top banner

В Минкульте прорабатывают идею сбора за прокатное удостоверение

Автор: Мария Мухина

21 апреля 2017

Независимых дистрибьюторов попросили придумать, как им платить за выпуск фильмов

В понедельник, 17 апреля, в Министерстве культуры РФ состоялась рабочая встреча с представителями независимых дистрибьюторских организаций по вопросу введения 5-миллионной платы за получение прокатного удостоверения на фильмы свыше 120 копий. На заседании присутствовали «Вольга», «Капелла Фильм», «Синема Престиж», «Русский репортаж» и «Артхаус». Прокатчикам было предложено выступить с поправками в отношении данной инициативы, которая, напомним, была официально озвучена в начале 2017 года. Тогда кинопрокатное сообщество взбунтовалось, шум дошел даже до пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, который отметил, что идея нуждается в очень тщательной проработке.

Чем, собственно, и занялось ведомство. «Пока мы только встречаемся с представителями киноотрасли и прорабатываем варианты развития событий, – прокомментировал ситуацию глава Департамента по кинематографии Вячеслав Тельнов. – Ничего законодательно мы вверять не будем. Еще рано вообще об этом что-то говорить. Если мы будем что-то вводить, то надо, чтобы все были довольны принятым решением. Чтобы и крупным прокатчикам хорошо работалось, и независимым. И опять-таки, еще раз скажу, что никто не собирается артхаусное, фестивальное кино ущемлять. Наоборот, мы хотели бы его еще больше показывать».

Тем не менее движение в сторону проработки данной инициативы не могло не взволновать независимых прокатчиков, чей бизнес, в случае введения побора, окажется под угрозой. В меньшей степени это коснется присутствовавших на встрече представителей «Русского репортажа» или «Артхауса», работающих как раз таки в нише фестивального кино и находящихся за пределами топ-15 капсоревнования дистрибьюторов. Наибольшую угрозу инициатива представляет для «Вольги», «Экспоненты», «Мегого» и «Парадиза», чьи релизы традиционно не ограничиваются фестивальными достояниями, а представляют собой жанровые проекты независимых американских студий или же крупнейших европейских игроков. Примечательно, что представителей трех последних прокатчиков и вовсе не было на встрече.

«Мы собрали крупных игроков, – отметил Вячеслав Тельнов. – Они доведут информацию, наверное, до своих. Мы хотели получить от них мнения. Мы что, в Министерстве культуры будем гвалт устраивать? Пусть они свои критерии вырабатывают и все это излагают нам».

«Встреча в Министерстве культуры случилась тремя днями позже нашего «Дня Вольги», по итогам которого мы услышали от наших партнеров много приятных и лестных слов, сводившихся к простой мысли: эти фильмы нужны нам, и мы уверены, что они будут нужны зрителям, – рассказал генеральный директор «Вольги» Сергей Спиридонов. – В Министерстве нам, если без экивоков и эвфемизмов, в издевательски-вежливой форме предложили подумать, каким именно способом мы бы предпочли умереть. Правил игры еще нет, но уже понятно – условия нового оброка нацелены отнюдь не на развитие свободного рынка. В том мире, где нет независимых дистрибьюторов, доля рынка мэйджорского продукта увеличится почти до 100%. А это значит, что крупнейшие смогут свободно диктовать свои условия игры кинотеатрам, навязывать форматы демонстрации фильмов, произведенных крупными американскими кинокорпорациями. А значит, завтра не будет ни ПАДДИНГТОНОВ, ни СВЕТСКОЙ ЖИЗНИ, ни УЧЕНИКА, потому что хоть это и российское кино, которое может быть освобождено от поборов, но выпускать его будет уже некому».

По итогам встречи в ведомство было направлено письмо, в котором присутствовавшие там прокатчики озвучили варианты градации поборов в зависимости от кассового потенциала выпускаемых релизов. Однако следом же было отправлено второе письмо с просьбой не считать данные предложения «инициативой снизу», поскольку они были написаны «под давлением информации, что решение уже по сути принято и требуются только срочные комментарии». Дистрибьюторы выразили желание вступать в диалог по данному вопросу, только если какое бы то ни было решение будет опираться на изменения в налоговом законодательстве, то есть связано с введением нового налога на дистрибьюторскую кинопрокатную деятельность. Данное желание объяснимо, поскольку законодательно плата за прокатное удостоверение не может стоить столь дорого – по большому счету это подобно госпошлине, которая не должна превышать стоимость затрат на оказание услуги. Таким образом, инициатива представляется скрытым налоговым платежом, а согласно пункту 5 Налогового кодекса РФ, «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

Дополнительным фактором, тормозящим развитие данной инициативы, является отсутствие законодательной базы, предусматривающей направление собранных средств в Фонд кино, а не в государственную казну. Этот момент в беседе с БК также подтвердил Вячеслав Тельнов.

В свою очередь независимые дистрибьюторы намерены не сдаваться и подготовить официальное обращение в Министерство культуры, завизированное максимальным числом членов кинопрокатного сообщества. Пока известно, что, помимо незаконности данного предложения, прокатчики намерены опираться на тот факт, что при введении 5-миллионного барьера российские зрители могут лишиться возможности увидеть на большом экране такие картины, как, допустим, ДАЛЛАССКИЙ КЛУБ ПОКУПАТЕЛЕЙ от Cinema Prestige, вышедший на экраны 318 копиями и собравший без малого 50 млн рублей. Или французский мультфильм БАЛЕРИНА, который был дорогостоящей закупкой для «Вольги», но в итоге его посмотрело свыше 1 млн зрителей. При необходимости заплатить 5 миллионов за выпуск таких проектов дистрибьютор попросту мог бы не приобрести его в свой пакет из-за высоких финансовых рисков.

«Введение подобного сбора отразится на невозможности закупки качественного и разнообразного независимого кино для проката в России в принципе, – считает генеральный директор компании «Экспонента Фильм» Юлия Муравова. – Эта мера, очевидно носящая для всех независимых дистрибьюторов дискриминационный характер, вызовет не перераспределение финансов в пользу российского кино, а отток средств из индустрии в целом. Как известно из многочисленных соцопросов, основная причина, почему многие люди не ходят в кино – это недостаточность выбора репертуара, проще говоря – «смотреть нечего». Кроме того, существуют большие вопросы относительно законности данной меры, в силу чего она вряд ли пройдет экспертизу Правительства РФ».

В свою очередь последовательный отказ российских закупщиков от приобретения такого рода проектов, по мнению отдельных представителей прокатного сообщества, потенциально может привести к бойкоту иностранными закупщиками уже нашего контента. «Если мы говорим про независимый рынок, то должны учитывать, что существует международная организация IFTA, которая его регулирует, – рассказывает руководитель компании Megogo Distribution Владимир Артеменко. – В нее входят все самые влиятельные дистрибьюторы со всех стран: из Франции, из США, из Великобритании и других. В случае если в нашей стране введут такой высокий налог на получение прокатного удостоверения, это фактически будет являться пошлиной на иностранное кино, которая закроет весь независимый зарубежный кинематограф для нашей территории. Потому что никакие: ни английские, ни европейские, ни китайские, ни американские независимые фильмы выйти в кинопрокат здесь больше не смогут. В кинопрокат будут попадать только 100 мэйджорских суперблокбастеров, потому что для студий 5 млн рублей – это капля в море. В таком случае IFTA может ввести встречный барьер для русских фильмов и создать преграды для продаж наших картин за рубеж, которые на сегодня, я думаю, приносят в районе 20 млн долларов в год, и эта цифра постоянно увеличивается. Учитывая, что все международные кинорынки проходят под эгидой IFTA, то, если они захотят, никаких русских павильонов и стендов там просто не будет. Это, конечно, крайний шаг, но он реален».

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее