top banner

На Форуме креативного бизнеса в рамках ПМЭФ прошла панельная сессия о развитии кинопроизводства

Автор: Виолетта Палий

3 июня 2021

Глава «Роскино» Евгения Маркова отметила важность регионов как драйверов российского кинематографа

2 июня на Форуме креативного бизнеса, организованного в рамках ПМЭФ, состоялась панельная сессия «Кинокластеры и кионпроизводство – точка роста. Тактика и стратегические изменения» при поддержке правительства Краснодарского края. 

В своем выступлении Владимир Ильичев, заместитель министра экономического развития Российской Федерации, подчеркнул важность программы рибейтов.

Светлана Максимченко, директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ, рассказала, что на сегодняшний день в субъектах РФ действует 26 кинокомиссий (в Москве, Московской, Калининградской, Новгородской и других областях). Также ведется работа по созданию новых комиссий – в Санкт-Петербурге, Карелии, Башкортостане, Калмыкии, Адыгее и других регионах.

Глава «Роскино» Евгения Маркова отметила, что за последние несколько лет российские компании, занимающиеся производством контента, сделали огромный качественный скачок, начав создавать продукт мирового уровня. 

Это подтверждает и рост количества регионов, участвующих в национальном кинорынке Key Buyers Event в этом году (форум пройдет онлайн с 8 по 10 июня): в 2021-м их уже пять. Стоит отметить, что четыре компании – из Хабаровска, Новосибирска, Перми и Екатеринбурга – представят анимационные проекты. Российские компании заинтересованы в развитии, и участие в КВЕ позволяет найти международных дистрибьюторов и партнеров. 

Российских кинопроизводителей вдохновляет успех коллег на международных рынках: ярким примером стала созданная в Воронеже компания Wizart Animation. В этом году полнометражный анимационный фильм ГАНЗЕЛЬ, ГРЕТЕЛЬ И АГЕНТСТВО МАГИИ их производства, который вышел 25 марта на платформе Netflix, за первый уикенд поднялся на первое место по просмотрам в мире и в США (на платформе Netflix фильм идет под названием Secret Magic Control Agency). Другие проекты компании – СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, ВОЛКИ И ОВЦЫ – также приобретают ведущие мировые платформы и дистрибьюторы.

Не менее яркие примеры региональных компаний, чьи проекты добились международного признания, были созданы в Санкт-Петербурге – компания «Рики» («Смешарики») и СТВ Сергея Сельянова («Царевны», ГАНЗЕЛЬ, ГРЕТЕЛЬ И АГЕНТСТВО МАГИИ).

Полнометражные фильмы, созданные в регионах России, также приобретают большой мировой успех. В мире обсуждают феномен якутского кино, где популярный жанр хоррора переплетается с местной мифологией и видами уникальной природы. Так, фильм МОЙ УБИЙЦА якутского режиссера Костаса Марсана был номинирован на «Золотой глобус» как лучшая картина на иностранном языке, а ИЧЧИ (в прокате с 27 мая 2021 года) погружает зрителей в жизнь Республики Саха.

Еще один яркий пример – фильм БЕЛОЙ ДОРОГИ кинорежиссера Эллы Манжеевой из Калмыкии, который будет представлен в программе молодых режиссеров Каннского кинофестиваля в этом году.

Говоря о развитии кинопроизводства в регионах, Евгения Маркова отметила, что диверсифицирование кинопроизводством находится в России на начальном этапе, и поделилась мировым опытом работы в этом направлении. Примеры Франции, Германии, Великобритании, Италии доказывают, что система региональных кинокластеров может быть очень эффективна. Все эти страны объединяет схожая система финансирования, которая осуществляется не только национальными, но и региональными фондами. К примеру, во Франции работают 32 региональных фонда, что позволило за последние 10–15 лет заметно разнообразить место действия французских фильмов (до этого почти все картины снимались в Париже). В Германии треть от общей суммы, которая выделяется на развитие кинематографа, распределяется регионами. В Великобритании, при том, что в Лондоне сосредоточено около 70% индустрии, существует несколько крупных региональных кинокластеров, каждый из которых стремится стать международным центром полного цикла.

Локациями для фильмов часто становятся не столицы, а именно регионы. Особенно те, которые имеют историческое наследие. Иногда они становятся натурной площадкой для фэнтези и фантастики вроде ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН или «Игр престолов» (как, например, Дубровник в Хорватии), иногда привлекательны и как объект культурного наследия (голливудское кино часто снимается на Лазурном берегу Франции и в разных областях Италии – от Сицилии и Тосканы до Альп). 

Кинопроизводство в регионах тесно связано с развитием туризма. В среднем с выходом популярного фильма рост туризма в регионе составляет в среднем 30%. Но есть и отдельные кейсы: например, в Америке после выхода саги СУМЕРКИ в маленький городок Форкс в штате Вашингтон с населением 3,5 тысячи жителей приток туристов составил 300 тысяч человек. ГАРРИ ПОТТЕР на 50% увеличил поток туристов во все места, где велись съемки проекта. Фильм ТРОЯ на 73% увеличил турпоток в Турцию, а МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА – на 200% в Сидней. По подсчетам ассоциации кинокомиссий, туристический бум длится около 3-4 лет после выхода фильма. 

В России есть похожий кейс – с Териберкой в Мурманской области, куда российские туристы массово поехали после выхода фильма ЛЕВИАФАН Андрея Звягинцева.

Ключевым драйвером развития регионального кинопроизводства в России, несомненно, должна стать национальная программа рибейтов. Также для привлечения иностранных кинокомпаний для съемок необходимы первые удачные кейсы, способные вдохновить своим примером новые проекты. Компания «Роскино» готова не только выступить посредником, соединив иностранные студии и продакшн-компании с российскими регионами, помочь в организации туров, встреч, но и разработать позиционирование каждого региона и стратегию его выхода на международный рынок.

«Безусловно, в развитии региональных кинокластеров ключевую роль играют кадры, отмечает Евгения Маркова. – Сегодня существует несколько учебных заведений, которые охватывают далеко не все регионы. «Роскино» уже имеет успешный опыт организации образовательных программ. Аналогичные проекты могут быть запущены и в плане регионального образования: «Роскино» может стать связующим звеном между локальными киношколами и международными экспертами, привлекая их к участию в образовательных программах в соответствии с целями и задачами каждого конкретного региона. Внедрение образовательных программ, созданных совместно с международными партнерами, поможет вывести региональные кадры на качественно новый уровень».

«Со своей стороны, – продолжает Маркова, – «Роскино» готово и с радостью возьмет на себя функцию связующего звена регионов и игроков международной киноиндустрии, изобретая позиионирование каждого региона, разрабатывая стратегию его выхода на международный рынок, продумывая специфичную программу образования для каждого региона. Опыт уже есть – мы заново открыли Россию и Москву два года назад для западных партнеров, привезя их на Key Buyers Event. Интерес к регионам огромный, но нужны соответствующая политическая воля руководства, законодательство и инфраструктура». 

Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Американская киноакадемия обновила правила премии «Оскар»
Подробнее