top banner

Время собирать кассу: прошлое и будущее российского кино

Автор: Николай ЛАРИОНОВ

17 октября 2012

Аудиторию кинотеатров можно условно разделить на три группы: молодежную, семейную и возрастную. Голливуд предоставляет продукт для каждого из этих сегментов – в отличие от российских кинематографистов. С Голливудом, конечно, мало кто способен соперничать на равных. Но в Испании умеют снимать качественные триллеры и криминальные фильмы, в Германии востребовано семейное кино, а во Франции и вовсе успешно осваивают практически все жанры. И лишь в России и Италии в кинопрокате преобладают исключительно комедии. У российского мейнстрима пока что нет своего лица. Но так было не всегда. Шесть лет назад россияне предпочитали драмы и экшн, а не комедии.

СМЕХ СКВОЗЬ СБОРЫ

Комедия – одна из составляющих массового кино, причем не менее сложная (а иногда и более), чем другие жанры. Показателен в этом смысле как раз 2012 год. В Штатах или провалились, или сильно недобрали комедии с Адамом Сэндлером (ПАПА-ДОСВИДОС), Сашей Коэном (ДИКТАТОР) и Уиллом Ферреллом (В ДОМЕ ОТЦА и отчасти ГРЯЗНАЯ КАМПАНИЯ ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ). Голливудские комики уже вынуждены объединяться, но и это не помогает – прошлогодняя комедия БОЛЬШОЙ ГОД, в которой снялись Джек Блэк, Стив Мартин и Оуэн Уилсон, заработала в Штатах в первый уикенд жалкие $3,3 млн. Немногим лучше выступили Бен Стиллер, Винс Вон и Джона Хилл – недавние ДРУЖИННИКИ с американскими зрителями не подружились. Но пока основная масса американских комедий недобирает в прокате, отдельные проекты этого жанра добиваются удивительных результатов. Дилогия МАЛЬЧИШНИК В ВЕГАСЕ собрала в Штатах $530 млн, а главный комедийный блокбастер этого года ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ освоил в национальном прокате $219 млн.

Производство любого фильма – отчасти лотерея, и по отношению к комедиям это сравнение актуально вдвойне. Голливудский продюсер может снять дюжину комедий за $30 млн и ни одна из них не соберет больше своего бюджета, но условная четырнадцатая комедия той же съемочной группы при таком же бюджете может заработать $300 млн. Подобное редко, но все же случается. Успешная комедия – это стечение множества факторов (идея, сценарий, режиссура, актеры, маркетинг), при несоблюдении одного из которых фильм сразу теряет в цене.

В российском кинопрокате голливудские комедии, наоборот, переживают подъем. Даже если оставить за скобками феноменальный успех ТРЕТЬЕГО ЛИШНЕГО, то наберется еще несколько проектов этого года со сборами 150–190 млн рублей – ТАКИЕ РАЗНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ, МАЧО И БОТАН, ДИКТАТОР, ПАПА-ДОСВИДОС. У данных комедий уже явно сформировалась своя лояльная аудитория – 800–900 тысяч человек.

Именно на эту публику претендуют и самые успешные российские комедии. Примерно такая же посещаемость, как у перечисленных выше голливудских комедий, была у НЯНЕК, ZОЛУШКИ и РЖЕВСКОГО ПРОТИВ НАПОЛЕОНА 3D. Во многом за счет праздничной даты на 100 тысяч зрителей больше привлек в кинотеатры ромком 8 ПЕРВЫХ СВИДАНИЙ.

Поклонники комедий с Адамом Сэндлером – вот основная аудитория проектов Enjoy Movies, самой успешной российской кинокомпании по производству и донесению до зрителей всевозможных гэгов. Россияне лояльны к местным комедиям, но только когда нет альтернативы в виде американского юмора. Показателен в этом смысле первый уикенд августа, когда ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ просто не оставил шансов БОЛЬШОЙ РЖАКЕ, заработав на старте в 18 (!) раз больше.

БОЯТЬСЯ И ПЛАКАТЬ

Смех, как известно, продлевает жизнь. Но если смеяться без остановки, то есть риск оказаться на кушетке у психоаналитика. Примерно в таком состоянии находится сейчас российский кинематограф.

Проблема жанрового кино уходит корнями в Советский Союз. Американцы даже шутили по этому поводу: мол, если бы в 20-м веке не было войн, то советским кинематографистам было бы не о чем снимать. Действительно, фильмы о гражданской, Великой Отечественной или афганской войне затмевают все остальные жанры советского кино, кроме разве что эксцентрических комедий и производственных мелодрам. Отчасти по этой причине немногочисленные качественно сделанные для того времени жанровые картины (ПИРАТЫ XX ВЕКА, ЭКИПАЖ, ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ) сразу же становились кассовыми рекордсменами. О системе советского кинопроката довольно много писал киновед Сергей Кудрявцев, но приведем здесь лишь одну цитату: «В среде творцов всегда было принято отзываться о «кассе» и прокатных результатах с крайним пренебрежением, более того – с презрением и цинизмом. Самовлюбленным создателям было намного приятнее хранить видимость, что все они без исключения необходимы публике». Тут уж не до жанров.

Если в советские годы был явный недостаток зрелищных фильмов, то свободные девяностые обошлись и вовсе без какого-либо кино – его, конечно, снимали, но показывать было негде: на месте кинотеатров образовались мебельные магазины. Коммерция одолела кинематограф. Десяти лет простоя оказалось достаточно, чтобы старшее поколение сделало наконец ремонт (опустошив попутно те самые мебельные магазины) и купило все необходимые для полноценной жизни вещи, но одновременно утратило потребность смотреть фильмы в кинотеатрах. Пульт от телевизора победил коллективное переживание. Коллективное вообще осталось в прошлом.

В России на стыке девяностых и нулевых стали снимать меньше военных фильмов, но больше – криминальных (в кинотеатрах с Голливудом могли соперничать только БРАТ, АНТИКИЛЛЕР, БУМЕР и их сиквелы). Прочее жанровое кино по-прежнему оставалось в загоне. Во многом именно по этой причине как гром среди ясного неба явился зрителям НОЧНОЙ ДОЗОР. В последних интервью Константин Эрнст называет дилогию Тимура Бекмамбетова «галимым артхаусом». С этим определением можно спорить или соглашаться, но нельзя не признать, что публике кино продавалось как городское фэнтези про вампиров. Зритель был в шоке, он не верил своим глазам. Ведь «Лада» обгоняла если не «Мерседес», то уж «Рено» точно. Российский фильм, напичканный спецэффектами, выходит летом и бьет в прокате голливудские блокбастеры – всех без исключения продюсеров этот факт изумлял и разжигал их творческие амбиции.

Тогда казалась, что в российском кинематографе назревает жанровая революция. И отчасти это было правдой. Восемь с половиной лет назад рекламщик и клипмейкер Тимур Бекмамбетов, как британцы Тони Скотт, Алан Паркер и Эдриан Лайн двадцатью годами ранее в Голливуде, пытался сделать зрителям «красиво». Примерно в тот же период дебютировал и другой клипмейкер – Роман Прыгунов. Режиссер свежего ДУХLESS начал свою карьеру с триллера ОДИНОЧЕСТВО КРОВИ, который монтировал Павел Руминов, через два года сам вступивший на поле жанровых экспериментов со своими МЕРТВЫМИ ДОЧЕРЯМИ. К слову, НОЧНОЙ ДОЗОР тоже монтировал будущий режиссер – Дмитрий Киселев.

2004 год. В регионах как грибы после дождя растут крупные торговые центры, а в них – мультиплексы. Российское кино переживает подъем. Но что такое восемь лет для кинопроката? Это промежуток между второй и четвертой частями ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА и БОРНА (и пятой ОБИТЕЛИ ЗЛА), период, достаточный, чтобы в повторный прокат вышла трехмерная версия В ПОИСКАХ НЕМО. Но для российского кино восемь лет – целая бездна. В ней потонуло немало кинематографистов – сценаристов, режиссеров, актеров и продюсеров. А «они хотели, чтобы их любили». Но когда на экраны выходят фильмы со слоганом «Бензин, резина, любовь», то от зрителей в ответ – «ни любви, ни тоски, ни жалости».

Среди 15-ти самых кассовых фильмов 2005 года было 7 российских картин. Причем в этой великолепной семерке лишь одна комедия, да и та условная – скорее «фильм Алексея Балабанова» (ЖМУРКИ).

Самое парадоксальное в отношении российского кино заключается в том, что чрезвычайно сложно оперировать сборами – нет уверенности практически ни в одной цифре. Продюсеры и дистрибьюторы тогда заявляли об аншлагах, а букеры перезванивались, обменивались сведениями о посещаемости и констатировали полупустые залы. Бывало всякое. Сейчас остались лишь красноречивые факты: 9 РОТА и ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ продолжили начинание НОЧНОГО ДОЗОРА и стали безусловными лидерами года, оставив в сторонке Стивена Спилберга с Томом Крузом, Брэда Питта с Анджелиной Джоли, Оливера Стоуна и Джорджа Лукаса и даже, вы будете проверять, мультфильм МАДАГАСКАР. Российские телеканалы, мастера управления массовым сознанием (или бессознательным), загорелись тогда идеей игры в голливудских суперпродюсеров. Старались не отставать и остальные. Но получалось далеко не у каждого. Точнее – у единиц. Государство, в свою очередь, проявляло пока еще робкий интерес к патриотическому кино. История (пусть и длиною всего лишь в семь лет) расставила все по своим местам. Отдельные хиты 2005 года не набрали даже больше 3 тысяч оценок на киносайте с посещаемостью 1 млн человек за один день (см. таблицу).

Фильм Средняя оценка Количество оценок на «КиноПоиске»
9 РОТА 6,76 32 362
ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ 7,35 24 850
ЖМУРКИ 6,96 24 021
АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЙ 7,79 23 546
БОЙ С ТЕНЬЮ 6,39 14 802
СТАТСКИЙ СОВЕТНИК 7,44 11 640
ОТ 180 И ВЫШЕ 5,84 5157
ПОБЕГ 6,57 4191
МУЖСКОЙ СЕЗОН. БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 3,39 2744
ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ: ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ 2,37 2077
ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОГА 5,82 1577
ЛИЧНЫЙ НОМЕР 5,84 1267
СМАТЫВАЙ УДОЧКИ 4,49 771

2005 год. Тогда по две картины за год выпустили Василий Чигинский (ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОГА и ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ: ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ) и Олег Степченко (СМАТЫВАЙ УДОЧКИ и МУЖСКОЙ СЕЗОН. БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). В русского Гая Ричи пытался играть молодой и дерзкий Руслан Бальтцер (ДАЖЕ НЕ ДУМАЙ 1-2, НЕНАСЫТНЫЕ, ДЕРЗКИЕ ДНИ). Жанровым дуплетом отметился Олег Фесенко (ВЕДЬМА, СТРИТРЕЙСЕРЫ). Все фильмы перечисленных режиссеров получили низкие оценки, но продюсеров это, видимо, не останавливало.

Сейчас многие говорят, что репутацию отечественного кино испепелил ворох киноподделок. Как видно из все той же таблицы, плохие фильмы зрители попросту не смотрели, телеканалы их не показывали. Да и все же странно полагать, что зритель, узнав из ролика, что то или иное кино – от создателей АДМИРАЛА, КАНИКУЛ СТРОГОГО РЕЖИМА и ВЫСОЦКОГО. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ (или ЕЛОК, ВЫКРУТАСОВ и ЧЕРНОЙ МОЛНИИ), не пойдет в кинотеатр, потому что ему не понравилась, допустим, МАНТИКОРА или SLOVE. ПРЯМО В СЕРДЦЕ.

Публика чутко реагирует на невнятную концепцию или низкое художественно качество и в кино не идет. Россиянам требовались герои, которым хочется сопереживать. На смену бандитам из БУМЕРА пришли солдаты из 9 РОТЫ и боксер из БОЯ С ТЕНЬЮ. Через год традиции «мужских» картин поддержали СВОЛОЧИ (17,5 тысяч пользователей «КиноПоиска» оценили неоднозначную картину Александра Атанесяна на достаточно неплохие 6,64 балла) и ЖИВОЙ, но появился хит и для женской аудитории – достаточно громко прозвучал ПИТЕР FM (7,1 балла от 30,6 тысяч пользователей). Продолжали выходить и боевики (ОХОТА НА ПИРАНЬЮ, ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ, ПОЦЕЛУЙ БАБОЧКИ), но они уже не вызывали прежнего интереса.

Для Голливуда нормальная практика – идти по следам успешных фильмов, проектов, которые меняют представление о потенциале того или иного поджанра. Такими фильмами в разное время становились ГАРРИ ПОТТЕР, ИДЕНТИФИКАЦИЯ БОРНА, ФОРСАЖ, СУМЕРКИ, ЗАЛОЖНИЦА, НЕУДЕРЖИМЫЕ и другие. Так развивается индустрия. Российские продюсеры не гнались за успехом коллег. По следам триумфа ПИТЕРА FM вышел разве что фантазийный ромком В ОЖИДАНИИ ЧУДА. Вместо запросов аудитории продюсеры вспоминали любимое кино молодости – с Харрисоном Фордом (БЕГЛЕЦ), Арнольдом Шварценеггером (КОММАНДОС) и другие образцы Голливуда 90-х.

Российское жанровое кино, которому было от силы два года (младенец, по сути), сразу перешло на бег и неизбежно споткнулось. Зрители тогда еще не полюбили голливудские кинокомиксы, а им предложили российский, да еще и мрачный, серьезный, осенний (МЕЧЕНОСЕЦ). Оригинальные идеи (хоррор в дачном поселке, в заброшенном лагере или в Царском Селе, как в ЖЕСТИ, С.С.Д. и 18-14 соответственно) получали слабую реализацию, пока не появился сериал «Закрытая школа». Молодежные картины (ДЕРЗКИЕ ДНИ, СТРИТРЕЙСЕРЫ, ИНДИГО, ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ) целевая аудитория смотрела, но несколько вяло, потому что хромало качество – ни один из перечисленных фильмов на все том же «КиноПоиске» не оценили выше 4,5 баллов из 10-ти. Хотели как лучше (то есть снять русские версии 13-ГО РАЙОНА, ФОРСАЖА, ЛЮДЕЙ ИКС и ШАГА ВПЕРЕД), а получилось как всегда. Жанр хоррора, кажется, окончательно похоронили ПУТЕВОЙ ОБХОДЧИК и ФОБОС. КЛУБ СТРАХА. Погрузиться в стилистику СУМЕРЕК продюсеры побоятся из-за нераспустившегося ЦВЕТКА ДЬЯВОЛА. Между тем исполнительница главной роли в ПЕРВОЙ ЛЮБВИ сейчас имеет 10 млн просмотров на YouTube с песней «Отпусти», а испанские СТРИТРЕЙСЕРЫ (да, мы о сиквеле ТРЕХ МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ НЕБА) стали главным «спящим хитом» этого года. Правильно выбранный стриптизер (СУПЕР МАЙК, а не МОСКОВСКИЙ ЖИГОЛО) принес дистрибьютору выгоду, а не разочарование.

Мы неслучайно так подробно остановились на периоде с 2004 по 2006 год, потому что неудачи тех лет отразились на российском кинопроизводстве надолго. Молодежных жанровых картин стало выходить все меньше и меньше (ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ, НА ИГРЕ, ТЕМНЫЙ МИР), хотя их оценки и возросли, а экшн о геймерах и вовсе перерос в сериал.

Успех в 2007 году комедий ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ и ДЕНЬ ВЫБОРОВ, фурор САМОГО ЛУЧШЕГО ФИЛЬМА открыл новую страницу в истории российского кинопроката. Продюсеры ударились в смех.

КИНО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Параллельно с ускоренным освоением жанров российские продюсеры снимали кино и для возрастной аудитории. Уже в 2004 году помимо НОЧНОГО ДОЗОРА хитами проката стали 72 МЕТРА Владимира Хотиненко и ВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ВЕРЫ Павла Чухрая. Потом рынок удивляли ОСТРОВ Павла Лунгина и 12 Никиты Михалкова. Много выходило исторических картин разного качества, но с неизменным преобладанием в кинозалах зрителей от 30 лет. Серьезное драматическое кино в России всегда умели снимать. Просто в какой-то момент на него стали хуже ходить.

Достучаться до зрителей стало гораздо сложнее. ПОП, КРАЙ, ДОМ, МАТЧ, ШПИОН – хлесткие названия, но далеко не все на них купились. Казалось, точка невозврата наступила, когда россияне не пришли в кинотеатры на продолжение культового фильма Никиты Михалкова. Потом ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ несколько развеял пессимистические наблюдения об окончательной потери возрастной аудитории, но не был ли он последним из могикан?

За последние восемь лет сильно изменился не только кинопрокат, но и телевидение. Сейчас Первый канал, «Россия 1» и НТВ предоставляют россиянам такое количество разнообразных сериалов, что повод выбраться в кино для домоседов должен быть по-настоящему весомым – не фильмы вроде ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА или ДИРИЖЕР, поскольку их все равно через пару месяцев на этих же телеканалах и покажут. Может быть, зрители попросту устали от исторических и военных фильмов? И в этом случае только «доброе кино» вроде МАМ служит тем самым аргументом в пользу просмотра в кинотеатре.

«Кино Экспо 2012» в целом и презентации дистрибьюторов в частности должны дать некоторые ответы на поставленные нами вопросы. Будет ли в 2013 году ренессанс российских жанровых картин? Будут ли выходить на экраны фильмы про молодежь и для молодежи? Есть ли шансы добиться успеха в прокате у серьезных драматических лент для возрастной аудитории?

Но завершить этот текст хочется все же на положительной ноте. Кажется, чиновники из Фонда кино тоже задавали себе эти вопросы. Они явно делают ставку на разнообразие репертуара и проговаривают это на каждом публичном мероприятии. Осталось дождаться, когда в этом направлении начнут мыслить продюсеры. А дистрибьюторы и кинотеатры, как всегда, постараются донести достойные фильмы до зрителей. Потому что выпускать одни комедии, пусть иногда и неплохо зарабатывающие, все же не совсем нормально. Да и зритель однажды может поперхнуться попкорном, дай бог ему (зрителю) здоровья.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее