Где и как снимали «Довод»

Локации, трюки и техника

Текст может содержать незначительные спойлеры

Съемки ДОВОДА проходили на натурных объектах семи стран. Создатели фильма, актеры и съемочная группа побывали в Эстонии, Италии, Индии, Дании, Норвегии, Великобритании и США. По словам Нолана, от такого глобального масштаба фильм только выигрывает: «Международный аспект картины очень важен, ведь угроза нависла над всем миром – над самим его существованием, – а чем выше ставки, тем больше драматизма. Поэтому, мне кажется, что ощущение глобальности происходящего было ключевым для темпоритма фильма и его масштабности». 

Локации очень важны для режиссера, который любит снимать все «вживую» и вместо зеленого экрана выбирает натурные объекты, а также предпочитает специальные эффекты визуальным. Он отмечает: «Я люблю помещать в один кадр героев и экстремальные сюжетные элементы, будь то самолет, врезающийся в здание, или искажение хода времени. Если нет разделения между фантастическими элементами и актерами, получается ровнее, убедительнее, и зрители глубже погружаются в происходящее».   

«Я уже давно снимаю фильмы и хорошо разбираюсь в среде, в которой работаю, – говорит Нолан. – Она вдохновляет меня и влияет на мой выбор во всех смыслах – когда я пишу сценарий, думаю, как все получится, подбираю актеров… Все обусловлено теми невероятными впечатлениями, которые мы можем дать зрителям. Делая выбор, мы постоянно думаем о людях, которые соберутся вместе, чтобы посмотреть фильм в кинотеатре на большом экране. Именно это влияет на все наши решения и все, что мы делаем». 

ЭСТОНИЯ

События ДОВОДА начинаются сразу с экшн-сцены, в которой хорошо вооруженный отряд штурмует здание оперы в Киеве. Эпизод снимали в «Линнахолле» в Таллине, огромном здании, построенном для московской Олимпиады 1980 года, когда Эстония была частью Советского Союза. Художник-постановщик Натан Кроули отмечает: «Я думаю, это одно из самых любимых строений, в которых я снимал: огромное, расположено на берегу Балтийского моря.  Смесь брутализма и храма майя, оно сохранило отблеск былого величия. И нам с Крисом подошло по всем параметрам. Совершенно кинематографичное».

Поясняя слова о величии, Кроули рассказывает: «О здании особенно не заботились, оно стоит заброшенным уже лет десять. Сидения были в ужасном состоянии, ковров не было, бетон сильно поврежден. Повсюду граффити и разбитые стекла, света не было вообще. Нам пришлось немало постараться, чтобы вернуть его к жизни. Мы прибрались, перестроили сцену, очистили бетон, немного переделали внешние стены, потому что они сильно деформировались за прошедшие годы. Починили двери и вставили огромное количество стекол. Вернули «родное» освещение и добавили свое для съемок. Уйму времени потратили на кресла и ковры. Все это теперь осталось там. Великолепное здание, и мы надеемся, что Таллин сохранит его». 

Одной из самых сложных сцен стала погоня по Лаагне-теэ – загруженной автомагистрали, ведущей в центр Таллина, – с машинами, движущимися в прямом течении времени и в инверсии. Сначала нужно было не только получить разрешение на съемки на большом участке дороги, но и заручиться им на несколько недель. Исполнительный продюсер Томас Хэйслип объясняет: «Мы перекрыли восемь километров шестиполосного шоссе в одном из самых густонаселенных городов Эстонии». Он признается, что даже после того, как им дали разрешение, он «каждый день думал, что нас попросят прекратить, но в итоге нам отвели столько времени, сколько было нужно, чтобы закончить сцену»: «Спасибо большое местным властям и жителям за их помощь и поддержку».  

Учитывая большое количество переменных, без тщательного планирования было не обойтись. Департамент визуальных эффектов под руководством Эндрю Джексона был неотъемлемой частью процесса – он создал превиз всей сцены, чтобы Нолану, актерам и съемочной группе было от чего отталкиваться.

Ван Хойтема подчеркивает: «Скажем, в погоне время идет и вперед, и назад. В определенные моменты эти две линии пересекаются, взаимодействуют, поэтому мы собирали эту сцену как паззл. Команда Эндрю смогла визуализировать ее на компьютере, показав как с высоты птичьего полета, так и глазами персонажей в каждый конкретный момент времени. И с таким планом действий мы на ноутбуке могли уже оценить: «Можем сделать вот так? – Нет, он еще должен быть вот здесь».

«На площадке мы шутили, что если спросить нас о погоне, то инстинктивный ответ всегда будет неправильным, – вспоминает Нолан. – Поразительно, насколько чутье подсказывает тебе нечто, в чем ты абсолютно убежден, но разложив всё по полочкам, видишь, что вот здесь твой разум свернул не туда, а интуиция завела совершенно не в ту сторону. Поэтому во всех сложных сценах мы всегда сверялись с превизом».  

Сцена требовала тесного взаимодействия супервайзера специальных эффектов Скотта Фишера с постановщиком трюков Джорджем Коттлом. «С самых первых репетиций мы были твердо убеждены, что если машина в кадре едет назад, то это будет настоящая машина, которая едет со скоростью 80-95 км/ч, – говорит Коттл. – Обманывать мы не собирались. Пришлось потренироваться, но мы это сделали». 

Коттл пригласил 20 лучших водителей из Лос-Анджелеса, многие их которых и раньше работали на фильмах Нолана. В Эстонии к ним присоединились опытные водители-каскадеры из Эстонии, Чехии, Великобритании и других стран. С учетом требований безопасности команда каскадеров управляла машинами при наиболее сложных маневрах. Коттл объясняет: «Во всех автомобилях героев была вторая панель управления. Поэтому наш водитель сидел в такой маленькой клетке на крыше машины или где-то внутри нее. Казалось, что рулит актер, а на самом деле – каскадер». 

ИТАЛИЯ – У АМАЛЬФИТАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ

В Италии «сценой» стали лазурные воды у живописного Амальфитанского побережья и роскошная яхта – плавучий дом Андрея Сатора. Судовой координатор Нил Андреа, отвечавший за немалое количество лодок в «Доводе», нашел яхту Planet Nine. У 73-метрового судна было шесть палуб и вертолетная площадка. Натан Кроули сделал лишь одну модификацию: «Мы поставили туда пусковую ракетную установку, чтобы полувоенный облик говорил: «Держись от меня подальше». Ну и чтобы подчеркнуть, как тяжело добраться до ее хозяина». 

Но кое-что переделать было невозможно – вертолетная площадка не выдержала бы российского двухдвигательного Ми-8, чей вес существенно превышал ее конструктивные возможности. Хэйслип объясняет: «Мы должны были понять, как снять сцену посадки вертолета без собственно посадки. Нам удалось найти потрясающих ребят из Восточной Европы, которые занимаются поисково-спасательными работами. Они немного потренировались и уже на съемках зависли над самой площадкой, казалось, что колеса коснулись поверхности, но на самом деле нет. Они остановились буквально в миллиметре, настолько ребята были точны». 

Хотя основные сцены на яхте должны были разворачиваться в водах Вьетнама, создатели фильма решили не гонять ее в юго-восточную Азию, и в итоге его дублером выступило амальфитанское побережье. 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Planet Nine служит домом Сатору, а чтобы пощекотать нервы, у него также есть два парусных катамарана F50. Учитывая размеры и жесткий, как самолетное крыло 24-метровый парус, поворачивающийся по ветру для максимального ускорения, F50 способны развивать скорость более 50 узлов – около 100 км/ч. Поэтому, чтобы управлять ими, нужны стальные нервы и мастерство: если подняться слишком высоко, можно опрокинуться, если слишком низко – потерять драгоценную скорость. После того, как Сатор знакомится с Протагонистом, он предлагает ему погонять на его F50.  

Понимая уровень профессионализма, который нужен для управления катамараном, съемочная группа обратилась к команде SailGP. К счастью, им удалось синхронизировать графики и пересечься в Саутгемптоне, Великобритания. Даже с профессионалами высочайшего класса на борту создатели фильма скоро узнали, что безопасно F50 может передвигаться только при определенной скорости ветра – от 5 до 18 узлов. «Мы могли лишь полагаться на то, что возможно, а что нет на этих судах, – признается ван Хойтема. – С этим тяжело было смириться, потому что в кино мы привыкли контролировать всё от и до. Вот мы снимаем, поймали ритм, нашли интересные ракурсы… и вдруг усиливается ветер, и мы вынуждены сворачиваться. Катамараны невероятные, опыт работы с ними был потрясающим, но и очень нервным, потому что мы не задавали тон, а отдавались на волю стихии». 

Ни одно судно не смогло бы угнаться за F50, идущим на полной скорости, поэтому Нолан и ван Хойтема зафрахтовали вертолет для панорамной съемки и установили IMAX камеры на вытянутом манипуляторе, чтобы снимать, как катамаран проносится мимо. Для крупных планов они построили реплику его корпуса, которую можно было разместить на более крупном судне. Актеры работали на нем, а Нолан, ван Хойтема и команда операторов располагалась на соседнем судне.

ИНДИЯ - МУМБАИ

Создатели фильма, актеры и съемочная группа высадились в Мумбаи в самом конце сезона муссонов и периодические проливные дожди значили, что приходится снова учитывать волю стихии. Съемки ночной сцены и без влияния погодных условий были чрезвычайно сложными. Протагонист и Нил должны были пробраться в охраняемый пентхаус в 20-этажном здании, чтобы добыть важную информацию. Но попасть туда можно только снаружи. Коттл вспоминает: «Мы рассматривали несколько вариантов, и я сказал: «А что если они взбегут наверх по стене здания?», а Крис пошел еще дальше: «А если это будет банджи-джампинг, но вверх?» Я ответил: «Почему бы нет?» Но как только я произнес это, то осознал, что Крис не согласится на обманку. Поэтому потребовалась тщательная подготовка к трюку – ведь мы и правда должны будем его исполнить».

Постановщик трюков Коттл и его координатор по оборудованию Крис Дэниэлс прилетели в Мумбаи в разгар сезона муссонов, чтобы сделать точные замеры и понять, какое оснащение понадобится для сцены: «Нам нужно было попасть на высоту 75 метров, поэтому без стропил и фермы было не обойтись», – говорит Коттл. Их возвели на крыше здания из суперпрочного алюминия, они удерживали стропы для подъема актеров, а затем и их дублеров с крыши соседнего семиэтажного здания. Два человека лежат на крыше со связкой из заранее проверенных тросов. «Потом мы нажимаем кнопку, и они «выстреливают» на 20-метровую высоту, где впервые коснутся стены здания, – описывает Коттл. – Как только они это сделают, мы снова притягиваем их, на этот раз – в пункт назначения. Джон Дэвид и Роб снимались в первом отрезке «прыжка» – мы останавливали их на шестиметровой высоте, – поэтому, когда вы увидите актеров, взлетающих вверх, это и правда они». 

СКАНДИНАВИЯ – ДАНИЯ И ОСЛО, НОРВЕГИЯ

В начале фильма Протагонист некоторое время проводит в одиночестве внутри высоченной турбины на ветряной электростанции в открытом море, там он тренируется к своему следующему шагу… и ждет, чтобы узнать, каким он будет. Интерьерные и натурные съемки проходили в реальной турбине ветряной электростанции в Балтийском море у берегов Дании.  

На воде также снимали огромный ледокол, а погода продолжала влиять на логистику. Само судно оказалось слишком велико, чтобы зайти в залив, поэтому встало на якорь в полутора километрах от берега. Актеры, съемочная группа, камеры и другое оборудование переправлялись на него на транспортных судах по неспокойному морю.

В Осло снимали всего один день, в том числе сцену встречи Нила и Протагониста на крыше оперного театра и «драматичный» разговор о взрыве самолета, происходивший на одной из улиц города. 

США – ЮЖНАЯ КАЛИФОРНИЯ

Несмотря на то, что по сюжету драматичный взрыв самолета должен был произойти в Осло, снимали его в Викторвилле, Калифорния, расположенном на юго-западной окраине пустыни Мохаве. Невзирая на стремление Нолана снимать «вживую» даже самые взрывные сцены, именно этот эпизод он изначально собирался сделать с помощью макетов и визуальных эффектов, понятным образом полагая, что взрывать настоящий самолет будет чересчур. А получилось наоборот, Эмма Томас рассказывает: «Мы посчитали и оказалось, что дешевле купить списанный самолет, чем строить его макет и полноразмерный салон для съемок интерьера». 

Нолан, Кроули и Хэйслип поехали в аэропорт Викторвилля, где старые пассажирские самолеты ждали отправки на металлолом. Нолан выбрал Боинг-747. Забавно, что, чтобы его взорвать, сначала им нужно было его починить. Скотт Фишер объясняет: «После списания с самолета снимают тормоза и другие запчасти, поэтому первым делом мы заменили тормоза, потому что в нашем случае главным было вовремя его остановить».

Создателям фильма нужно было разрешение от аэропорта и компании «Боинг», ведь она построила борт и именно ей принадлежали ангар и другие объекты, необходимые для съемок. «По сюжету самолет должен был проехать над машинами и по ним, посшибать фонари, врезаться в здание, а затем вспыхнуть. То есть ровно то, что аэропорт не хотел бы видеть на своей территории, – признает Хэйслип. – После того, как мы уговорили их, нам предстояло убедить «Боинг», что мы не повредим ангар и стоящий там авиапарк. Мы попросили физиков все просчитать, уточняя, если самолет весит столько, то какая у него тормозная сила, если он движется с такой-то скоростью, как быстро и где он остановится. Мы показали «Боингу», что если мы нажмем кнопку здесь, то самолет проедет 7 метров и остановится вот тут, и они согласились».  

Самолетом управляли из грузового отсека. Фишер говорит: «Мы категорически отказались от идеи сажать кого-то в кабину, чтобы люди находились как можно дальше от зоны возможного столкновения и пиротехники». 

«Роль» терминала аэропорта в Осло «сыграл» терминал международного аэропорта Лос-Анджелеса. 

Самые запутанные события ДОВОДА разворачиваются в заброшенном городе в России, в его съемках участвовали три отдельные локации. Натуру снимали на закрытой шахте в пустынном городе-призраке Игл-Маунтин. Натан Кроули говорит: «Нам нужны были разрушенные здания на пустыре.  Этакая Сибирь без деревьев и другой растительности».

Помимо постройки еще нескольких полноразмерных зданий команда Кроули сконструировала и то, что он назвал «макратюры» – большие модели, которые использовали для создания измененной перспективы, чтобы и так немаленькая съемочная площадка казалась поистине огромной. Кроули объясняет: «С помощью измененной перспективы можно обмануть зрителя. Можно сделать вид, что объекты уходят вдаль, но это иллюзия. Вообще-то это старый прием, но зеленый экран почти вытеснил его, а мы предпочитаем натуру. Почему бы нет? Создавать что-то интереснее, поэтому если мы можем это сделать, мы делаем, если нет – полагаемся на коллег из департамента визуальных эффектов». 

Помимо нескольких ведущих актеров в Игл-Маунтин приехали все каскадеры и сотни статистов. При всей сложности снимаемых экшн-сцен, тяжести погодных условий и требованиях к физической подготовке исполнителей у Джорджа Коттла было важное условие при подборе статистов: «Мы знали, что нужно набирать бывших военных, потому что им предстояло носить форму с полной амуницией и вооружением по десять часов в сутки в пустыне. Такое требует определенного настроя». Помимо этого, им пришлось бегать по холмистой местности, усыпанной камнями и обломками бетонных стен, уворачиваясь от детально распланированных взрывов.

Некоторые интерьерные съемки сцен в Игл-Маунтин были сняты в 16 павильоне студии Warner Bros., известном тем, что там располагается огромный танкер с водой. «Нам нужны были высокие потолки 16 павильона – танкер позволял начинать строительство с глубины 6 метров ниже уровня пола, – объясняет Кроули. – Мы просто не могли бы возвести эту площадку в других павильонах. Он подходил лучше всего». 

IMAX

Кристофер Нолан поставил картину по собственному сценарию, снимая как на камеры IMAX®, так и на 70-мм пленку. Больше десяти лет назад он первым стал использовать IMAX камеры для съемок полнометражного фильма, и он продолжает открывать новые перспективы. Нолан и оператор-постановщик Хойт ван Хойтема большую часть экшн-сцен снимали именно на камеры IMAX. Больше, чем они снимали раньше, и как подозревает ван Хойтема, чем кто-либо другой: «Мы отсняли почти 500 000 метров пленки IMAX и точно побили наш собственный рекорд. Не скажу наверняка, но буду очень удивлен, если для какого-то другого фильма было отснято больше». Нолан добавляет: «Вместе с нашими партнерами из IMAX и Panavision нам удалось улучшить наш подход к работе с камерами, сделать ее проще и удобнее». 

Особенности сюжета требовали и технологического прорыва в самой технологии IMAX. Ван Хойтема поясняет: «Мы хотели, чтобы камера снимала реверсом, так нам удалось бы добиться того, чего мы бы никогда не получили, снимая обычным образом. У IMAX камер очень мощные моторы, но в то же время они требуют очень высокой точности. И они не были созданы, чтобы снимать реверсом. В компании IMAX нам очень помогли, вместе с нами работая над новым инженерным проектом, чтобы изменить механику и электронику и позволить нам снимать и так, и так».

Актеры были поражены, насколько искусно ван Хойтема орудует достаточно массивными IMAX камерами вручную. «Надо отдать ему должное, – говорит Вашингтон, – эти камеры совсем не легкие, а он всегда рядом, в центре событий. Они с Крисом всегда на ногах, поэтому и я думал: «Я не могу чувствовать усталость, не могу присесть, пока стоят эти двое». Паттинсон со смехом соглашается: «У Криса просто потрясающий организм, мне кажется он выживает исключительно на чае «Эрл Грей». Просто образец стойкости».   

«Я надеюсь, что ДОВОД даст зрителям причину пересмотреть свое отношение к экшн-фильмам, в особенности к шпионскому жанру, − заключает Нолан. − Я хочу подарить им возможность взглянуть на него иначе, чтобы они почувствовали тот восторг, который я испытывал от такого кино в детстве. Мы хотим убедить зрителей, что экшн-сцены могут быть непредсказуемыми. Мы действительно думаем, что наш фильм – это аттракцион, с которым они еще никогда не встречались».

Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram

 


18.09.2020 Автор: Артур Чачелов

Источник: «Каро Премьер»

Самое читаемое

«Искусственный интеллект» и «На острие» показали примерно одинаковый результат

Предварительная касса четверга: амбициозные новинки проиграли комедии «Непосредственно Каха»

Подробнее
Минкультуры подбирает организации нового директора

Фонду кино могут сменить руководителя

Подробнее
К защите допущено 58 проектов

Минкультуры опубликовало список участников питчинга дебютантов

Подробнее
Новости от «Централ Партнершип», UPI, «Каропроката», MEGOGO и других

Обзор изменений графика релизов России с 16 по 22 ноября

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru