top banner

Где и как снимали фильм «Богемская рапсодия»

Визуальное оформление, локации, грим, костюмы

Продюсер Грэм Кинг купил права на экранизацию истории Фредди Меркьюри и группы Queen по совету титулованного сценариста и драматурга Питера Моргана. Кинг знал кое-что о жизни Фредди, так как рос в Лондоне 1970-х и 1980-х годов, и после долгого телефонного разговора с адвокатом группы Queen Джимом Бичем познакомился с основателями Queen, гитаристом Брайаном Мэем и ударником Роджером Тейлором. Они сперва с опаской отнеслись к проекту, но послужного списка Кинга, продюсировавшего АВИАТОРА, АЛИ и ОПЕРАЦИЮ «АРГО», хватило для того, чтобы развеять скепсис.

Учитывая тему проекта, дизайн, костюмы и места съемок были ключевыми элементами фильма. Задача создания визуального оформления встала перед художником-постановщиком Аароном Хэем, чей глаз знатока подыскал места съемок, включающие аэродром Бовингдон в Хертфордшире, знаменитый шедевр стиля ар-деко – Ратушу Хорнси в северном Лондоне, студию LH2 в западном Лондоне, прославленный лондонский ночной клуб Heaven и Ратушу Бромли в юго-восточном Лондоне.

При создании большинства декораций фильма использовалось здание «Жиллетт» в юго-западном Лондоне. Речь идет об эпизодах на Занзибаре 1950-х, где мы видим Фредди в детстве, сцену телепрограммы Top of the Pops, где группа впервые предстала перед широкой аудиторией, радиостанцию Capitol, дом семьи Булсара, район Гарден Лодж, отель в Рио-де-Жанейро, деревенский дом, в котором Фредди сочинил «Богемскую рапсодию» и три студии звукозаписи.

Хэй начал с изучения снимков Queen и Меркьюри. После анализа тысяч фотографий, многие из которых были без даты, но ориентируясь на становящуюся все короче со временем прическу Фредди, их получилось разместить на стене в хронологическом порядке с 1970 по 1985 год. Группе чрезвычайно помог предоставленный доступ к архивам Брайана Мэя, а также исторический консультант Питер Фристоун, который позволил просмотреть все его личные фото. «С точки зрения нашего исследования, они продвинули нас далеко вперед по сравнению с тем, где бы мы были, просто собирая общедоступные фотографии и фотографии из книг, – говорит Хэй. – Возможность прийти в дом Брайана и просмотреть его обширные личные архивы – это было захватывающе. Он сохранил все корешки билетов и все плакаты, все выпущенные ими когда-либо альбомы. Даже кое-что из его гардероба используется нашими актерами в фильме».

«После того как у нас появился временной график, я использовал цветовой подход и принял решения по цветовой палитре 1970, 1975, 1978, 1982 и т.д., – продолжает художник-постановщик. – Мы создали удлиненный временной график с определенными вехами на нем и попытались придерживаться этих палитр во время строительства, окраски и установки декораций, подбора гардероба и всего прочего. Когда 60-е переходили в 70-е, мы использовали чудесные теплые тона, такие как цвет авокадо, оранжевый и коричневый – теплые, земные цвета. С середины и до конца 70-х появляются цвета в палитре диско – основные цвета начинают проявляться немного больше, а когда мы попадаем в ранние 80-е – это уже палитра неоновых и ярких цветов. У этих различных эпох действительно различный визуальный стиль, работать с этой эпохой потрясающе интересно».

Одной из ключевых ранних декораций является дом семьи Фредди в Фелтеме (графство Мидлсекс). Хэю и его группе повезло быть допущенными в настоящий дом семьи Булсара, в котором сейчас живут другие люди. «Стоя в комнате, где была спальня Фредди, мы почувствовали пространство, – говорит он. – Мы сделали этот и соседние дома крупнее по сценическим соображениям и придали им собственный колорит. В этот момент фильма Фредди – молодой студент-художник, поэтому Хэй создал спальню, заполненную альбомами набросков и зарисовок. Мы старались рассказать историю места, где он вырос, а также экономические обстоятельства, в которых он рос, с архитектурной точки зрения, поэтому мы включили визуальные влияния Индии и Занзибара».

Конечно же, в ходе всего творческого процесса Хэй сотрудничал с коллегами-руководителями отделов для того, чтобы преподнести историю фильма визуально. Художник смог использовать идеи музыкального консультанта Пита Маландрона для обеспечения аутентичности используемого в фильме музыкального оборудования. Многие музыкальные инструменты были подержанными уже в 1970-е годы, поэтому найти копии для фильма было очень сложно. Но Маландрон, который также работает гастрольным менеджером по гитарам Брайана Мэя, смог одолжить реквизиторам инструменты из личной коллекции музыканта, включая белую гитару, на которой Гвилим Ли играет в эпизодах на студии Rockfield. Он также дал советы по конструкции и внешнему виду гитар, которые должны были быть изготовлены для фильма. Копии были созданы реставратором струнных инструментов Эндрю Гайтоном, который также делал копии для личной коллекции Брайана Мэя. 

Одной из крупнейших и сложнейших декораций было воссоздание сцены фестиваля Live Aid на культовом лондонском стадионе «Уэмбли». Первой задачей было найти подходящее пустое и достаточно большое пространство для постройки сцены в натуральную величину, которая позволила бы сделать непрерывную съемку прибытия Меркьюри на «Уэмбли», в его гримерку, проход за кулисами, восхождение на сцену и реакцию публики. После просмотра множества мест Хэй и его группа нашли аэродром Бовингдон в Херфордшире, чья взлетная полоса была достаточно ровной для строительства. Группа также должна была учитывать капризы английского лета, которое в июле, когда строилась декорация, а потом в сентябре, когда начал сниматься фильм, часто может напоминать зиму в Калифорнии.

Хэю также пришлось искать фотографии или рисунки стадиона за 1985 год. Найти проектные чертежи стадиона, построенного в 1930-ых, было легко, но позже он перестраивался, и художнику пришлось попотеть в поисках оригинального источника, показывающего, как он выглядел во время концерта Live Aid. 

«Мы построили огромную, приподнятую примерно на 5,5 метров над землей платформу, соответствующую по высоте сцене Live Aid на «Уэмбли», –продолжает художник-постановщик. – Потом мы соорудили тент над закулисной зоной для защиты от непогоды. Мы в точности восстановили гигантские эстакадные башни с концерта Live Aid, а также плакаты и крупноформатные баннеры (некоторые из них высотой в три этажа) и логотипы, украшающие сцену по бокам». По счастливой случайности в группу входили два человека из строительной бригады, воздвигавшей сцену для концерта Live Aid в 1985 году.

Весь этот тяжелый труд принес плоды. «Это было удивительно, – говорит Мэй. – Момент, когда я поднялся на сцену на съемках фильма, был сюрреалистичен – она повторяла сцену 1985 года до таких малейших деталей, как усилители позади меня, педали и даже обивка, с закулисьем, усеянным  окурками, пепельницами и бутылками «Кока-Колы». Что за чудесная работа была проделана!».

Одной из главных съемочных площадок была ферма, где показана группа Queen, записывающая «Богемскую рапсодию». На самом деле песня записывалась в двух местах – на ферме Рокфилд и на ферме Ридж в Уэльсе, предоставивших группе изоляцию и одиночество, которые требовались им, как и многим группам того времени. Ферма Рокфилд до сих пор существует в виде студии звукозаписи, и Хэю посчастливилось получить доступ к документальным кадрам, на которых Брайан Мэй и Рождер Тейлор возвращаются на ферму, все время съезжая с дороги. Кроме того, множество сделанных на ферме Ридж фотографий позволило съемочной группе воссоздать костюмы и декорации.

Хэй решил для фильма объединить две реальные фермы в одну и нашел подходящее место в виде конюшни, построенной из бревен 200-летнего дуба в окрестностях Лондона – действующую конюшню с лошадями, сеном и навозом. Хэю было нужно вычистить ее и оформить в виде звукозаписывающей студии середины прошлого века. Хэй сконструировал пульт звукозаписи на основе ретрофутуристического пульта в лондонской студии Notting Hill, вполне подходящего для одного из эпизодов фильма ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ 70-х годов. Он был сконструирован максимально реалистично, вплоть до подсветки отдельной рабочей дорожки на пульте, рабочих педальных клавиатур и блоков индикации уровня.

Хэй был щепетилен к деталям при воссоздании интерьеров. «До этого Фредди и Мэри жили в двухкомнатной квартире, – объясняет он. – Мы построили декорацию квартиры Фредди и Мэри из двух комнат. Но каждый раз, когда мы что-нибудь изменяли, мы старались привнести что-нибудь, добавляющее подлинности. Так, например, обои в квартире – это воссоздание обоев, которые были у них, до малейшей крапинки. И плетеная мебель полностью повторяет их мебель».

Для гостиничного номера Фредди в Рио-де-Жанейро, который снимался в здании «Жиллетт», Хэй создал декорации с ослепительными шелковыми стенами, тканевыми портьерами, дымчатым стеклом, низкими кожаными диванами и перегородками в японском стиле. «Мы были вдохновлены нью-йоркской квартирой Фредди, в которой, по словам Питера Фристоуна, Фредди никогда ничего не изменял после переезда. Поэтому она похожа на гостиничный номер. Это было слиянием реальности с нашим повествованием».

Дом Фредди в западном Лондоне, в Гарден Лодж, – это волшебный, окруженный зданиями уединенный дом, в котором Мэри Остин живет до сих пор. Хэй нашел дом с подходящим расположением на юге Лондона, в Сербитоне, и украсил его тиснеными обоями, фарфоровыми люстрами, японскими картинами, антиквариатом и мягкой мебелью со всего мира, чтобы отразить дизайнерский инстинкт Фредди, напоминающий повадки сороки. Хотя дизайн интерьера было невозможно продублировать полностью, Хэй с проницательностью восстановил саму атмосферу. Его тяжкий труд принес плоды, когда Питер Фристоун, проведший несколько лет в одном доме с Фредди, увидел это в первый раз, он сказал, что чувствует себя прямо как в доме Меркьюри.

Первая сцена была снята одним дублем, камера двигалась от переднего въезда через парадную дверь и толпы огнеглотателей, великанов, волшебников, танцовщиц в клетках и причудливо одетых тусовщиков, пока не находила Фредди, и следовала за ним по дому и его декадентским интерьерам. Хэй заполнил дом несколькими слоями декораций. «Во-первых, слой роскоши, а затем слой распущенности, разгула и излишеств, которым он предавался в то время: экзотические блюда и фрукты, золотые львы. Мы хотели привнести туда намеки на увлечения Фредди и на историю группы Queen, например, тут есть девушки из массовки на велотренажерах из видеоклипа к песне Bicycle Race».

Один из самых забавных эпизодов, воссозданных Хэем, –- видео к песне I Want to Break Free. «Съемки этого видео довольно хорошо задокументированы, – говорит он, – и мы попытались воспроизвести их максимально точно. А также отвязано и весело. Мы видим часть закулисья и того, что его окружает. Нам удалось найти именно ту модель пылесоса, которую использовал Фредди, и именно тот будильник с подсветкой, который дымится в начале видео, и мы использовали такую же оригинальную 35-миллиметровую камеру. Мы отсняли эпизод на 35-миллиметровой пленке, как в оригинале»

Еще одной проблемой стал поиск места, где мы могли бы воспроизвести «Мэдисон-Сквер-Гарден», в котором Queen отыграли аншлаговый концерт в 1978 году, а также стадионы в Японии, Бразилии и США. Хэй остановился на студии LH2 в западном Лондоне, которую он декорировал в разных стилях. Это создавало огромные затруднения с точки зрения логистики: в то время, когда студия изображала арену в Японии, уже готовился следующий эпизод, с учетом всех изменений стилистики, освещения и меняющихся со временем декораций. Нарядить актеров в другие костюмы и дать им в руки соответствующие времени инструменты довольно легко, но представьте себе, что такое переделать освещение и декорации сцены из 1973 года в 1982 за один день.

«Нам приходилось быстро менять освещение и цвета, – объясняет Хэй. – Мы, конечно же, не могли использовать современные светодиоды, обходились традиционным освещением, и это было очень жарко. Мы называли конструкции, построенные нами специально для декораций эпизода в «Мэдисон-Сквер-Гарден», микроволновой печкой, ведь там можно было зажариться! Передняя часть сцены очень сильно нагревалась, но ребята не жаловались».

Вместе с Хэем над созданием визуального оформления фильма работали художник по костюмам Джулиан Дэй и художник по гриму и прическам Ян Сьюэлл. Брайан Мэй великодушно одолжил кое-что из своей коллекции одежды, включая гастрольный халат с его именем на спине, красный халат и несколько курток, включая одну бархатную с блестящим воротником, которую он носит на некоторых фотографиях того времени.

«Для эпизодов живых концертов мы разработали два облегающих комбинезона из лайкры – скопированные с оригиналов черно-белый комбинезон арлекина и комбинезон с серебряными блестками, а также попросили Зандру Родс создать белый костюм с крыльями летучей мыши для концерта в Будокане. Ходит молва, что он был изначально создан из разработанного ей свадебного платья, в которое Меркьюри влюбился во время одного из посещений ее ателье».

Один из самых смелых костюмов – корона и красная накидка Фредди, которые он надевает в сцене вечеринки в Гарден Лодж, – был сделан двумя людьми, которые в свое время работали над его оригиналом.

Фильм начинается в 1970 году в пригороде Лондона Илинг, где Фредди вырос, а завершается в 1985 году, пересекая по ходу несколько континентов. Это путешествие рассказано посредством одежды. Чем дальше мы продвигаемся по времени, тем ярче становятся костюмы. Для сцен 1980-х годов в Нью-Йорке, когда Фредди начал исследовать гей-клубы города, Дэй просмотрел множество работ Роберта Мэппторпа, фотографии 1970-х и фильм Аль Пачино РАЗЫСКИВАЮЩИЙ. Он одел актеров в кожу, каучук, джинсовую ткань и цепи, отражая тона андеграунда этих частей города. В то же время в эпизодах концертов в Рио-де-Жанейро показано больше голого тела. Эта последовательность отражена в гардеробе Фредди.

«Фредди был более ярок в 1970-е, но он также осознавал то, что хотел сказать своими нарядами, – продолжает Дэй. – И я хотел придать ему больше цвета и блеска,, отображающих его тем, кем он был. Но, несмотря на вычурность одежды, он оставался мачо. Интересно поиграть с этой двойственностью. Когда он перешел в 1980-е, все стало несколько серьезнее, и я хотел рассказать историю изменений в его жизни посредством его нарядов. Я страстно увлекся его любовью к японским кимоно после поездки группы в Японию».

Подтвержденные документально сценические костюмы, которые группа носила на Live Aid и во всех видеоклипах, были одновременно наиболее просты и сложны для воссоздания. Наиболее просты потому, что Дэй точно знал, как они выглядели, сложны потому, что воссоздание реальной одежды не терпит ошибок, ведь поклонники и комментаторы заметят малейшую огрешность на основании материала из общедоступных источников. 

Дэй усердно потрудился и добился точного соответствия деталей: «Например, пояс с шипами, в котором Фредди предстает на концерте Live Aid, состоит из двух различных типов шипов. И у куртки особенная форма. Рами Малек был очень внимателен к таким деталям. Мы сделали 15 курток для этих эпизодов, и только за пару дней до начала съемок он указал, что вырез куртки недостаточно низок. Поэтому нам пришлось перешить все 15, но эти полдюйма чрезвычайно влияли на подлинность костюма. Мы также воспроизвели до мельчайших подробностей рисунки на концертной рубашке Джона Дикона. Мы установили происхождение джинсов Wrangler, в которых был Фредди, и попросили фирму Adidas воспроизвести его боксерские ботинки. Это было весело, но и сложно!».

Рядом с Дэем работала и художник по прическам и гриму Ян Сьюэлл. Она начала с образа Меркьюри середины 1970-х – чисто выбритого, с короткой челкой и длинными волосами, затем прошла по нескольким иным образам и закончила короткой стрижкой и усами на концерте Live Aid. В двух ключевых моментах Сьюэлл пришлось прибегнуть к пластическому гриму: характерные зубы Фредди и его орлиный нос. Сьюэлл испробовала на Рами Малеке несколько комплектов зубов, чтобы добиться их точного вида на камеру. Кроме того, она сделала желатиновый нос, который накладывался каждый съемочный день.

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram


02.11.2018 Автор: Артур Чачелов

Источник: Fox

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее