top banner

«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски

Автор: Юлия Шампорова

14 февраля 2024

Высокая кухня и чувства

«Открытие нового блюда способно сильнее осчастливить человечество, чем открытие новой звезды», – говорит Доден Буффан, главный герой РЕЦЕПТА ЛЮБВИ, Наполеон французской гастрономии, превративший процесс приготовления пищи в искусство. И эта фраза очень хорошо характеризует и основной посыл новой картины французского режиссера вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга, завоевавшей приз за лучшую режиссуру в Каннах в прошлом году, и очень важное во французской культуре явление l'art de vivre à la française («искусство жить»), которое отражается в повседневных мелочах и делает жизнь человека лучше: вкусная еда, красивая сервировка, элегантная одежда, вежливое и уважительное отношение к себе и окружающим. Французы видят бóльшую пользу в том, чтобы сделать жизнь человека максимально приятной и комфортной, чем в том, чтобы заставить людей страдать во имя идеи, какой бы красивой и одухотворяющей она ни была, и об этом Чан Ань Хунг снимает свой гимн любви и гастрономии.

Картина РЕЦЕПТ ЛЮБВИ, или СТРАСТЬ ДОДЕНА БУФФАНА, как она называется во французском прокате, основана на книге Марселя Руффа «Жизнь и страсть гурмана Додена Буффана», опубликованной в 1924 году. В 1970-е на ее основе уже был снят телевизионный фильм. Герметичная гастроромантическая драма разворачивается во французском замке в 1885 году (фильм снимали в настоящем замке в Сегре-ан-Анжу-Бле), где живет выдающийся кулинар Доден Буффан и его не менее выдающаяся кухарка Эжени. Вместе они работают уже 20 лет, и их отношения давно переросли в роман на фоне общей страсти к кулинарии. Главные роли исполняют Бенуа Мажимель и Жюльет Бинош, чей роман и завершившийся брак в жизни придают взаимоотношениям героев на экране настоящую страсть, чувственность и трагичность.

Эжени и Доден – настоящие энтузиасты кулинарии, проводящие за этим занятием большую часть своих дней. Эжени царствует на кухне, где при помощи девушек-служанок без устали жарит, парит, варит и воплощает в жизнь самые разнообразные проявления кулинарной фантазии – от традиционного французского пот-о-фё до волована из слоеного теста с лангустом, от кнелей из палтуса до норвежского омлета. Доден горд представить результаты труда Эжени и придуманных им рецептов своим друзьям, которые по достоинству оценивают каждое предложенное блюдо в его шикарной гостиной, в то время как Эжени трудится на кухне: «Бог создал воду, а человек – вино».

Однако постепенно становится понятно, что героине Бинош отведена не только кухня, но и огромное место в сердце самого хозяина замка, который не раз делал предложение женщине, но пока безуспешно. «Брак – это обед, который начинается с десерта», – говорит Доден, предпринимая очередную матримониальную попытку, однако для Эжени намного важнее, чтобы ее воспринимали как творческого человека, кулинара с большой буквы, чем как жену. И вот уже пара меняется местами: Доден готовит для Эжени ужин, который для него – диалог с любимой, признание в любви и попытка дать все самое лучшее, что он может предложить, а Эжени, конечно же, сможет оценить это по-достоинству. В ход идут и устрицы со взбитым маслом и лимоном, и консоме из петуха, и груша в вине, и бутылка особого шампанского, 50 лет пролежавшая на дне моря. Для героев кулинария – это язык их любви, и ужин, приготовленный для Эжени – поэма, наивысшее проявление этой любви, которое героиня воспринимает со слезами на глазах.

Вообще, высокая кухня и возможность создавать кулинарные шедевры, как и любое другое искусство, дается людям, обладающим талантом в этом деле. Не зря режиссер признавался в том, что хотел снять фильм об искусстве и выбрал кулинарию как искусство очень конкретное. И история любви Додена и Эжени выходит за рамки любовного романа, становясь содружеством и взаимным вдохновением двух творческих людей, обладающих очень сильной страстью к тому, что они делают, и друг к другу. По этому же принципу они выбирают единомышленников и людей в своем окружении – от фанатичных друзей Буффана, способных выдержать обед на 8,5 часов, до девочки-ученицы, способной назвать многочисленные ингредиенты соуса бургиньон и чувствующей желание заплакать от вкуса прекрасной еды, которую она попробовала впервые.  

В это гастрономическое путешествие приглашаются и зрители, способные по-достоинству оценить медитативное кино, длящееся более двух часов, где французской кухне и приготовлению блюд отведена основная роль. Можно попробовать воплотить рецепты блюд, приготовление которых досконально показано в фильме, в жизнь после просмотра. Эта идея уже пришла в голову шеф-повару московского необистро «Жеральдин», основанному Владимиром Познером в честь своей матери Жеральдин Познер. Здесь, в соответствии с оригинальной маркетинговой стратегией прокатчика картины Global Film, в течение месяца будет предлагаться меню, вдохновленное рецептами из фильма – от устриц с шампанским до норвежского омлета. Самое главное – не приходить на просмотр РЕЦЕПТА ЛЮБВИ голодными, иначе инстинкты помешают воспринять и операторскую работу в духе европейской бытовой живописи и натюрмортов XIX века, и наэлектризованное, трагичное сосуществование в кадре Бинош и Мажимеля, и режиссуру Чан Ань Хунга, который, будучи вьетнамцем и прожив во Франции большую часть жизни, сумел достаточно отстраниться, чтобы создать визуальную поэму о том, что французы любят больше всего на свете – о еде.

Фото: кадр из фильма РЕЦЕПТ ЛЮБВИ

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Дмитрий Колесов: «Произошла довольно сильная поляризация аудитории, связанная с информационным фоном»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 мая
Подробнее
Сериал «Король и Шут» получит полнометражное продолжение
Подробнее
Онлайн-кинотеатр KION рассказал о новинках мая
Подробнее
Министр культуры Ольга Любимова может сохранить пост в новом правительстве
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее
Михаил Мишустин внес на рассмотрение Госдумы кандидатуры Ольги Любимовой и Татьяны Голиковой
Подробнее
Изабель Юппер возглавит жюри Венецианского кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: лучшей новинкой стала комедия «Как я встретил ее маму»
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» удалось расписать на 1266 кинотеатров всего за один день
Подробнее
Европейский кинорынок сменил директора
Подробнее
Кинопремия «Ника» объявила номинантов за 2022 и 2023 годы
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее