top banner

Как снималась «Великая стена»

Огромные декорации и яркие спецэффекты

Съемки фильма ВЕЛИКАЯ СТЕНА начались 30 марта 2015 года на территории пекинской студии China Film Group (CFG). Дважды лауреат премии «Оскар» художник-постановщик Джон Мир и его команда возвели там Большой Зал, в котором проходит допрос главных героев, лабораторию Советника Вэна и богато обставленный Императорский Дворец, декорированный в красных и золотых оттенках. Это лишь три локации, всего же было выстроено почти тридцать самостоятельных декораций.

Продюсер Чарльз Ровен говорит, что больше всего на съемочной площадке ему нравилось наблюдать за тем, как сотрудничали команды западных и восточных специалистов: «Меня искренне впечатлило то, как самозабвенно трудились обе команды, несмотря на то, что их методы кардинально отличались друг от друга. Единственное, что их объединяло – стремление минимизировать использование компьютерных эффектов. При этом представители закадровой команды охотно перенимали опыт друг у друга, осознавая, что они все стремятся к единой цели».

Помимо десяти недель, которые съемочная группа провела на студии CFG, немало сцен снималось на трех натурных площадках. Первой локацией стала прибрежная деревенька Хуандао на побережье Желтого моря, предложенная одной из крупнейших китайских кинокомпаний Wanda Group. Там команда Мира возвела несколько участков Великой Стены, включая 150-метровую копию древней постройки. В Хуандао Имоу на протяжении шести недель снимал несколько батальных сцен. В июне съемочная группа вернулась в Пекин на студию CFG.

В июле съемки велись в оазисе Дуньхуан на окраине пустыни Гоби в провинции Ганьсу, где режиссер Чжан Имоу некогда снимал сцены фильма ГЕРОЙ. Теперь здесь снимались пустынные сцены фильма ВЕЛИКАЯ СТЕНА. После этого съемочная группа переместилась в Национальный геопарк Чжанъе Данься, знаменитый своими красочными скалами. В конце июля съемочная группа фильма вернулась в столицу, чтобы доснять некоторые сцены на студии CFG. Производственный период фильма завершился 7 августа 2015 года.

Актерам фильма приходилось представлять, как выглядят монстры Тао-Тэй, поскольку чудовищ в кадры вставляли уже во время монтажа. Однако декорации фильма по большей части были настоящими. Команда Джона Мира возвела величественные сооружения, которые активно использовались на протяжении всех пяти месяцев работы в Китае – и на студии, и в деревеньке Хуандао. Дизайн был настолько реалистичным, что актеры просто не могли поверить своим глазам.

Кинематографисты понимали, что им предстоит непростая задача – возвести декорации Великой Стены так, чтобы зрители получили возможность осмотреть ее со всех сторон и даже заглянуть внутрь. В результате декорации Стены раскинулись на целый квадратный километр. Подобные масштабы были лишь в Золотой Век кинематографа в 1950-е и 1960-е, сейчас обычно все гораздо скромнее.

«ВЕЛИКАЯ СТЕНА – масштабный эпик с очень колоритными персонажами, – отмечает Джон Мир. – Чжан Имоу хотел, чтобы картина была максимально реалистична. Я прорабатывал с ним каждый набросок, чтобы он в точности соответствовал культуре Китая того времени. Чжан очень трепетно относился к фильму, как и я сам. Мы выяснили, что с XII века не сохранилось ни единого оригинального сегмента Великой Стены. Так что у нас была определенная свобода действий. Мы неоднократно побывали у Великой Китайской Стены и сделали множество детальных фотографий различных ее участков. Мы сразу решили, что наша Стена будет сделана из серых камней, а не из красных и коричневых, которые составляют основу настоящей Стены. Решение было обусловлено тем, что пурпурные, васильковые, золотые и красные униформы бойцов Безымянного Ордена выгоднее смотрятся на черно-белом фоне, а не на красно-коричневом».

«Когда я рассказывал о том, как буду выстраивать Стену в Лос-Анджелесе, китайская команда смотрела на меня так, словно я прибыл с другой планеты, – продолжает Мир. – Тогда я спросил, как бы они сами выстроили Стену? Они предложили выложить фасад кирпичами и камнями, а внутрь засыпать землю. Я переспросил: «То есть, как настоящую Великую Стену?» В результате наша Стена выстроена точно по той же технологии, которой пользовались строители Великой Стены в XII веке. На укладку фасада нашей Великой Стены ушло около 200 000 кирпичей! Мы сделали ее немного шире оригинала, поскольку в различных сценах у нас появляются кони. Животным просто невозможно было бы развернуться. Самое главное – мы сделали Стену полой. Как и на любом авианосце, в нашей Стене было несколько «палуб», на каждой из которых были установлены уникальные орудия для отражения атак. Снаружи они не заметны, но внутри это был настоящий арсенал.

Для каждого из Корпусов было разработано свое уникальное оружие, и каждое оружие было стилизовано под тот или иной тотем соответствующего Корпуса. В костюмах также использовалась соответствующая тотему символика. Ложа арбалетов были украшены головами Орлов. Навершием платформ, с которых спрыгивали амазонки Корпуса Журавлей, служило каменное изваяние этой птицы. Когда платформа раскрывалась, планки, на которых стояли воины, напоминали перья.

Когда Стена переходила в боевой режим, воины убирали деревянные настилы, и из отверстий поднимались на поверхность платформы Журавлей, арбалеты Орлов и катапульты Тигров. Это было завораживающее зрелище. Каждое приспособление было основано на чертежах аналогичных установок, которые использовались в XII веке. Мы также учли, что в то время китайцы научились подчинять себе силу воды и активно использовали ее в ратном деле».

Джон Мир и его команда выстроили четыре секции декоративной Великой Стены недалеко от деревеньки Хуандао на побережье Желтого моря, которая находится примерно в 800 километрах от Пекина. Съемочная группа тратила 45 минут на путь от города Циндао с населением 9 миллионов человек, где расположена  известная китайская пивоварня «Циндао».

Самый длинный участок Стены растянулся почти на 150 метров. Материалы для строительства заняли 293 контейнера (12 метров в длину, 2,4 метра в ширину и 2,6 метра в высоту). Составленные вместе по принципу деталей конструктора Lego они поднялись на 12 метров в высоту. Команда строителей под руководством Оскара Гомеза натянула гигантский хромакей впритык к участку Стены. Впоследствии группа по разработке спецэффектов сделала Стену уходящей в бесконечность. По мнению Дэймона, это был самый масштабный хромакей, когда бы то ни было устанавливаемый на съемочных площадках.

Мир и арт-директор Хелен Джарвис создали наброски более шести дюжин декораций для фильма. 28 из них были выстроены настоящей армией декораторов. Мир утверждает, что на строительстве работали около шести или семи сотен специалистов – плотники, художники, штукатуры, декораторы и реквизиторы.

Помимо четырех внушительных секций величайшего архитектурного творения Китая, Мир создал и некоторые другие впечатляющие декорации. В частности, он по праву может гордиться интерьерами Великой Стены и многоэтажным Крепостным Городом. В их числе Большой Зал; Зал Знаний Советника Вэна; Императорский Дворец; комната Балларда, больше напоминающая пещеру; пагода в Императорском Дворце; и внутреннее убранство Стены, состоящее из четырех этажей. На этих этажах располагались различные механизмы (турбины, водяные колеса и многие другие), приводившие в действие древнее оружие, которое было разработано специально для борьбы с Тао-Тэй.

«Дизайн интерьера Стены мы обговорили с Чжаном на самых ранних стадиях подготовительного периода работы над фильмом, – утверждает Мир, который возводил эти декорации в павильоне №12 студии CFG. – Он хотел, чтобы внутри Стена была разделена на несколько этажей и заполнена различными механизмами, которые приводятся в движение силой воды. Я сделал некоторые наброски, по которым мы выстроили первый этаж и огромное водяное колесо, которое приводило в движение все механизмы Великой Стены. Мы соорудили рукотворный водопад, который поставлял воду к Стене, а гигантское колесо было соединено с механизмами хитроумной системой шестеренок. На втором этаже располагались вагонетки со специальными лезвиями, которые разрубали Тао-Тэй, штурмующих стену. На следующем этаже находились катапульты, бросающие огромные огненные шары на дальние дистанции. Сотни катапульт выстреливали разом, и стена огня на мгновение сдерживала полчища Тао-Тэй. На четвертом этаже мы закрепили гнезда Орлов и внушительные арбалеты».

Внутренний интерьер Стены стал одной из последних локаций, на которых велись съемки. Декорации для Большого Зала Мир называл «самой функциональной комнатой в истории». «Здесь воины обедали, здесь же обсуждали планы предстоящего сражения, – объясняет художник. – В этом же обширном зале военачальники допрашивали плененных Уильяма и Тобара». Съемки в трехэтажных декорациях велись на протяжении первых двух недель съемочного периода. Для съемок многих сцен собиралась массовка из нескольких сотен китайских статистов. «Для большинства сцен в Большом Зале мы собирали 500 актеров массовки, – рассказывает Мир. – Балконы и первый этаж были полностью заполнены людьми. Кроме того, я предложил сделать ступенчатые сидения. Меня вдохновил Запретный Город в Пекине – там я видел похожие ступени, при этом головы сидящих возвышались одна над другой. Такая посадка позволяла зрителям увидеть практически всех, кто был в Зале, и по достоинству оценить их костюмы и экипировку. Несмотря на то, что этот дизайн не был традиционным для Китая, Чжану идея понравилась, и он ее одобрил».

Масштабная декорация позволила Миру вдоволь поэкспериментировать с символикой, в частности, с изображением монстров. «В XII веке изображения голов Тао-Тэй украшали многие предметы, – утверждает он. – Мы нашли изображения этих предметов, сделали соответствующие слепки и украсили отлитыми барельефами основания колон по периметру Большого Зала. Одним из ключевых элементов декорации стало изображение Тао-Тэй, вырезанное из дерева».

Еще одной впечатляющей декорацией стал тронный зал Императора во дворце. «В XII веке Китаем правила династия Сун, поэтому все элементы декора мы позаимствовали из исторических сведений об этой династии, – говорит Мир. – Наш китайский арт-директор Ван Ко мобилизовал все свое воображение, работая над этой декорацией. Я работал над общим дизайном фильма, но Ван Ко достоин самых высоких похвал за декорацию тронного зала. Я с уверенностью могу сказать, что архитектура и дизайн комнаты в точности соответствует описываемому временному периоду. Единственное, что может грешить против истины – резное украшение в форме дракона позади трона. И все же орнамент получился очень красочным и невероятно красивым».

Еще одним произведением дизайнерского искусства Вана Ко стала пагода в Императорском Дворце, которую возвели в павильоне №13 на студии CFG. Декорация играет ключевую роль в кульминационном третьем акте фильма. «При строительстве декораций пагоды мы использовали много цветных витражей, для которых пришлось разработать очень хитроумную систему расположения осветительных установок, чтобы пагода полностью освещалась изнутри. Использовать витражи предложил Чжан, и мы сразу же начали искать какие бы то ни было материалы о китайских витражах той эпохи. Мы решили составлять их из отдельных кусков стекла, которые выкрашивали в зеленый, красный и синий цвета, а затем соединяли металлической окантовкой. В раннем Китае мастера ухитрялись подбирать куски стекла, что цвета плавно перетекали из одного в другой. Это было очень красиво».

За создание главных антагонистов истории – мифических Тао-Тэй – отвечал номинированный на премию «Оскар»® супервайзер по визуальным эффектам Фил Бреннан. Работать над эскизами будущих тварей он начал за несколько месяцев до начала съемок. «Мы не придумали Тао-Тэй, в китайской мифологии действительно есть подобное существо, – рассказывает Бреннан. – У дракона было девять сыновей, одним из которых был Таоте. Изображения этого существа, отличающегося завидным аппетитом, можно часто встретить в китайской культуре. Однако на больших экранах эта тварь пока не появлялась».

Работая над физиологией и поведением Тао-Тэй, Бреннан и его команда провели тщательное исследование различных представителей фауны. «Скорость мы позаимствовали у гепардов, тигров и леопардов, – рассказывает он. – Мы изучали и многих других животных, включая гориллу, лошадь и быка. Мы сочетали различные повадки животных, после чего добавили некоторые уникальные движения, которые не найдешь ни у одного живого существа на нашей планете».

Помимо армии Тао-Тэй, команда по разработке визуальных эффектов Бреннана (в которую вошли специалисты из Industrial Light&Magic) создала множество других спецэффектов в фильме. «На съемках такого фильма не обойтись без множества визуальных эффектов, – утверждает Бреннан. – Я бы выделил три основные области работы. В первую очередь – десять тысяч особей Тао-Тэй. Во-вторых, китайская армия. На съемочной площадке работало множество статистов, но по сюжету армия должна была состоять из десятков тысяч солдат. Поэтому нам пришлось делать цифровые копии воинов и наполнять ими кадр.

И, наконец, третье – сама Китайская Стена. Наши строители выстроили участок Великой Китайской Стены и небольшую часть Запретного Города. Однако те фоны, которые вы увидите в фильме, по большой части сделаны при помощи компьютерной графики. В некоторых сценах нам приходилось полностью заменять фон».


19.02.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Universal

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Официальная касса России: лидером проката осталась фантастика «Сто лет тому вперед»
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
Sony и Apollo хотят обсудить предложение о покупке Paramount Global за $26 млрд
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Мэрил Стрип получит почетную награду Каннского кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее