Василий Шильников заявил, что компания ОАО «Ленфильм» не является правопреемником одноименной советской студии, а потому ее претензии на коллекцию «безосновательны». «Коммерческая компания ОАО «Ленфильм» – это лишь часть киностудии, которая была выделена из нее в 2003 году для приватизации. Сама же киностудия была переименована в Фильмофонд студии «Ленфильм» и позже вошла в состав Госфильмофонда РФ», – отметил Василий Шильников, добавив, что «настоящим «Ленфильмом» является сам Госфильмофонд».

По мнению гендиректора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, в том, что Госфильмофонд получает 70% выручки с продажи прав на ленты киностудии, есть «вопиющая несправедливость». «Голливуд держится на крупнейших студиях-мейджорах, которым более 100 лет. Они могут финансировать крупные 200-миллионные блокбастеры именно потому, что у них есть доход в виде обеспечения от прав. В случае с правами на коллекцию «Ленфильма» речь идет о сотнях миллионов рублей ежегодной выручки. Без этих денег студию невозможно возродить», – сказал Эдуард Пичугин. 

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный», юрист Константин Трапаидзе считает, что компания ОАО «Ленфильм» не может претендовать на коллекцию. «Не имеет значения то, что студия сегодня целиком принадлежит государству – завтра акции может выкупить частное лицо, и закон о невладении фондами будет нарушен», – полагает юрист. 

По мнению Константина Трапаизде, единственная возможность для «Ленфильма» получить право распоряжаться выручкой от продажи прав на фильмы «золотой коллекции» – сменить форму собственности и снова стать бюджетным учреждением.

Юрисконсульт Союза театральных деятелей Анастасия Рубина считает иначе. По словам эксперта, акции ОАО «Ленфильм» могут быть выкуплены только с согласия единственного акционера – государства. «Кроме того, Госфильмофонд может заключать договоры и финансировать всех, кого посчитает нужным. Например, бюджетная организация может ежегодно субсидировать производство картин на киностудии «Ленфильм», компенсируя отсутствие выручки с «золотой коллекции», – считает Анастасия Рубина.

Вместе с тем эксперт подчеркнула, что правовая история «золотой коллекции» является «неоднозначной».

В 2003 году на основании указа президента № 389 от 4 апреля 2001 года («О реорганизации федеральных государственных киностудий») санкт-петербургская государственная киностудия «Ленфильм» была подготовлена к реорганизации в открытое акционерное общество. 

Поскольку частная компания по закону не имеет права владеть фондами, они были отделены от студии в специально созданное ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм». Позднее предприятие было упразднено, и коллекция перешла к ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», а позже стала собственностью Госфильмофонда РФ. 

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
«Ненормальный»: уехать в Китай, чтобы найти себя
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 28–31 марта
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Ираном, Индией и Турцией в совместном производстве и архивации фильмов
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках апреля
Подробнее
Американская касса: лидером проката стали новые «Охотники за привидениями»
Подробнее
Адам Сэндлер готовит продолжение «Счастливчика Гилмора»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Ненормальный» обгоняет «Дыхание»
Подробнее

Новости по теме

Долги киностудии «Ленфильм» погашены
Подробнее
Лаборатория «Ленфильм-дебют» начинает отбор проектов
Подробнее
В декабре «Ленфильм» получит от государства около 1 млрд рублей
Подробнее
«Ленфильм» рассказал, когда рассчитывает погасить долги
Подробнее
Минкультуры выделило «Ленфильму» 487 млн рублей
Подробнее