Как снимали сказку «Красавица и Чудовище»

Декорации, локации, костюмы и спецэффекты

Основная часть съемок картины проходила на студии Шеппертон под Лондоном и на нескольких натурных площадках в Великобритании с мая по август 2015 года. На этой студии снимались такие легендарные картины, как ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ и ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН, поэтому она стала идеальным местом для такого большого проекта. Здесь нашлась огромная натурная площадка и достаточно павильонов для того, чтобы построить большие декорации. Всего понадобилось 27 площадок.

Хотя фильм художественный, в нем также есть достаточно много анимации и компьютерной графики. Кинематографистам было важно снять как можно больше реалистично выглядящих кадров, так как массивные и детальные декорации отличают кинокартину от анимационного фильма. Павильонные декорации сканировались и сохранялись в компьютере в 3D для создания цифровых анимированных роликов (превизуализаций) до начала съемок, чтобы лучше планировать расположение камер и света.

За визуальную составляющую фильма отвечала художник-постановщик Сара Гринвуд. Она пыталась воссоздать европейский дух, свойственный великим романтическим голливудским кинофильмам. Более 1000 человек работали почти круглосуточно, чтобы построить на огромных площадках декорации и добавить в них невероятное количество деталей, сделанных вручную. 

Сказочный город Вильнёв, где живут Белль и ее отец, был построен на натурной площадке на студии Шеппертон. Для создания этого пейзажа, расположившегося на 2 тысячах 600 квадратных метрах, Гринвуд и ее команда черпали свое вдохновение, глядя на фотографии деревни Конк в Южной Франции. В городе, который назван в честь автора оригинальной сказки «Красавица и Чудовище» Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнёв, есть домик Белль, школа, магазин платьев, таверна, церковь и городская площадь.

Художественное подразделение провело много месяцев, исследуя архитектуру и интерьер того времени, чтобы создать замок Принца/Чудовища. В итоге у них получилось совмещение разных архитектурных стилей, но в основном преобладает французский рококо, который превалировал во Франции в сороковых годах восемнадцатого века и который можно увидеть в таких знаменитых строениях, как Версальский дворец. «Рококо – это французский архитектурный стиль с большим количеством декоративных элементов, – говорит Гринвуд. – Он был популярен не так долго, так как из-за своей чрезмерности стоил очень дорого, но этот стиль серьезно повлиял на нас в процессе создания фильма».

Главная разница между этим замком и замком в анимационном фильме в том, что здесь он эволюционирует. Гринвуд объясняет: «Замок в анимационном фильме не меняется со временем. Так как тут мы работали над художественным фильмом, мы могли показать реакцию замка на колдовство с течением времени. Так как он создан в стиле рококо, все очень пышно, но довольно органично, а дальше мы хотели показать в дизайне, что после колдовства он растет и растягивается, и это влияет на декоративные узоры, сад, архитектуру и лепнину».

Бальный зал замка – еще одна большая декорация. Пол площадью 1000 кв. м сделан из искусственного мрамора, орнамент на нем основан на дизайне потолка в бенедиктинском монастыре в городе Браунау, в Германии. Зал украшают 10 стеклянных люстр, размером 2х4 м, вдохновением для создания которых служили люстры из Версаля. Художники покрыли их инеем, а в подсвечники вставили свечи. Спальня Белль, как и бальный зал, расположена в непострадавшей от колдовства части замка. Такая комната понравится любой девушке – это идеальная сказочная спальня. Западное крыло, где часто скрывается Чудовище, – это эпицентр колдовства. Там правит итальянский стиль барокко – более зловещий и мрачный. Библиотека дворца похожа по дизайну на знаменитую библиотеку в Португалии. Это одна из центральных площадок, играющих роль в истории, – она символизирует жажду к знаниям и важную роль книг в развитии воображения. Пол площадью 600 кв. м сделан из искусственного мрамора. В библиотеке тысячи книг, созданных специально для фильма.

Волшебный лес, окружающий замок Чудовища, был построен в самом большом павильоне студии Шеппертон. Его площадь 3000 кв. м. Лес, который создавался 15 недель, включает в себя настоящие деревья, живые изгороди, замороженное озеро, ледяные ворота высотой 8 метров, а также 20 тысяч сосулек. «Все площадки по-настоящему волшебные и роскошные, – говорит продюсер по спецэффектам Стив Гауб. – Сара и ее команда сработали прекрасно. Все сделано в стиле старого Голливуда. Это было важно, потому что мы хотели снять нечто классическое, что займет достойное место рядом с оригиналом».

Создание костюмов для сказочного мира – это непростая задача, но с ней художник по костюмам Жаклин Дюрран справилась блестяще. Ее подразделение состояло из вышивальщиков, шляпников, ювелиров, колеровщиков и художников по росписи ткани. Все они начали работать за три месяца до начала съемок. Дюрран разработала все – от деревенских костюмов для всех жителей Вильнёва до сложных бальных платьев, которые носят 35 дебютанток на балу у Принца. Но самым сложным было создание платья Белль, в котором она танцует с Чудовищем в бальном зале замка. Из-за того что героиня в первую очередь ассоциируется с этим легендарным желтым платьем, процесс его создания был длинным. Долго обсуждалось, как оно будет выглядеть, какой оттенок иметь, из какого материала его шить.

«Было изначально ясно, что в нашем фильме оно будет желтым, так как мы отдаем дань классической анимационной картине, - рассказывает Дюрран. – Но мы попытались заново интерпретировать его, сделать более объемным, добавить больше текстуры, чтобы оно выглядело как вполне реальный наряд». В итоге платье создали из нескольких слоев легкой как перышко атласной органзы, окрашенной в желтый цвет (всего 40 метров). Ткань была разрезана кругами, а чтобы сшить платье ушло 900 метров нити. На двух верхних слоях напечатали сусальным золотом узор, который похож на пол бального зала в стиле рококо. Кроме того, наряд был украшен 2160 кристаллами Swarovski. По сюжету Мадам де Гардероб взяла позолоту с потолка спальни Белль и украсила ею платье. На создание наряда ушло около 12000 часов работы, помимо этого было сшито еще несколько копий. Причем в данном случае нельзя было использовать корсет, потому что Эмма Уотсон должна была свободно двигаться. 

Костюм Принца в первой сцене фильма, разработанный Дюрран, состоит из камзола и жилета, украшенных тысячами кристаллов Swarovski, которые затем были отсканироваы подразделением спецэффектов и перенесены на Чудовище, наряд которого был также создан при помощи компьютера.

Фильм «Красавица и Чудовище» – четвертая совместная работа оператора Тобиаса Шлисслера с режиссером Биллом Кондоном. И хотя производство фильма было непростым, тут был большой простор для творчества. Шлисслер использовал разное оборудование для съемок – от технокрана до дрона, который оператору приходилось постоянно настраивать. Обстановка на площадке располагала к экспериментам. Иногда оператор копировал движения камеры в анимационном фильме, иногда действовал по-своему. Например, все помнят кадры из музыкального номера «Чудовище и Белль», где камера летит над Белль и Чудовищем и поднимается вверх, к потолку бального зала. Шлиссер сделал тот же проход краном, но потом направил объектив на деревянные музыкальные инструменты, висящие на стенах бального зала, когда они волшебным образом оживают и начинают играть. 

Съемки яркого музыкального номера «Вы наш гость» были непростыми с технической точки зрения. Его снимали целый месяц, шесть месяцев до этого велась подготовка, а затем год ушел на обработку сцены. Действие происходит в обеденном зале дворца, который оформлен как сцена. Это самая театральная декорация в фильме. Все элементы в сцене были реальные и снимались при помощи технокрана, крана и специального светового оборудования, прежде чем специалисты по компьютерной графике смогли анимировать и доработать номер в постпродакшене. «Переплетение между операторской работой и компьютерной графикой в этих сценах потрясает, – рассказывает сопродюсер Грег Йолен. – Мы построили фойе и бальный зал дворца. Они реально были воссозданы в двух павильонах. А Тобиас точно знал, где ставить камеру и как лучшим образом снять картинку. Он смог передать всю глубину этих двух декораций, и у зрителей возникает ощущение, что они на самом деле находятся там».

Один из ключевых факторов успеха адаптации фильма «Красавица и Чудовище» заключался в образе Чудовища. Заколдованный Принц должен был выглядеть достоверно и при этом вызывать у зрителей сочувствие. Совсем недавно технологий для создания Чудовища таким, каким его хотели видеть кинематографисты, еще не существовало. Чтобы создать реалистичное Чудовище в окружении реальных декораций и при этом передать игру Дэна Стивенса, необходимо было использовать несколько разных технологий захвата движений. Также была использована система захвата мимики MOVA. Когда было необходимо снять движение в сценах, где Чудовище общается с другими актерами в реальных декорациях, Стивенс вставал на ходули и надевал костюм с наложенными мускулами, а сверху – серый облегающий костюм. В сценах, где Чудовище взаимодействовал с анимированными слугами, Стивенс был в сером трико с индикаторами, улавливающими движения. Несмотря на не очень удобные костюмы, актеру удалось сыграть сложный комплекс эмоций, что было важно, ведь на Чудовище – вся романтическая линия, он является эмоциональным центром истории.

Кроме того, Стивенс отдельно отыгрывал сцены лицом, а движение мышц улавливали при помощи технологии MOVA. Это происходило в отдельной студии. Во время этой работы на лицо Стивенса прикреплялись накладки, которые становились синими при ультрафиолетовом свете. Затем актера снимали с нескольких камер, которые окружали его, чтобы уловить каждую точку на его лице. Специальное оборудование и программное обеспечение MOVA затем переводили игру актера в цифровой формат.

«Это было особенно сложно, – вспоминает Стивенс. – Нужно было вспоминать уже снятые сцены и работать только лицом, без тела. Неважно – диалог это или нет. В один из дней мне надо было отыграть лицом всю сцену в бальном зале. Это было довольно интересно».

Все предметы домашнего обихода, которые волшебным образом оживают, имеют свои человеческие характеристики и свою личность. Кордон относился к ним как к реальным актерам во время производства. Предметы действуют наравне с людьми и часто взаимодействуют с ними. Работа была трудоемкой и долгой по времени.

Финальный материал, который зрители видят на экране, вполне реален и снят на камеру, а затем доработан специалистами по спецэффектам в процессе постпродакшена. Чтобы идеально вписать в кадр героев в реальных декорациях, были созданы монолитные модели каждого героя. Всех, от красиво расписанного заварочного чайника до позолоченного подсвечника в стиле рококо, художники создали в мельчайших деталях, чтобы они соответствовали тому, что зрители видели в анимационном фильме. У моделей были копии, а также резиновые версии для сцен, где работали каскадеры. А когда и Кондон, и команда, занимавшаяся спецэффектами, остались довольны внешним видом моделей и их пропорциями, объекты выставлялись в декорациях и снимались в сценах.

Для Стивенса сцены общения Чудовища с домашними предметами требовали воображения. Актер объясняет: «Я заходил в кадр и говорил с Люмьером. На самом деле я говорил со светодиодной лампочкой на палочке и слышал голос Юэна. Нам приходилось делать много странных вещей».

При создании каминных часов, Когсворта, которого играет Иэн МакКеллен, для основания была использована полиэфирная смола, которая была покрашена золотой краской. Экстерьер был позолоченным, а циферблат изготовлен из меди. Стрелки двигались так же, как у настоящих часов, чтобы тиканье и движение гирек выглядело естественно.  Канделябр Люмьер (Юэн МакГрегор) – один из немногих предметов, который мог раскрыться: он мог двигать подобием рук и ног, поэтому кинематографисты хотели добавить персонажу как можно больше качеств, свойственных актеру. МакГрегор танцевал и двигался так, как ему казалось, мог бы делать это Люмьер, а его действия были перенесены на его героя при помощи технологии захвата движений.

«Создание Люмьера было непростой задачей, потому что мы хотели, чтобы он двигался, но при этом нельзя было забывать, что он – позолоченный подсвечник, – рассказывает продюсер спецэффектов Стив Гауб. – Когда у нас появилась 3D модель персонажа, которая всех устроила, мы воссоздали его, используя процесс быстрого прототипирования: это, когда из компьютерного файла в формате 3D производится точная модель из полиэфирной смолы, чтобы можно было физически увидеть и потрогать этот подсвечник».

Тот же самый процесс использовали при работе над Миссис Поттс (Эмма Томпсон): она была создана на компьютере, затем была изготовлена форма и отлит заварочный чайник. Чтобы оживить Мадам де Гардероб (Одра МакДональд), был создан реальный, очень красивый и очень большой шкаф, который был оборудован так, чтобы он мог двигаться. Дополнительные спецэффекты, например, те, что зрители видят в сцене, где Гардероб шьет платье Белль и наряжает ее, были добавлены на этапе постпродакшена.


17.03.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Disney

Самое читаемое

Об этом объявлено в ходе пресс-конференции на «Кино Экспо 2017»

Крупнейшие дистрибьюторы объединились в Ассоциацию

Подробнее
Она возглавит департамент по кинопрокату

Елена Шнеерсон присоединилась к команде «Вольги»

Подробнее
Лидером проката остался хоррор «Оно»

Предварительная касса уикенда: «Напарник» пока проигрывает «маме!»

Подробнее
Она отвечала за репертуарное планирование

Елена Захарова покидает сеть кинотеатров «Каро»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100