top banner

103-й Кинорынок. Деловой завтрак компании «Невафильм»

Необходимость диалога

8 июня на пляже гостиницы «Жемчужина» прошел традиционный деловой завтрак – дискуссия продюсеров, дистрибьюторов и представителей кинотеатров о путях и инициативах развития киноотрасли. Генеральный директор компании «Невафильм», выступивший в качестве спикера и модератора встречи, начал с утрат года и рассказал, что мудрости ушедших Даниила Борисовича Дондурея и Мирзы Алиевича Алиева не хватает как никогда. Далее была объявлена цель завтрака – найти площадки для плодотворного общения всех игроков рынка. 

В своем вводном слове Олег Березин размышлял о том, что в бизнесе существуют так называемые стейкхолдеры, и каждый из них генерирует свои инициативы, при этом не выслушивая мнение остальных. Таких стейкхолдеров в кинотрасли можно выделить пять – это государство, производители фильмов, представители кинотеатров, дистрибьюторы и киноработники. В разное время существовали различные объединения тех или иных игроков, но многие из них уже прекратили работу или проявляют очень мало полезной активности. Тем не менее стейкхолдеры продвигают инициативы, выгодные для них, но не всегда правильные в контексте рынка, или же пытаются защищать свой бизнес, не имея при этом за собой реальной силы, способной помочь. Олег Березин отметил, что плохих и хороших в бизнесе нет. Понятно, что у каждого есть свой интерес, но любая инициатива должна обсуждаться. Кинотеатральное сообщество должно объединиться и выстроить коммуникацию.

После вводного слова состоялась дискуссия, в которой со стороны дистрибьюторов-мэйджоров спикером выступил генеральный директор компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев, от независимых дистрибьюторов – исполнительный директор кинокомпании «Вольга» Анастасия Сергеева, от крупных киносетей – президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова, от независимых кинотеатров – генеральный директор компании «Оптима кино» Елена Костюкович. Продюсеров-лидеров представил руководитель кинокомпании СТВ, председатель правления ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, высказавшийся в формате видеозаписи. От независимых продюсеров выступил Владислав Пастернак из кинокомпании OvalGrid.

Первой слово предоставили Ольге Зиняковой. Президент сети «Каро» считает, что к проблеме требуется системный подход. Необходимо создать альянс для представления всего кинобизнеса в государственных органах. Заниматься объединением должен один человек – иначе результата не будет. Внутри единой структуры возможны микроальянсы для отдельных стейкхолдеров. На вопрос, какая инициатива наиболее вредна для кинотеатров, Ольга Зинякова ответила, что это и ограничение сеансов 35-ю процентами, и высчитывание доли российского и зарубежного кино – все, что рушит рыночную систему. Инициативы могут выглядеть довольно понятно, однако позднее они трансформируются и приводят кинотеатры на грань рентабельности или же к закрытию.

Алексей Рязанцев высказался о наиболее полезной с его точки зрения государственной инициативе. Таковой стало объединение кинотеатров, дистрибьюторов, продюсеров и инвесторов для поиска совместного решения по разведению дат. Негативной же, по мнению директора компании «Каро Премьер», является любая инициатива, нарушающая баланс рынка. Владислав Пастернак считает крайне полезной существующую отмену таможенной пошлины на ввоз импортного оборудования для цифрового кинопоказа. Также он уверен, что необходимо отменить возрастные ограничения, поскольку юный зритель, которого не пускают на фильм, отлучается от кинотеатра в пользу торрента. Анастасия Сергеева отметила, что крупной проблемой с инициативами становятся их расплывчатые формулировки, позволяющие регулировать бизнес почти безгранично. 

Далее беседа плавно перетекла к взволновавшей киносообщество теме пяти миллионов рублей за прокатное удостоверение. Гости завтрака увидели выступление Сергея Сельянова, который рассказал, что фильмы с низкой художественной ценностью занимают большое количество сеансов, и инициатива изначально была направлена на решение этой проблемы. Однако ключевым здесь является вопрос авторского кино, и без его решения продюсер выступает скорее против повышения цены на прокатное удостоверение. Олег Березин добавил, что идея ухода от «киномусора» теперь видоизменяется, и на выходе мы пока видим совсем другой проект.

Алексей Рязанцев рассказал, что, несмотря на вполне посильную для студий-мэйджоров сумму в пять миллионов, в расчете за год цифра получается совсем другой. Студии платят все налоги и не будут рады еще одному сбору. Это стать причиной временной блокировки нашего рынка со стороны Голливуда.

Спикеры считают, что инициатива может привести к увеличению цены билета и падению посещаемости. Могут исчезнуть независимые дистрибьюторы, а избирательный зритель уйдет из кинотеатров. Владислав Пастернак предположил, что, даже если его компания будет выплачивать пять миллионов за прокатное удостоверение, придя на питчинг, он вряд ли получит бюджетные средства на свои проекты. 

Слово получили и присутствовавшие на завтраке гости. Программный директор Кинорынка Екатерина Бордачева рассказала, что независимого кино выходит много, но качество его не всегда высокое. По ее мнению, независимым компаниям нужно быть более ответственными – почистить репертуар, а также не выпускать фильмы пассивно, без маркетинговой поддержки. Ведущий специалист UNIFRANCE по кинематографу стран Центральной и Восточной Европы Жоэль Шапрон поведал о том, как работает кинобизнес во Франции. По его словам, рынок регулирует себя сам. Существует омбудсмен, к которому можно обратиться за решением любых разногласий между игроками. Причем ежегодно издается отчет о решенных спорах, и наиболее часто возникающие вопросы становятся прецедентами для законопроекта. Французское кино практически не поддерживается государством. Игроки рынка часто собираются вместе для обсуждения насущных вопросов. Кинотеатры стараются делать репертуар разнообразным не только в столице, но и в регионах.

Подводя некий итог беседы, Олег Березин рассказал о том, что 18 сентября, за день до начала «Кино Экспо», в Санкт-Петербурге планируется проведение стратегической сессии по развитию киноотрасли на ближайшие пять-шесть лет. Это будет однодневный и довольно напряженный формат, для которого требуется 70–80 экспертов. Желающие поучаствовать скоро смогут найти более подробную информацию на специальном сайте. Эксперты на сессии постараются определить, как они представляют будущее киноиндустрии, и выработать шаги для его достижения. Позднее верифицированный документ представят людям, ответственным за принятие решений.


09.06.2017 Автор: Анна Багрова

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Okko рассказал о новинках мая
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Международная касса: сборы «Кунг-фу панды 4» в мировом прокате превысили $500 млн
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Американская касса: лидером уикенда стали «Претенденты» Луки Гуаданьино
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее