top banner

Где и как снимали фильм «Спутник»

Работа над сценарием, локации, декорации, костюмы и спецэффекты

Около пяти лет назад режиссеру Егору Абраменко пришла в голову идея снять фильм о неком оказавшемся на Земле пришельце, которому бы группа людей давала отпор в замкнутом пространстве. Со словами «давай сделаем русского ЧУЖОГО» Абраменко пришел к продюсеру Илье Стюарту и получил одобрение. Так началась разработка проекта – короткометражного фильма под названием «Пассажир».

«Естественно, мы все время обсуждали разные идеи полных метров, и было желание вместе реализовать дебют Егора, − рассказывает Илья Стюарт. − Ему было важно для начала снять короткометражку, и эта идея в итоге эволюционировала в съемки так называемого proof of concept. Это была попытка доказать, в первую очередь самим себе, что мы готовы к полнометражному кино и что выбранная концепция и жанр работают. И это действительно оказалось так: фильм «Пассажир» пригласили на «Кинотавр», а далее мы уже соединились с нашими партнерами из компаний «Водород» и Art Pictures и решительно приступили к разработке оригинального полного метра».

«Короткометражка «Пассажир» произвела на нас сильное впечатление, – говорят продюсеры Александр Андрющенко и Михаил Врубель. − Мы сразу поняли, что за этой работой стоит что-то очень интересное с точки зрения режиссуры, с точки зрения сюжета и с точки зрения жанра. Мы в этом жанре ранее не работали. Это новая для нас территория и, что еще важнее, новая для нашего зрителя. Конечно, хотелось попробовать. Сначала хотели хоррор делать, но в процессе пришли к пониманию, что это сай-фай-триллер или даже сай-фай-драма, так как внутри сюжета много психологизма».

«Первый драфт сценария мы делали с Олегом Маловичко, – вспоминает режиссер Егор Абраменко. – И он был в стиле классического survival-хоррора, больше напоминал советского ЧУЖОГО, где история была наполнена саспенсом, тревогой, хоррор-элементами». «Было бы глупо открещиваться от влияния ЧУЖИХ, оно на поверхности, – говорит Олег Маловичко. – Но мы не копировали сюжетную архитектуру и даже не слишком близки с этой историей идейно. Для меня важнее было не противостояние по линии «человек – космос» или «человек – другой», а рассмотрение уникального конфликта, в котором другой – это ты сам. В этом смысле, мне кажется, наша история ближе к ОСТРОВУ ПРОКЛЯТЫХ, чем к вселенной Ганса Рудольфа Гигера и Ридли Скотта, если задаться целью искать аналоги».

Затем к процессу работы над сценарием подключился Андрей Золотарев. «Думаю, после трейлера трудно отделаться от мысли, что это напоминает ЧУЖОГО. Я очень люблю этот цикл и особенно теплые чувства испытываю к ПРОМЕТЕЮ. Но все же надеюсь, что нам удалось сказать что-то новое в этом жанре, – поясняет сценарист. – Как и любая хорошая фантастика, это история не о твари, а о людях и их способности (или неспособности) противостоять саморазрушению».

Работа над сценарием заняла много времени. После того, как он был готов, начался поиск визуальной составляющей картины. Режиссер Егор Абраменко, оператор-постановщик Максим Жуков, художник-постановщик Мария Славина и художник по костюмам Ульяна Полянская проводили регулярные встречи, на которых анализировали эпоху начала и середины 80-х годов, изучали альбомы по архитектуре того времени, смотрели вместе фильмы о том времени, пытаясь найти в них референсы и вдохновение.

«Для нас было важно сохранить историческую правду и действительность, но сместить фокус зрителя, показать какие-то возможные элементы в архитектуре, в костюмах, в текстурах, фактурах, которые до этого они не видели. Немножко разрушить это привычное лубочное восприятие Советского Союза», – рассказывает Егор Абраменко. Натуру поначалу искали в Санкт-Петербурге. «Там было очень много классных объектов, которые прекрасно сохранились, – продолжает режиссер. − Но вместе их собрать было очень трудно: то есть нам пришлось бы в одном месте снимать стену, в другом – коридор, в третьем – еще что-то».

В результате съемки фильма прошли в Москве зимой 2018-2019 годов. Большая часть сцен снималась в Институт биоорганической химии имени М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН (ИБХ РАН), основанном в 1959-м. Это уникальное здание, предназначенное для многофункциональных научно-исследовательских работ. Оно стало отличной декорацией для съемок, создав аутентичную атмосферу времени и обстановки, в которой развиваются события СПУТНИКА

«ИБХ РАН уникален еще тем, что его построили в очень передовом стиле для Советского Союза, − говорит художник-постановщик Мария Славина. − Там какие-то невероятные, дорогие материалы отделки − от пола до стен и потолков. Интересный свет. Ковровые покрытия в библиотеке, мебель. И все это сохранилось в очень хорошем состоянии. Там даже до сих пор висят камеры наружного видеонаблюдения 80-х годов». 

Почти вся секретная военно-научная база, в стенах которой происходит действие фильма, снималась там − там «нашли» лабораторную комнату, медицинский блок, где исследуют космонавта Вешнякова, комнату наблюдения охраны с мониторами и пультом управления. Художники-постановщики, художники по костюму и гриму до мельчайших подробностей воссоздали стилистику времени советского брутализма. В воссоздании эпохи авторам также помогал коллекционер старой советской электронной техники. Он предоставил съемочной группе компьютеры, мониторы, видеокамеры и многое другое.

Стеклянная комната, где спит герой Петра Федорова, была построена в павильоне. «Это была одна из самых сложных декораций, – признается Мария Славина. – На сорок процентов и внутри, и снаружи эта комната состоит из отражающих стекол, которые работают практически как зеркала. И это стало большой головной болью для оператора Максима Жукова и его группы. На съемки все приходили в черной одежде, чтобы даже если кто-то отразится в стекле, это было не так критично. Но, как всегда, находился кто-то один, кто надевал ярко-розовую футболку. С этим приходилось бороться».

Не менее кропотливой была и работа над костюмами. Защитный скафандр главной героини был полностью выполнен по эскизу художника по костюмам Ульяны Полянской. А скафандры космонавтов изготавливались в точной копии с настоящих аварийно-спасательных костюмов для экипажа корабля «Союз» «Сокол-КВ2», но по облегченной технологии, чтобы артистам в них было удобно существовать на съемочной площадке. Использовались даже реальные скафандры, но только в сцене внутри капсулы.

Разрабатывая форму военных, художники придумали некое подразделение, которое могло бы заниматься вопросами контактов с внеземной цивилизацией. «Мы допустили в военной форме некую стилизацию, уместную жанру, – говорит Ульяна Полянская. − Был придуман по поставленной задаче художником-графиком дизайн нарукавных шевронов. Мною были разработаны бронежилеты. Все материалы и ткани тщательно подбирались по фактуре и цвету. У меня была отличная команда из ассистентов, портных, бутафоров и фактуровщика, благодаря которым удалось осуществить все задуманное. Это была слаженная работа».

Была на съемках и большая декорация космического корабля. Она состояла из двух частей. Первую, экстерьерную, строили для сцены приземления космонавтов. Вторую, интерьерную, − для съемок сцен в космосе. Бутафоры очень тщательно следили за аутентичностью, в точности повторяя даже шрифты на кнопках пульта управления.

За компьютерную графику в картине отвечает компания Main Road|Post, которой удалось вместе с создателями фильма придумать и разработать уникальный образ инопланетного чудовища, отталкивались от различных животных, насекомых и паразитов. Работой со звуком и саунд-дизайном в фильме занималась компания Flysound, которая разработала и создала голос и звучание пришельца.

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен 


24.04.2020 Автор: Артур Чачелов

Самое читаемое

Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Премия ТЭФИ объявила номинантов за 2024 год
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 21–27 апреля 2025 года
Подробнее
Премия кинооператоров «Белый квадрат» назвала лауреатов за 2024 год
Подробнее
Касса России: «Денискины рассказы» стартовали с третьей строчки
Подробнее
Режиссер «Аноры» начнет съемки нового фильма этой осенью
Подробнее
Предпродажи уикенда: «В списках не значился» превзошел «Воздух»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Кракен» во второй раз возглавил прокат
Подробнее
В Следственном комитете появится совет по культуре
Подробнее
Официальная касса России: сорванцы против монстров
Подробнее
В Premier и Rutube провели ряд назначений на руководящие должности
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 1–4 мая
Подробнее
Следственный комитет проверит информацию о нарушениях в отношении «Ленфильма»
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Сергей Мирошниченко и Ангелина Ашман наберут документальный курс в школе кино «Индустрия»
Подробнее
Okko запустил продажу билетов в кинотеатры и на музыкальные события
Подробнее
«Кончится лето» получит англоязычный ремейк
Подробнее
Фестиваль «Новое движение» представил деловую программу
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 1-4 мая
Подробнее
В Москве состоялась премьера комедии «Без попутал»
Подробнее