top banner

Минэкономразвития готово застраховать кинопрооизводителей

20 ноября 2014

При этом страховщики могут получить контроль за кинопроизводством

В России может появиться система страхования частных инвестиций в кино. Соответствующую поправку в ст. 15 ФЗ-126 «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» предлагает принять гендиректор исследовательской организации «Киноэкспертиза» и секретарь Союза кинематографистов Олег Иванов.

В случае принятия поправки предприниматели будут страховать свои инвестиции в кинопроизводство и рассчитывать, что возникшие риски будут возмещены страховой компанией. В свою очередь, страховщики получают обширные права по контролю за производством – вплоть до отстранения от проекта в интересах кредиторов режиссера или продюсера.

«За рубежом сompletion bond (гарантии завершения работ точно в срок для кредиторов – прим.) является общепринятой нормой и позволяет за счет снижения рисков инвесторов привлекать частный капитал в киноиндустрию, – рассказал Олег Иванов. – Фактически такое страхование – это ОСАГО, но только в кино и совершенно добровольное».

По мнению сторонника и одного из разработчиков поправки, директора компании «КиноГарант» Андрея Терешка, нововведение позволит привить российскому кинобизнесу «цивилизованные правила игры».

«В российском практике первоначальная смета, как правило, нарушается по трем причинам. Во-первых – из-за размытой ответственности продюсеров. Часто инвесторов приглашают в проект, когда еще нет абсолютного понимания бюджета, производственного плана; в процессе производства возникают новые идеи… Все это требует дополнительных вливаний. Во-вторых, распространен конфликт интересов – совмещение в одном лице функций продюсера и инвестора, а с собой всегда легче договориться. И в-третьих, отсутствие внятных инструментов контроля. Фонд кино вынужден внедрять какие-то контролирующие инструменты, но, конечно, полноценно контролировать производство он не в силах», – пояснил он.

Андрей Терешок полагает, что подобный производственный хаос сдерживает развитие кинопроцесса. «Сейчас государство вкладывает большие деньги в кино, но такая ситуация не будет длиться вечно. Необходимо добиться, чтобы в индустрию пришли частные инвестиции», – считает автор инициативы.

Законопроект уже рассматривался в Министерстве экономического развития. По итогам совещания с представителями киноотрасли и страхового сообщества были даны замечания и предложения по доработке законопроекта.

«В целом Минэкономразвития поддерживает данную инициативу и готово инициировать введение новой системы страхования ответственности продюсеров, в том числе в рамках законодательной инициативы», – подчеркнули в ведомстве.

В Министерстве культуры сообщили, что департамент кинематографии со своей стороны готов оказать «всестороннюю поддержку» законопроекту.

По замыслу авторов, страховая компания будет следить за соблюдением съемочного графика и производственного бюджета.

«Нельзя проконтролировать качество режиссерской или актерской работы, но можно проследить, чтобы режиссер снял определенную сцену в конкретный день согласно графику и в рамках бюджета, утвержденного на стадии планирования кинопроекта», – подчеркивает Олег Иванов.

В случае превышения сметы будет возмещаться ровно столько, сколько необходимо, чтобы исправить ситуацию и не создать потерь для инвестора. Риски возможного провала фильма в прокате, конечно, в расчет не берутся.

Участвовать в кинобизнесе сможет любая страховая фирма. Собственно мониторинг кинопроизводства будет осуществлять специализированная компания, нанятая страховщиками. Именно она берет на себя обязательства, что фильм будет выпущен в сроки и в заданном бюджете, и на протяжении всего периода работы ведет жесткий мониторинг производственного плана.

Контроль над кинопроцессом будет осуществляться с помощью многоступенчатой системы санкций в отношении административной и творческой групп. Начиная с предупреждений и отстранения участников и заканчивая лишением их прав на конечный продукт. Однако, как показывает западная практика, это крайняя мере применяется редко – обычно превентивный мониторинг позволяет выявить проблему на начальном этапе.

На данный момент российский рынок услуг киномониторинга невелик – фактически его полностью замещает компания Андрея Терешка «КиноГарант». Сам он полагает, что подобные услуги имеют перспективы и как только окажутся на слуху, «конкуренты не замедлят появиться».

Сопредседатель Ассоциации кино и телепродюсеров России Сергей Сельянов назвал эту инициативу «безусловно полезной», однако оговорился, что для ее успешного внедрения в отечественную практику потребуется время: «Для того чтобы страхование гражданских инвестиций стало успешным, необходимо урегулировать множество вопросов финансового и организационного характера. Немалых усилий потребует и «привыкание» наших кинематографистов к таким порядкам».

С осторожностью к инициативе отнеслись во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). «Введение такого вида страхования очень удобно для недобросовестных кинопроизводителей», – полагает президент ВСС Игорь Юргенс. – Особенно успешно можно было бы пользоваться схемой, по которой сначала завышается смета на производство кинофильма, затем допускаются нецелевые траты, а в довершение ставится вопрос о получении страховых выплат, когда фильм себя не окупит».

Также эксперт отмечает проблему с прозрачностью движения финансовых потоков в отечественном кинобизнесе.

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее