История подвига: как делался «Выживший»

Экстремальная съемка, сложные трюки, изобретательные ракурсы

Сразу после завершения работы над драмой БЕРДМЭН Алехандро Иньярриту сосредоточился на совсем другой теме. Это монументальное полотно со стомиллионным бюждетом под названием ВЫЖИВШИЙ. В самом начале, вместе со своим давним партнером оператором Эммануэлем Любецки, они приняли несколько ключевых решений, которые определили правила будущего съемочного процесса. Прежде всего, они договорились снимать фильм в хронологическом порядке, чтобы сохранить естественный ход путешествия Хью Гласса. Во-вторых, они решили снимать только при естественном освещении, используя солнечный свет и огонь костра, не применяя современных осветительных приборов и креативно используя естественный свет. Наконец, они хотели использовать длинные, плавные, непрерывные сцены, которыми они известны, для создания совсем другого эффекта, чем в фильме БЕРДМЭН.

Алехандро Иньярриту всегда представлял себе ВЫЖИВШЕГО как контрастное полотно, полное света и теней, обращающееся в грубую реальность. «Источником вдохновения для БЕРДМЭНА послужила музыка, – признается Иньярриту, – здесь же меня вдохновляла живопись. Чиво сыграл огромную роль в создании этого фильма как визуального произведения искусства».

Работая с новой широкоформатной камерой Arri Alexa 65 от известного производителя, Эммануэль Любецки использовал различные широкие линзы, от 12 мм до 21 мм, чтобы создать особенную глубину съемки. Гибкость системы обеспечивала свободу движения камеры: от максимально крупных планов до обширной панорамы в соответствии с динамикой, мечтами и эмоциями в фильме. Команда использовала сочетание трех методов – телескопические краны, стедикамы и съемка ручной камерой, что позволяло режиссеру вместе с монтажером Стивеном Миррионе позднее выстраивать сцены фильма, как это делают хореографы.

Съемка дальним планом в непредсказуемых природных условиях стала для всех новым опытом. Сразу же возникло множество проблем. Поскольку съемочная группа работала в продуваемом ветрами канадском городе Калгари, где световой день очень короткий, окно для съемок было небольшим. Никогда не было уверенности, что получится сделать еще один дубль этого кадра. «Нам приходилось все очень тщательно сводить вместе, находить правильное время дня, а затем молиться, чтобы погода не подвела, – рассказывает режиссер. – Это было трудно и интересно, но подготовка отнимала много времени, сил и требовала репетиций. Мы хотели сохранить определенное ощущение и атмосферу. Мы создали такие специфические условия, что приходилось быть очень терпеливыми, провоцировать события или создавать их самим. Я думаю, мы тоже стали своеобразными охотниками – охотниками за нужными обстоятельствами».

Чтобы передать атмосферу 1823 года, Алехандро Иньярриту обратился к номинанту на премию «Оскар» художнику-постановщику Джеку Фиску, который уже работал над такими эпическими картинами как НЕФТЬ Пола Томаса Андерсона и ДРЕВО ЖИЗНИ Терренса Малика, но с этим историческим периодом художник еще не сталкивался. Ранее Алехандро отправил Джеку Фиску фильм Андрея Тарковского АНДРЕЙ РУБЛЕВ, чтобы тот получил представление о том, какое художественное решение необходимо. «Я сразу понял, какой фильм он хочет снять», – вспоминает Джек Фиск. Художнику также сразу сообщили, что во время съемки будет использоваться только естественное освещение, что означало постоянный поиск места, обеспечивающего правильное освещение в нужный момент дня. «Нам приходилось непрерывно решать проблемы, которые подкидывала нам природа, – говорит Фиск, – но это стало важной частью творческого процесса».

Одним из центральных элементов оформления, разработанного Фиском, стала декорация обширного форта Киова, построенного вручную в заброшенном карьере в парке Спрэй-Валли недалеко от города Канмор (провинция Альберта). Команда Фиска хотела сохранить историческую точность, и форт был построен по чертежам, сохранившимся с 1820 года, с использованием таких же материалов (и только из собранной древесины). 

На съемках ВЫЖИВШЕГО состаривание декораций стало своеобразным искусством. «Нам пришлось сильно состарить форт. Одно здание было очень правильной формы, и нам пришлось его несколько раз приподнять погрузчиком и резко опустить на землю, чтобы оно немного разъехалось, словно от времени, – вспоминает Джек Фиск. – Мы тратили на состаривание зданий столько же времени, сколько на их постройку». Чтобы удовлетворить потребность в естественном освещении, Джек Фиск даже построил в форте два одинаковых здания в зеркальном отражении – одно смотрело на восток для утренней съемки, а другое – на запад, чтобы снимать при дневном освещении. Деревню индейцев пауни создали в павильоне студии в Лос-Анджелесе, используя традиционные аутентичные материалы и технологии. «Мы упростили некоторые этапы строительства зимней деревни, но малые дома были сделаны из дерева, земли и соломы, как в реальности», – рассказывает Фиск.

Хотя большинство декораций соответствуют историческому периоду, Джек Фиск также построил несколько фантастических конструкций, включая гору из черепов бизонов и руины европейского храма. Сильное впечатление производят декорации лагеря охотников, подвергшегося нападению индейцев арикара в начале фильма. Сначала мы видим лагерь с самодельными палатками, навесами, кострищами, где трапперы деловито обдирают бобров и пакуют шкуры. Фиск даже построил историческую лодку килбот, ставшую основной частью боевой сцены. «Мне нравится, что эта лодка полностью аутентичная, – говорит художник, – правда, там внутри спрятан мотор в 450 лошадиных сил, чтобы можно было подниматься против течения».

Джек Фиск известен умением создавать декорации, в которых можно снимать с любого угла, и фильм ВЫЖИВШИЙ не стал исключением. Художник говорит: «Я хочу, чтобы в декорациях можно было снимать с любого угла, и такие режиссеры, как Алехандро, успешно пользуются этим. Если ему дать такую возможность, он всегда находит самые интересные ракурсы».

Во время натурных съемок в Канаде и Аргентине, проходивших часто в условиях высокогорья, в снежную и ветреную погоду, актеры и съемочная группа фильма смогли почувствовать те опасности и сложные погодные условия, с которыми сталкивались жители Южной Дакоты в 1823 году. Это было сделано преднамеренно, чтобы обеспечить аутентичность повествования и перенести зрителей в обстановку дикой природы. Но это – не национальный парк, а зона смертельной опасности, где никто не гарантирует ваше выживание.

Обычный поиск нетронутых природных ландшафтов и климатических условий, способных воспроизвести обстановку Дикого Запада в 1823 году, оказался непростым. «Понадобилось пять лет, чтобы выбрать правильное место съемок, – объясняет режиссер. – Я очень хотел показать в фильме нетронутую природу, и мы искали такие девственные места. Там ощущалась какая-то особенная чистота и поэтичность». Но там также было что-то пугающее, и это помогало актерам и съемочной группе понять, что чувствовали люди, для которых жизнь, смерть и природа неразрывно переплелись. «Было здорово, что мы, как актеры, действительно реагировали на воздействие внешней среды, – говорит актер Уилл Поултер. – Когда взбираешься на гору в двадцатиградусный мороз, с точки зрения актера, самое главное – это добраться до места живьем».

Опасности были самые разные: от лавин до медведей, и на съемочной площадке каждый день дежурил специалист по обеспечению защиты в случае появления медведей. (Хотя актеры и съемочная группа испытывали оправданное беспокойство в отношении местных медведей, в сцене с нападением гризли настоящие медведи не снимались. Это – одна из немногих сцен в картине, в которой режиссер использовал компьютерную графику).

Второй основной проблемой – как и в подлинной истории Хью Гласса – была погода. Как-то после метели температура упала до -27°, и члены съемочной группы следили друг за другом, чтобы не обморозиться. «Я понял, что нет плохой погоды, есть неправильная одежда», – шутит режиссер, но в то же время подчеркивает, что съемки в такую холодную погоду придали фильму необходимую реалистичность. На этом экстремальные ситуации не закончились: очень высокие температуры (самая теплая зима в Канаде за последние 23 года) заставили создателей фильма молить о снеге. «В Альберте климат очень капризный, – рассказывает Алехандро Иньярриту. – В течение дня погода может поменяться семь раз. Сначала мы боролись с холодом и метелями, а потом страдали без снега. Это была зима рекордно высоких температур, и мы переключились с поисков теплого ветра чинука на поиски снега». Порой команды мужчин вооружались лопатами и отправлялись на ближайшую гору, чтобы доставить этот драгоценный и недолговечный материал. В итоге съемочная группа отправилась на две недели в Тьерра-дель-Фуэго, в самую южную часть Южной Америки, чтобы в условиях настоящей зимы закончить съемки фильма.

Съемочный процесс завершился. В последний день съемок Алехандро Иньярриту собрал актеров и членов съемочной группы, как он это сделал в начале. Он обратился ко всем с такими словами: «Снять такой фильм – это прожить целую жизнь. Это был удивительный путь, полный трудностей, опасностей и прекрасных моментов. Я испытываю одновременно гордость, благодарность, робость, счастье и грусть от того, чего нам удалось достичь. А результат нашего труда потрясающий. Каждый день работы над фильмом был полон трудностей, но я считаю, что это было самое большое удовлетворение от творчества в жизни».


07.01.2016 Автор: Артур Чачелов

Источник: Fox

Самое читаемое

Предварительные результаты сборов четверга в России

«Варкрафт» в три раза превзошел «Алису в Зазеркалье»

Подробнее
Лучшим назван фильм Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк»

Каннский кинофестиваль–2016 объявил победителей

Подробнее
«Варкрафт» или «Алиса в Зазеркалье»: кто кого?

Прогноз кассовых сборов в России на 26–29 мая

Подробнее
В питчинге примут участие 63 кинопроекта

Защита нелидерских проектов в Фонде кино назначена на 30 мая

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100