Раздвигая пространства: как снимаются картины о трансформации миров

Вспоминаем, как создавались лучшие фильмы на эту тему

На российские экраны вышел блокбастер ДОКТОР СТРЭНДЖ, снятый по популярному за океаном комиксу издательства Marvel. Зритель уже давно привык к высокому качеству постановочной части кинопродукции Marvel, но ДОКТОР СТРЭНДЖ способен визуально удивить даже самого искушенного зрителя. Ничего подобного и в таком объеме на экране не было уже очень давно. По уровню сложности и степени визуального воздействия фильм смело можно ставить в один ряд с АВАТАРОМ (2009) и ГРАВИТАЦИЕЙ (2013). Сегодня ДОКТОР СТРЭНДЖ является наиболее вероятным кандидатом на получение статуэтки «Оскар» в категории за лучшие визуальные эффекты.

В честь выхода настолько яркой картины мы решили вспомнить три примечательных голливудских фильма прошлых лет, содержащие сцены с трансформацией пространства, на которые так богат новый проект Marvel.

2001: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ (1968) Стэнли Кубрика

Этот великий фильм интересен сценой пролета через звездные врата, когда астронавт совершает психоделическое путешествие сквозь пространство и время. В комиксе ДОКТОР СТРЭНДЖ есть схожий по смыслу эпизод с парой планов, отдающих дань шедевру Кубрика. Разумеется, технологически эпизоды реализованы по-разному из-за более совершенного инструментария, который доступен современным кинематографистам. Героя Бенедикта Камбербэтча для крупных и средних планов снимали в зеленом павильоне, а для общих – создавали на компьютере.

При воплощении оптического эффекта к фильму Кубрика специалисты имели в своем распоряжении только аналоговые инструменты. В частности, пролет через звездные врата был снят благодаря гению Дугласа Трамбалла, сконструировавшего для картины кран-установку – прототип современной системы управления движением камеры или motion control. Технология получила название slit-scan (сканирование через прорезь – прим. авт.) Камера ставилась на рельсы длиной 4,6 метра, по которым медленно и плавно двигалась вперед и назад. Две стеклянные панели размером 1,5x3 метра каждая размещались друг напротив друга. Их специалисты могли двигать горизонтально и вертикально. При этом ближайшее стекло к камере было почти полностью задрапировано черной материей, за исключением не слишком широкой прорези в ткани. Второе стекло размещалось сразу же за первым. Его подсвечивали графическим изображением. Таким образом камера снимала через прорезь, и графическое изображение заполняло собой полностью кадр. Оператор двигал камеру, фиксирующую один кадр на длительной выдержке, до конца рельс. Съемка повторялась вновь и вновь, и каждый раз стекло с рисунком перемещали горизонтально или вертикально. Так получилось смазанное психоделическое изображение лучей разного цвета.  

НАЧАЛО (2010) Кристофера Нолана

Незаурядный фильм этого британца в свое время поразил очень многих кадрами сворачивания улочек столицы Франции в огромный куб. Эпизод был создан средствами компьютерной графики в студии Double Negative, с которой Кристофера Нолана связывают длительные профессиональные и дружеские отношения. Основная съемочная группа работала в Париже параллельно с представителями второй группы, которая фотографировала и сканировала жилые кварталы. Собранная информация была использована для создания трехмерной модели требуемого района города. Люди, автомобили и деревья, находившиеся на внутренней поверхности куба, также создавались в графике. Предварительно сцена прошла через превизуализацию. На площадке Кристофер Нолан демонстрировал трехмерный аниматик актерам, чтобы им было проще себе представить, что происходит в кадре. В фильме ДОКТОР СТРЭНДЖ архитектурные искажения вышли на новый уровень, но влияние НАЧАЛА все равно ощущается.  

ЛЮДИ ИКС: АПОКАЛИПСИС (2016) Брайана Сингера

В этом фильме нас интересует сцена спасения Ртутью детворы из взрывающегося здания школы. Эффект замедления не новаторский прием в кинематографе, но в этой картине, как и в ДОКТОРЕ СТРЭНДЖЕ, слоу-мо смотрится максимально эффектно. В производстве подобные сцены отличаются повышенной сложностью и «съедают» огромное количество времени. Например, эпизод из ЛЮДЕЙ ИКС длится чуть более трех минут, но одни лишь его съемки заняли около трех месяцев без учета времени, потраченного на создание компьютерной графики. Актеров, как и взрывы, снимали на высокоскоростную камеру Phantom, но в отдельности, чтобы на этапе композитинга совместить элементы в единую композицию. Зависание учеников в воздухе снималось с применением системы тросов. Часть обломков и пламени генерировалась на компьютере в астралийской студии Rising Sun Pictures. Взрыв холла и вовсе представляет собой полностью компьютерный план. Но оно того стоило. Без сомнения, в фильме этот эпизод – один из самых впечатляющих. А в ДОКТОРЕ СТРЭНДЖЕ подобных эпизодов сразу несколько.


29.10.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Мультфильм претендует на рекорд среди оригинальной анимации

Предварительная касса четверга: «Молокосос» – босс российского кинопроката

Подробнее
Виталий Милонов углядел содомию в еще одном фильме от WDSSPR

Депутат потребовал запретить «Могучих рейнджеров»

Подробнее
Теперь это фильм для аудитории 18+

«Могучим рейнджерам» ужесточили прокатный рейтинг

Подробнее
«Живое» работает в рамках ожиданий, а «Рейнджеры» пока буксуют

Касса четверга: «Босс-молокосос» стартует с 69,7 млн рублей

Подробнее

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100