Где и как снимали фильм «Пиковая дама: Зазеркалье»

Локации, грим, компьютерная графика

Режиссером фильма ПИКОВАЯ ДАМА: ЗАЗЕРКАЛЬЕ выступил Александр Домогаров-младший, для которого эта картина стала дебютом в полном метре. «Я как раз заканчивал работу над своей короткометражкой «Пустите детей» по Стивену Кингу – она еще не была до конца смонтирована, вышел только трейлер – как мне поступило предложение снять ПИКОВУЮ ДАМУ 2, – рассказывает Александр Домогаров-мл. – Я люблю жанр хоррора, да и концепция меня заинтересовала – мне очень нравится визуальное кино, поэтому я согласился. Я, конечно, смотрел первый фильм и разобрал его по кирпичику. Но мы решили сделать кино, которое не будет связано с ним, показать другой взгляд на легенду о Пиковой даме. Из детства мне помнилось, что Пиковую даму не просто вызывают, а загадывают ей желание, которое она должна каким-то образом исполнить. И мы ввели в сюжет такие желания, своеобразные сделки с дьяволом, которые и заключают наши главные герои».

Поиск школы-интерната, расположенной в старинном особняке, занял около четырех месяцев. Съемочная группа объездила множество подмосковных усадеб и остановилась в итоге на двух: усадьбе Быково недалеко от города Жуковский и санатории имени Герцена в Одинцовском районе. Усадьба Быково очень подходила по эстетике, недаром там снимался уже не один ужастик. Но так как она находится в полуразрушенном состоянии, восстанавливать ее для съемок было бы очень дорого. Тем не менее ее можно увидеть в картине. «В Быково нашлось потрясающее готическое помещение в весьма неплохом состоянии с удивительными старинными деревянными окнами, и мы просто не могли не взять этот объект, – рассказывает художник-постановщик Никита Хорьков. – Мы закрыли стены панелями, повесили на них картины, витражи. Сделали 20 деревянных столов и скамеек и создали иллюзию, что это столовая школы-пансионата».

Но основным местом съемок стал санаторий имени Герцена. Это действующий центр реабилитации, поэтому все интерьеры там стерильно белые. Однако руководство санатория пошло съемочной группе навстречу и позволило перекрасить огромный холл и лестницу, а некоторые палаты переделать в жилые комнаты учеников школы-пансиона. «Санаторий стал фактически кинопавильоном. Нам разрешили делать с его пространством все, что угодно, – продолжает художник-постановщик Никита Хорьков. – Подчеркивая историческую ценность санатория, мы переклеили обои, перестелили полы, повесили люстры и светильники, подобрали мебель в нужной для фильма палитре».

Старое заброшенное кладбище нашлось также возле санатория. «Найти реальное кладбище в определенной эстетике очень сложно, – говорит Никита Хорьков. – Поэтому мы его сделали сами на пустыре с остатками какой-то разрушенной постройки недалеко от основного здания центра реабилитации. Поставили среди развалин несколько надгробий и крестов, поработали над ландшафтом, подпили несколько деревьев, подкрасили старые коряги. И выстраивая перспективу из веток сухого упавшего дерева, прибавили таинственности в кадре».

Еще одним непростым натурным объектом стало озеро. Прежде чем подходящий водоем был найден, прошло два месяца и было отсмотрено более 20 озер по всему Подмосковью. В день съемок разразился ливень. Поэтому снимать сцену пришлось в коротких промежутках между дождем.

Вторая часть съемок прошла в павильонах, где были выстроены декорации коридора школы, тайной комнаты графини с купелью в виде креста и Зазеркалья. Больше всего сложностей возникло с Зазеркальем, потому что по идее режиссера Александра Домогарова-мл. оно должно было быть полузатопленным и с льющейся по стенам водой. Практически все сцены были сняты с настоящей водой, но в некоторых кадрах пришлось прибегнуть к помощи компьютерной графики.

Съемка сцены в начале фильма, где машина падает в реку, заняла 17 часов. В павильоне автомобиль с артистами на кране опускали в черный бассейн. «Этот эпизод снимали в несколько слоев, – рассказывает VFX-продюсер Павел Семерджян. – Первый – интерьер машины с героиней за рулем. Второй слой – траектория падения машины в реку до касания с водой – снимал дрон. А погружение машины в воду – полностью сгенерированная компьютерная графика. То есть это была CG-вода, CG-пузырьки и CG-лучи света, которые сквозь толщу воды дают какую-то игру бликов».

«Это был самый технологически сложный шот, потому что он предполагал симуляцию водных масс. А это один из самых трудоемких процессов в компьютерной графике, – продолжает Павел Семерджян. – Чтобы понять, как преломляется свет в воде, как работает рассеянное освещение и как бликуют пузырьки воды, мы отсмотрели большое количество фотографий и видео подводных съемок».

Эпизод в конце фильма, когда один из героев разбивает зеркало, также снимался с использованием компьютерной графики. «По технике безопасности мы не могли себе позволить разбивать настоящее стекло – осколки бы летели прямо в актера, – поясняет VFX-продюсер Павел Семерджян. – Можно было снять CG-осколки, но это было бы дорого. Поэтому мы снимали все в живую. Разлетающиеся с помощью пиротехнических насадок куски зеркала были сняты отдельными дублями, без артиста в кадре. Затем эти осколки вырезались на компьютерной графике и совмещались с актерским дублем в единое изображение».

Столкнуться с осколками пришлось и героине Алены Швиденковой Соне: по сюжету плитка шоколада прямо во время откусывания во рту превращалась в куски зеркала. Студия пластического грима FXDG изготовила искусственные зеркальные плитки, которые можно кусать и разжевывать прямо в кадре. Не обошлось и без специальной искусственной крови, которая вытекала изо рта актрисы во время этой сцены.

Чтобы показать страшные лицевые увечья героини Анастасии Талызиной Оли, с помощью пластического грима и стоматологических технологий в студии FXDG изготовили силиконовые детали и специальные капы с искусственными зубами на несколько съемочных дней. Основной сложностью было «спрятать» реальные зубы и губы актрисы под накладными деталями таким образом, чтобы не было видно увеличения объема в области рта.

Непростая работа была также с изготовлением портретного муляжа персонажа Владислава Коноплева Кирилла. С актера снимался слепок с головы и туловища, затем полученный в пластилине объект изменялся с помощью скульптурных работ, открывались глаза и рот, изменялось выражение лица. Следующим этапом была повторная формовка скульптурного объекта, и уже в этих формах изготавливался финальный муляж.

«Художественное оформление – это не менее трудоемкая работа, – рассказывает Петр Горшенин. – Необходимо вживить волосяной покров в голову, брови, реснички по одному волосику. Затем расписать специальными несмываемыми силиконовым красками всю поверхность кожи. Сделать мутные глаза, ведь этот персонаж по сюжету утопленник». «Сложность была в том, чтобы найти ту степень условности, которая будет воспринимаема зрителем, – продолжает Петр Горшенин. – Если пойти по пути правдивости с точки зрения криминалистики, то после нахождения под водой целую неделю он будет «раздут» до неузнаваемости. Поэтому было принято решение сделать изменения до такой степени, которая позволит зрителю узнать персонаж».

Роль графини Оболенской и Пиковой дамы исполнила польская актриса Клаудиа Бочар. Сам образ разработали и изготовили на студии Петра Горшенина FXDG. «Необходимо было создать такой образ, чтобы он вызывал у зрителя неподдельный ужас, – рассказывает Петр Горшенин. − Это понятная и простая, казалось бы, задача. Легко скатиться в сторону уже известных персонажей западных хоррор-фильмов, пуститься в область отвратительной физиологии. Но все это не будет работать так точно, поэтому самым сложным было создавать не просто оболочку, а внешность с внутренним наполнением, которое будет воздействовать на нашего зрителя на ментальном уровне. И Дама получилась действительно очень страшная. А когда ее накрыли черной вуалью, то страх перешел на какой-то еще более глубокий уровень».

Департамент пластического грима создал маску Пиковой дамы и кисти рук с дополнительными фалангами и длинными ногтями. Они представляли собой тончайшие перчатки из силикона. Маска Пиковой дамы – это сложное технологическое устройство и одновременно произведение искусства. Она была покрыта тонкой силиконовой кожей с внутренней портретной поверхностью. В глаза были внедрены светодиоды, чтобы они светились в темноте. Также маска обладала флюоресцирующим свойством.

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram


15.03.2019 Автор: Артур Чачелов

Источник: WDSSPR

Самое читаемое

Проекты от «ТРИТЭ», Yellow, Black and White, Art Pictures Studio и СТВ

Питчинги Фонда кино 2019: кинокомпании-лидеры. Часть 1

Подробнее
Проекты «Нон-Стоп Продакшн», «Профит», Bazelevs, ТПО «Рок» и «Централ Партнершип»

Питчинги Фонда кино 2019: кинокомпании-лидеры. Часть 2

Подробнее
В апреле организация проведет прием заявок от кинематографистов

Кинофонд Абрамовича определится с первыми проектами в мае

Подробнее
Это и другие предложения прозвучали на заседании правительственного совета

Владимир Мединский вышел с инициативой налоговых льгот для кинотеатров

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100