top banner

Как снимали фэнтези «Эбигейл»

Локации, декорации и спецэффекты

Изначально у продюсеров фильма ЭБИГЕЙЛ возникла идея сделать зрелищную сказку. Чтобы придать истории оригинальности, режиссер ленты Александр Богуславский решил совместить жанр фэнтэзи с антуражем стимпанка. «Мы хотели снять сказку и долго думали о том, какой она должна быть, − рассказал Александр Богуславский. − В итоге мы пришли к идее показать девушку, которая верит, что ее отец жив, и встречает в сером суровом мире много волшебства и магии. Даже в том городе, в котором она живет и где, казалось бы, ничего хорошего нет, она находит выход из сложившейся ситуации».

Микс стимпанка с антуражем Европы 30-х годов абсолютно уникален для мирового кинематографа. «Было уже много разного волшебства в кино, разной магии: хотелось найти что-то оригинальное – то, чего раньше не было, отказаться от стандартных волшебных палочек и тому подобного, − рассуждает Александр Богуславский. – Мы подумали, что если совместить эти две вещи вместе, то получится что-то новое, оригинальное и необычное, и, мне кажется, нам это удалось.

При создании фильма Александр Богуславский вдохновлялся лучшими образцами мирового фэнтези. «В том числе, конечно, и ГАРРИ ПОТТЕРОМ, – признается режиссер. – Это прекрасное произведение, отличные фильмы. Тем не менее от них мы старались уходить и по сюжету, и по персонажам, и по визуальному решению. Старались придумать что-то свое, оригинальное. Например, когда мы писали сценарий, как раз вышел британский сериал ВВС «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», где снимался Эдди Марсан, задействованный и в нашем проекте. Мы очень вдохновились и этим сериалом – он нас буквально взбудоражил». 

В фильме много компьютерных эффектов, которые выглядят весьма реалистично. «У нас есть концепт-художники, которые многое нарисовали еще до съемок, − рассказал Александр Богуславский. – Мы понимали, как будут выглядеть какие-то основополагающие вещи, их отыгрывали актеры, мы снимали так, чтобы потом их вставить в кадр максимально органично. Мне кажется, в нашем фильме зритель будет отличать живое и неживое. Понятно, что вся магия, которая будет в фильме, нарисована. И она у нас разная: есть сказочная, а есть более агрессивная, которую используют в боях. Присутствует дирижабль, на котором путешествуют герои. И еще много магических объектов: замки, сейфы, различные стимпанковские механизмы. В большей степени, конечно, это касается непосредственно магии, которая исходит из энджинов − волшебных орудий героев, которые мы сделали настоящими, живыми, но при этом они потом дорабатывались с помощью компьютерной графики». 

Волшебные приспособления в фэнтезийном мире ЭБИГЕЙЛ компенсируют отсутствие научно-технического прогресса. «Суть в том, что в городе, где многие вопросы решаются с помощью магии, нет потребности в развитых технологиях, – объясняет Александр Богуславский. – А те, которые есть, – достаточно простые механизмы, необходимые лишь для того, чтобы сфокусировать магию. Эти устройства – проводники магии – называются «энджины» (engine)». 

Энджины – один из самых главных предметов гордости режиссера. «Мы придумали, что для каждого показанного в фильме волшебства должен быть свой энджин – свой прибор, который из себя выплескивает ту или иную магию, − рассказал Александр Богуславский. − Если ты хочешь лечить, то тебе нужен один энджин. Если ты хочешь сражаться – другой. Если хочешь за счет магии, например, переместить предмет – нужен третий энджин. Если хочешь взлететь, должен быть четвертый. Поэтому каждый маг в фильме всегда с собой имеет несколько энджинов, которые спрятаны в одежде или закреплены на поясе. И магия, которая исходит из энджинов различного «назначения», тоже разная. Это такие стимпанковские приспособления, которые были изобретены еще давно-давно, до нашей истории, которые запрещены в городе, но, естественно, есть у наших повстанцев, как и у их антагонистов».

Изготовление энджинов оказалось довольно трудоемким процессом. «Сначала несколько месяцев их концепты разрабатывал наш талантливый концепт-художник Алексей Воробьев, − продолжает Александр Богуславский. − Это была кропотливая работа, мы долго искали, как они должны выглядеть. Затем над созданием этих приборов параллельно работали три мастерских. Потом результаты их работ соединялись и на финальной стадии дорабатывались компьютерной графикой. Вот такое наше волшебное ноу-хау, которого раньше не было в кинематографе, связанном с магией». 

Помимо энджинов в фильме присутствуют и более традиционные стимпанк-устройства, к числу которых относится монокль, используемый актером Риналем Мухаметовым. «Его герой – Норман, немой от рождения, но очень талантливый конструктор магических устройств, − объясняет Александр Богуславский. – Он конструирует энджины, поэтому ему нужна специальная оптика. Монокль Нормана дает специальное видение». 

Работа над фильмом продолжалась более двух лет. «Мы какое-то время писали сценарии, потом готовились и в несколько блоков снимали фильм, – делится Александр Богуславский. – В первую зиму мы начали достаточно поздно, а натурных сцен у нас было много. В итоге сразу все зимние сцены мы не успели снять, и нам пришлось ждать следующую зиму. Это была главная причина, по которой съемки немного растянулись, но, с другой стороны, нам это пошло на пользу, потому что мы монтировали блоками и могли сразу видеть, чего не хватает, что хотелось бы добавить – и это делали».

Работу над компьютерной графикой для фильма осуществили специалисты компании «CJ-студио». Совместно с режиссером и сценаристами они подключились к проекту в конце 2017 года на этапе препродакшна и формирования идеи и концепции фильма. Наиболее плотная и трудоемкая работа шла над основными стимпанк-элементами ленты, магическим городом и фантастическими персонажами. 

«Мы придумывали, как будет выглядеть фея, как будет выглядеть дирижабль, разрабатывали разнообразные виды магии: бытовая и боевая магия, магия для воздействия на предметы, а также разнообразные магические щиты и барьеры, − рассказывают специалисты «CJ-студио». – Вместе с режиссером мы постоянно находились в творческом поиске, так как фильм очень концептуальный. Многое видоизменялось в процессе создания, обрастало новыми деталями».

Основные трудности в работе над спецэффектами были связаны с тем, что жанр стимпанк в блокбастерах у нас практически не освоен. «У нас в фильме есть парящая в воздухе крепость – Небесный Форт, который сам по себе является громадным стимпанк-механизмом. А еще дирижабль с паровым двигателем и, конечно, энджины – магическое стимпанк-оружие, – продолжают представители «CJ-студио». – Что касается фэнтези, то действие происходит в вымышленном городе, где есть магия на любой вкус и цвет. В городе живут волшебники, есть настоящая волшебная Фея, а героев ждут удивительные и опасные приключения». 

Город в фильме окружен границей, однако никто не пытается ее пересечь. Жители убеждены в том, что стена создана для защиты от эпидемии страшной неизлечимой болезни, которая бушует за границей города. Специалисты из «CJ-студио» создали причудливую границу − башни с прожекторами, которые служат смотровыми вышками. За основу были взяты старинные здания Таллина, которые наделили особой магической атмосферой, добавив к ним свет, дымы, снег. Многие локации пришлось достраивать при помощи компьютерной графики. К их числу принадлежит специальный ангар, где совершают посадку огромные дирижабли. В фильме также есть магический лес, полностью созданный с помощью компьютерной графики.

Довольно причудлив полностью созданный при помощи графики трехмерный персонаж – Фея. Поиск ее образа на этапе концепта оказался мучительным и долгим. Художники сделали ее весьма необычным существом – чем-то средним между человеком, животным и насекомым. В результате был достигнут оптимальный баланс между отталкивающим и милым образом.

Особый предмет гордости специалистов из «CJ-студио» составляют дирижабли. Модель этих летательных аппаратов содержит много деталей, а ее размер отражает реальные габариты: 250 метров в длину. Попасть в город или выбраться из него можно только по воздуху. Дирижабли используют власти города и инспекторы Отдела Безопасности. 

При создании антуража города специалисты «CJ-студио» вдохновлялись находящейся под пятой тоталитарных режимов Европой 30-х годов. Костюмы созданы Татьяной Патрахальцевой, двукратным лауреатом премии «Золотой орел». Кроме того, использовались автомобили 1920–1930 годов. Часть из них создана с помощью графики, так как общие планы города на 70% являются смоделированными на компьютере, поэтому настоящие автомобили в подобном антураже выглядели бы неестественно.

Многие сцены фильма снимались ночью, поэтому приходилось изобретательно подсвечивать персонажей и предметы, чтобы создать засветки от будущих магических выстрелов. Плотное сотрудничество шло со светобазой, работники которой собирали световые приборы разных размеров – для засветок на лица, одежды и локации. 

Главными источниками вдохновения для создателей фильма послужила эстетика вымышленного мира сериала «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», фильм ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ, ретро-стилистика ФАНТАСТИЧЕСКИХ ТВАРЕЙ, образ оккупированного города из фильма ВОРОВКА КНИГ, реалистичная сказочность ЛАБИРИНТА ФАВНА.

«Все наши силы были направлены на то, чтобы любой зритель по достоинству оценил графику, − говорят представители «CJ-студио». – Многие склонны недооценивать значение компьютерной графики в современном кино, тем не менее сейчас она используется практически в любой кинопродукции. Просто не вся графика должна быть заметна невооруженным глазом. В каких-то сценах она должна выглядеть максимально зрелищной, а где-то ее стоит подать настолько деликатно, чтобы зритель и не догадывается о ее существовании». 

Показанный в фильме ЭБИГЕЙЛ мир не имеет аналогов в реальности. Поэтому при его создании режиссер и продюсеры самое пристальное внимание уделяли локациям. В зависимости от специфики эпизода съемки велись и в окрестностях Санкт-Петербурга, и на «Мосфильме». «На «Мосфильме» красиво и в то же время проще с точки зрения логистики и организации производства, но фактура в Петербурге, конечно, богаче», − рассказывает Александр Богуславский.

Часть сцен фильма снимались под Петербургом – в Гатчине. В частности, там сняты Резиденция Отдела Безопасности, а также таинственные подземные ходы под городом – разветвленная сеть древних тоннелей, которые тоже сыграют свою роль в истории. «Подземные ходы, которые мы снимали в Гатчине, были построены в XVIII веке специально для того, чтобы можно было прямо из Парадных залов спуститься в подвалы и выйти к озеру, − рассказывает режиссер. − Тоннель, облицованный натуральным известняком и освещаемый четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах, смотрится очень таинственно. Мы снимали также в самом Петербурге, на заводе «Красный треугольник». Старинные краснокирпичные полуразрушенные корпуса − очень энергетически заряженное и мистическое место, поэтому именно там мы снимали «Улицу Изгоев» – место в городе, где по сюжету скрываются люди с магическими способностями, которых ищут инспекторы».

При выборе локаций фильма иногда происходили почти мистические совпадения. Так, штаб-квартира повстанцев была снята в культовом питерском кинотеатре «Спартак». «Нам показалось это символичным, − признается режиссер. – Спартак был руководителем восстания, а кинотеатр известен своими уникальными кинопоказами, в том числе и шедевров маэстро итальянского кинематографа, французского нуара, классики Голливуда». Здание было построено в конце XVIII века как Лютеранская церковь Святой Анны, что волне соответствует духу нашей картины. Однако для создания необходимой атмосферности все эти интерьеры и экстерьеры в картине дорабатывались средствами компьютерной графики. 

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram 


24.08.2019 Автор: Артур Чачелов

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее