Где и как снимали фильм «Под водой»

Локации, декорации, спецкостюмы и спецэффекты

Лучшие жанровые фильмы всегда так или иначе связаны с реальностью. C самого начала фильм ПОД ВОДОЙ был задуман как невероятная смесь научной фантастики, экшна, ужасов и юмора, но его события вполне могли бы происходить в недалеком будущем. Проект начал свое путешествие на экран как новаторская идея от сценариста Брайана Даффилда, участвовавшего в создании второй части серии о Дивергенте. Первоначальный сценарий Даффилда сразу же привлек внимание опытной команды из компании Chernin Entertainment. Они быстро увидели скрытый потенциал в истории неудавшейся подводной исследовательской экспедиции и ситуации, когда персонажи должны выдержать невероятные испытания, чтобы выжить в этой беспощадной среде.

Фильм снимался в Новом Орлеане, в трех съемочных павильонах и на нескольких локациях, но съемочная группа столкнулась с серьезными трудностями. «Один из самых сложных моментов заключался в том, что основную часть времени в фильме наши герои проводят, перемещаясь по дну океана, – рассказывает продюсер Дженно Топпинг. – Это означало, что нам нужно было придумать, как убедительно показать, что наши герои действительно под водой. Для этого мы использовали комбинацию визуальных эффектов, подлинного нахождения актеров под водой и технологии, специально разработанной для съемок».

Режиссер Уильям Юбэнк работал в тесном сотрудничестве с оператором Бояном Бацелли и художником-постановщиком Наманом Маршаллом, чтобы создать эффект погружения, способный перенести актеров в замкнутое пространство, в котором разворачивается весь сюжет. Для Маршалла все усложнялось тем, что большинство декораций буровой установки «Кеплер» − коридоры, комнаты для скафандров, рубки управления, жилые помещения − должны были иметь такую конструкцию, чтобы их можно было трясти, затапливать водой или поджигать, а потом их еще часто приходилось полностью переделывать, перекрашивать и перестраивать, чтобы они могли использоваться как комнаты для скафандров выведенной из эксплуатации станции «Робак», которая дает последний шанс на выживание попавшему в ловушку экипажу. Важно было, чтобы декорации и «Кеплера», и «Робака» выглядели потрепанными и изношенными, как будто они уже много лет находились на дне океана.

Наман Маршалл описывает визуальную эстетику фильма как «прошлое будущего», а продюсер Тония Дэвис добавляет: «Визуально здесь присутствуют элементы, вызывающие ассоциации с научной фантастикой, стилем хэви-металл и анархией. Планировалось, что фильм должен оставлять ощущение чего-то утилитарного, обжитого, немного панк-рока, немного футуристичности». Маршалл также хотел усилить ощущение клаустрофобии и замкнутого пространства, создавая декорации с очень низкими потолками. «Я даже покрыл стены изоляцией, чтобы они казались ближе, − говорит он. − Мне хотелось убрать большие пространства».

Первая сцена фильма ПОД ВОДОЙ своей динамикой сразу определяет тональность фильма с точки зрения темпа и стиля. Впервые мы видим Нору в раздевалке экипажа перед началом катастрофы: стоит какая-то напряженная тишина, и появляется ощущение приближающейся опасности. «Мне было важно, чтобы это была раздевалка, потому что с первой сцены нельзя понять, где ты находишься, − поясняет Маршалл. −  Мне понравилась идея, что это может быть раздевалка в средней школе или колледже либо это происходит в каком-то общественном здании, чтобы просто поиграть с приглушенными тонами и представить зрителям Нору в этой обстановке».

После того как станция «Кеплер» разрушится и в нее хлынет вода, зрители быстро смогут представить себе огромные размеры этой буровой установки, спроектированной для возможного размещения от 30-ти до 60 человек, с помещениями для экипажа, кафетерием и командным центром, который служит диспетчерской. 

«Центр управления замышлялся как очень замкнутое пространство, мы хотели, чтобы оно было загроможденным, с множеством мониторов, − рассказывает Маршалл. − Я думаю, что у нас было в целом более шестидесяти мониторов в декорации, а декорация была не больше, чем, представьте себе, 16 на 20 футов. У нас были очень низкие потолки, и мы вставили туда световую витрину, чтобы все могли собраться вокруг. Это был тот момент, когда мы действительно встречаемся со всеми в одной комнате. В этот момент мы знакомимся с нашими героями».

Декорации были сконструированы и покрашены таким образом, чтобы можно было использовать технологию съемки dry-for-wet. Технология также использовалась в фильме ФОРМА ВОДЫ Гильермо дель Торо, она предусматривает съемку сцен фильма, которые должны происходить в воде, в сухом павильоне, а не, например, в огромных резервуарах. Во время съемок специальные световые эффекты помогают создать иллюзию полномасштабной водной среды в павильонах, которые можно заполнить туманом для усиления эффекта. Актеры (или их дублеры) выполняют движения на тросах или на специальных креплениях, чтобы казалось, что они плавают. На этапе постпродакшна используются современные визуальные эффекты для создания внешнего вида сцен, полностью разворачивающихся под водой, с выполненными на компьютере волнами, пузырьками воздуха и разными частицами. 

«Мы снимаем фильм о событиях на дне океана, но на самом деле мы не на дне океана, поэтому, чтобы добраться туда, мы используем множество технологий, как не очень сложных, так и высокотехнологичных − визуальные эффекты, компьютерные эффекты, специальные эффекты, − поясняет режиссер. − В принципе, если вы можете себе что-то представить, мы скорее всего уже используем это».

Для сцен, в которых персонажи переходят из сухой среды (например, внутренней части буровой установки), допустим, на морское дно, специалисты съемочной группы построили специальные переходные резервуары, способные вместить десятки тысяч галлонов воды. Одна декорация, которую называли «лунный бассейн», поднималась с помощью специальных лифтов на верх резервуаров, позволяя актерам погружаться в воду при съемке отдельных кадров. «Это помещение, предназначенное для того, чтобы перенести вас из сухой среды на дно океана, − говорит Маршалл. − Вы спускаетесь по этому лифту в барокамеру, а потом, когда добираетесь до дна, двери открываются, и вы можете выйти на дно океана».

На всем протяжении съемок очень важную роль играло освещение. Оператор Бацелли и его команда управляли светом и тенями на съемочной площадке дистанционно, корректируя каждую деталь по мере необходимости. 

Технология dry-for-wet также существенно повлияла на то, как актеры двигались в определенных сценах и как выполнялись трюки. Координатор трюковых съемок Марк Рейнер отвечал за проектирование специальных креплений и других устройств, предназначенных для имитации силы притяжения и особенностей ходьбы под водой. «Когда я впервые прочитал сценарий, то был в полном восторге, потому что здесь огромное количество динамики, − говорит Рейнер. − Когда Уилл сказал, что мы будем много снимать, используя технологию dry-for-wet, я был немного удивлен. Когда отвечаешь за координацию трюков, обычно ожидаешь море энергичных движений, безумную скорость, но в этом случае, пытаясь организовать действие под водой, я понял, что нам, наоборот, придется все замедлить, и это будет не так просто».

«Первоначально мы собирались предложить актерам носить специальные крепления на коленных и локтевых суставах, чтобы замедлить их движения для имитации перемещения под водой, − продолжает Рейнер. − Но как только мы надели скафандры, все получилось довольно аутентично, движения давались действительно тяжело и медленно. На мониторах они и без дополнительных приспособлений выглядели так, будто двигаются под водой. Со скафандрами нам всем пришлось повозиться. Они выглядят правдоподобно, но определенно создавали проблемы всем, даже каскадерам. Оказалось тяжело висеть на тросе и ждать, пока будет готова камера или свет. Ты висишь в воздухе, и на тебе еще сотня фунтов».

Костюмы для дайвинга Poseidon, которые члены экипажа носят, когда находятся вне герметичной среды станций, были разработаны и созданы известной компанией Legacy Effects с пониманием того, что в одних сценах они останутся сухими, а в других попадут в воду. «Мы следили за тем, чтобы костюмы были как можно более легкими и мобильными, − говорит о своей работе главный технический дизайнер компании Ричард Лэндон. − Но мы также должны были сделать их таким образом, чтобы в них можно было погружаться в настоящую воду, а затем иметь возможность продолжать работу, чтобы костюмы при этом не набирали воду».

Это стало проблемой, поскольку более легкие материалы, такие как вспененный полиуретан или поролон, поглощают воду так же, как губка. Лэндон и его команда придумали своего рода жесткую конструкцию, как экзоскелет, наподобие различных жестких скафандров, используемых NASA. Команда Legacy сделала жесткие пластиковые версии костюмов с использованием 3D-принтеров; были созданы формы для отдельных частей костюмов, и они изготавливались с использованием этих форм. В основном было два размера − один для мужчин и меньшая версия для женщин, хотя каждый костюм подгоняли под конкретного актера.

В общей сложности было изготовлено девять костюмов − по одному для каждого из главных актеров, трюковые костюмы для Кристен Стюарт и Джессики Хенвик и один дополнительный служебный трюковый костюм для мужчин-актеров. Скафандры, весившие от 30 до 50 килограмм, могли выдержать погружение в воду и подвешивание к потолку. Чтобы помочь актерам выдерживать вес, внутрь костюмов были встроены поддерживающие ремни по типу рюкзачных, а наплечники, ремни и ремни безопасности также помогали распределить вес более равномерно.

«Я носила по пятьдесят килограмм на спине каждый день, − говорит Кристен Стюарт. − Я и двух шагов не могла сделать, чтобы не вспотеть. Это было очень тяжело физически. Но в сюжете были такие моменты, которые вы не могли прочувствовать без каких-то первобытных ощущений, которые вызывала вся эта атмосфера, и это было то, чего я действительно ждала. Здесь нельзя притвориться. Я не хотела делать вид, что задыхаюсь или очень напугана. Я смотрела на это как на испытание».

«В первый день, когда я надел костюм, первая мысль была, что я не доживу до конца съемок, потому что просто не смогу, − добавляет Джон Галлахер-младший, сыгравший Смита. − Потом мы поняли, что все так себя чувствуем, и нам нужно придумать, как это пережить. На съемочной площадке было много импровизации, мы просто пытались разобраться, как будем носить эти вещи. Но потом видишь на мониторе кадры, как Кристен Стюарт идет в воде в этом костюме, и все классно смотрится. Это так поразительно, что ты думаешь: ладно, я должен выдержать это потому, что если это выглядит так круто, оно того стоит».

Чтобы обеспечить подсветку лиц актеров, костюмы оснащены сложной проводкой с шестью различными каналами освещения внутри шлема: два фонаря для щек, два надбровных фонаря и один − так называемое забрало, который имел подсветку как на левой, так и на правой сторонах. У скафандров также были небольшие электронные дисплеи на спине, имитирующие мониторы процентного содержания кислорода в воздухе .

Свет позволил создателям фильма добавить тонкие визуальные подсказки к сценам. «Если они хотели добавить немного зеленого, например, чтобы вода была мутная, или немного красного, чтобы сделать сцену более интенсивной, они могли это сделать, − говорит Лэндон. − И есть пара сцен, где пришлось выключить весь свет, потому что приближается злодей и герои находятся на дне океана».

Для сцен, где персонажи сталкиваются лицом к лицу с неведомыми существами из глубин и вынуждены сражаться, были разработаны специальные переносные рельсовые пушки, которые бутафор Эд Бораш-младший описывает как «степлер на гиперстероидах». Все отделы внесли свой вклад в то, чтобы члены этой команды стали реально крутыми подводниками.

После завершения основных съемок в Новом Орлеане Уильям Юбэнк и супервайзер визуальных эффектов Блэр Кларк начали длительный и интенсивный рабочий процесс в Лос-Анджелесе совместно с компанией по визуальным эффектам MPC (Moving Picture Company). Команда, отвечающая за визуальные эффекты, должна была создать впечатление, что все действие происходит под водой, будь то обеспечение реалистичности движения самой воды или поддержание соответствия движений персонажей с движениями тела на такой невероятной глубине.

Компания MPC также отвечала за оживление ужасных подводных существ. Клингер соединяет в себе черты кальмара и моллюска, он быстро двигается, у него гротескный хищный вид, а полупрозрачный Призрак больше похож на медузу. Наконец, огромный Левиафан, невидимый до последних драматических сцен фильма, сочетает в себе элементы обоих существ, чтобы предстать настоящим морским чудовищем. 

«Левиафан по сути представляет собой гнездо или хозяина для сотен и сотен Клингеров, − говорит помощник продюсера Джаред Пуррингтон, который также был художником-раскадровщиком фильма и ранее уже работал с Уильямом Юбэнком над картиной СИГНАЛ. − Поскольку эта штука такая массивная, они прикрепляются сами. Левиафан выступает для них как эпицентр. Он такой большой, он сам по себе − целая экосистема».

Эти существа не только пугают своим видом, но также добавляют веса к основной теме фильма ПОД ВОДОЙ. «В фильме есть момент, который немного касается одной темы, о которой уже давно говорят: гордыня человека и чувство, что мы можем просто пойти и исследовать любую часть природы без каких-либо последствий, − говорит актер Джон Галлахер-младший. − Эти люди в каком-то смысле слишком глубоко копают, заходят очень далеко, заглядывают под все эти камни. Никто не знает, что там можно найти».

«Это захватывающий триллер о последствиях присвоения вещей, которые вам не принадлежат, потому что мы истощаем нашу Землю, − рассуждает о фильме Кристен Стюарт. − Это история борьбы и выживания группы людей, которые действительно не знают друг друга, но в конце концов связаны между собой, просто потому что они − люди».

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен    


21.04.2020 Автор: Артур Чачелов

Самое читаемое

Самая успешная из новинок «Авангард: Арктические волки» лишь на пятой строчке

Предварительная касса четверга: в лидеры неожиданно вырвался «Довод»

Подробнее
Она руководила направлением кинотеатральной дистрибуции и изданием «Бюллетеня кинопрокатчика»

Мария Вогт покидает ГК Planeta Inform

Подробнее
И принял в свою киносеть еще один российский кинотеатр

Eurimages принял решение поддержать несколько российских кинопроектов

Подробнее
Обещано больше контента, дублированного на русский язык

Netflix получил русскоязычную локализацию

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru {C}