top banner

Как снимали «Дюнкерк»

Локации, декорации, трюки

Действие фильма происходит в разные временные интервалы на земле, воде и в воздухе, а значит, и для съемок нужны были разные стихии.

Одним из самых важных решений было снимать на месте грандиозных событий, произошедших почти восемь десятилетий назад. При подготовке к съемкам на земле предстояло решить задачу, присущую лишь данной локации. Создателям фильма пришлось прочесать местность в поисках неразорвавшихся снарядов, покоящихся глубоко под песками. Исполнительный продюсер Джейк Майерс рассказывает: «Мы знали, что департамент специальных эффектов будет производить здесь контролируемые взрывы, поэтому нам пришлось все тщательно обследовать, чтобы ничего не пропустить, даже шальную пулю. К счастью, мы ничего не нашли».

Куда сложнее было восстановить то, что осталось от восточного мола, до его же состояния в 1940 году. Чтобы тот мог противостоять силе океана, департамент художника-постановщика Натана Кроули поставил его на деревянные опоры толщиной 35х35 см, с помощью баржи медленно протягивая его вглубь моря. Кроули говорит: «Где-то 180 метров уже стояли, нам оставалось достроить еще 150. Грандиозное предприятие, нам потребовалась помощь города, порта и дноуглубительных компаний. А поскольку фильм мы снимали «вживую», нужно было сделать так, чтобы корабли согласились швартоваться фактически к декорации. Тяжело снимать натурные объекты». 

Погода тоже давала о себе знать, к удивлению создателей картины: те надеялись, что в начале лета на побережье Франции будет замечательно. Съемочный график частично совпал с годовщиной эвакуации, проходившей с 27 мая по 4 июня. Но если в решающие дни операции в 1940 году погода была на удивление спокойной, то на съемки «Дюнкерка» обрушились всевозможные природные напасти. Один шторм был настолько силен, что сорвал обшивку свежепостроенного мола. 

«Море знатно побушевало, – вспоминает Кроули. – Единственный плюс – каждый раз, когда вода отрывала доски от пирса, она выбрасывала их в одном и том же месте пляжа. Поэтому мы точно знали, где они лежат, подбирали и крепили обратно. Вот такой вот вечный ремонт».

Нолан всегда старался использовать ненастные погодные условия на съемках, конечно, если это не подвергало опасности актеров и съемочную группу. «Ирония в другом: мне вечно повторяют, что мне везет на погоду, хотя на самом деле все с точностью до наоборот, – смеется режиссер. – С этим нужно просто смириться, и тогда ты строишь свою удачу сам. По правде говоря, иногда лучшие кадры получаются в самых сложных условиях». 

Погода не единственное, что влияло на береговую линию. Прилив стал почти столь же значительной проблемой для съемок, что и для эвакуации в 1940 году. Помимо мола команде Кроули предстояло возвести еще и альтернативный способ захода в море. Художник-постановщик говорит: «Тогда солдаты сооружали самодельные пирсы, загоняя грузовики в воду и выстраивая их в ряд. В итоге мы тоже построили пирс из грузовиков… заодно узнали, насколько это было непросто».

Учитывая, что на пляже находились актеры и сотни людей из массовки, супервайзер специальных эффектов Скотт Фишер и его команда тщательно проработали все взрывы, которые должны были изображать бомбардировку. «Пляж песчаный, но на нем множество камней и обломков, – говорит Фишер. – Ради безопасности присутствующих нам приходилось выкапывать ямы, закладывать туда заряды, а затем засыпать просеянным песком, чтобы избежать разбрасывания осколков при взрыве».

Одеть актеров и статистов в униформу доверили художнику по костюмам Джеффри Курланду. Работа костюмеров началась с масштабных исследований: «Мы читали книги, залезали на  eBay, покупали журналы того времени. Просмотрели множество старых новостных репортажей и нашли потрясающие рассказы очевидцев. Мы собрали огромное количество материала и показали его всем, не только нашему департаменту, потому что мы искренне хотели все делать правильно». 

Несколько сцен на воде были сняты в Ла-Манше недалеко от Дюнкерка, большая же часть эпизодов с Moonstone снималась в Нидерландах на мелком искусственном озере Эйсселмер. Нолан поясняет: «Мы отправились туда по предложению Хойта. На озере не бывает высокой воды, поэтому мы могли бросить якорь и не волноваться о приливах и отливах. Глубина его колебалась от 3,5 до 4,5 метров, но выглядело оно как открытое море, просто спокойное». 

Конструкция лодки с камерой была «взята» с авто, которое использовалось для съемок Бэтмобиля в фильмах ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ. Джейк Майерс комментирует: «Мы нашли большой катамаран, установили на него восьмиметровый гиростабилизированный телескопический кран. Он был очень маневренным и позволял снимать камерами IMAX почти у самой воды. Эту платформу мы использовали почти для всех съемок на воде».

Чтобы собрать все необходимые для съемок корабли и лодки, Натан Кроули сотрудничал с опытным морским консультантом Нилом Андреа. Вместе они смогли найти десятки сохранившихся судов того времени из девяти различных стран. Среди них были три минных тральщика, плавучий госпиталь и 107-метровый французский эсминец Maillé-Brézé, правда, без двигателя, поэтому его пришлось буксировать из Нанта, где он с 1991 года числился музейным экспонатом. 

Для съемок была куплена 12-метровая яхта 1939 года постройки – она должна была «сыграть» Moonstone мистера Доусона. Ван Хойтема вспоминает, что сложнее всего было таскать на плече огромные большеформатные камеры в крошечном качающемся кораблике.  

Съемки в Ла-Манше или на озере предполагали, что все вспомогательные департаменты также будут находиться на воде, сбиваясь в своеобразный флот. Помимо ботов с камерами в него входили лодки службы безопасности, гримеров, стилистов, костюмеров и т.д. Но если на земле выйти из кадра по команде режиссера – проще простого, то на воде процесс занимал куда больше времени. Эмма Томас рассказывает: «Каждый раз, когда мы снимали в заданном направлении, всем этим лодкам приходилось перемещаться, чтобы не попасть в кадр. Забавное зрелище». 

В день самых масштабных съемок на море – а то, как малые суда пересекают пролив, снимали целую неделю, – в Ла-Манше «столпилось» 62 судна. Создатели фильма бесконечно польщены, что среди них были и те, что в 1940 году отправились из Англии спасать солдат с берегов у Дюнкерка. Все эти годы они находились под патронажем Ассоциации малых судов Дюнкерка. Свой исторический маршрут повторили Caronia, Elvin, Endeavour, Hilfranor, Mary Jane, Mimosa, MTB 102, New Britannic, Nyula, Papillon, Princess Elizabeth и RIIS I.

При подготовке к съемкам в воздухе Нолан сам летал на «Спитфайре». Чтобы передать яростную напряженность воздушных боев, режиссер снова вышел за рамки того, что, как считалось, можно отснять «вживую», особенно на большеформатные камеры. Он замечает: «Сегодня, в эпоху камер GoPro, люди привыкли видеть экстремальные трюки с очень необычных ракурсов. Это бросает мне вызов как режиссеру – нужно показать самолет 1940 года так, чтобы достучаться до современных зрителей. Мы хотели увидеть небо глазами пилота, но снять его на камеры IMAX. Установить эту махину в кабину «Спитфайра» было непросто, но мы справились».

Однако в первую очередь нужно было найти самолеты. Натан Кроули обеспечил съемочную группу тремя «Спитфайрами» и испанским HA-1112 Buchón, чтобы тот «сыграл» немецкий  ME-109s, более известный как «Мессершмитт». Нолан признается: «Нам пришлось пойти на некоторые отступления от исторической правды ради визуала. Например, у нашего мессера желтый нос, хотя такой расцветки у этих самолетов тогда еще не было. Но так зрителям проще отличить своих от чужих». 

Постановщик трюков Том Стразерс придумал, как использовать Як-52, двухместный советский самолет, очень напоминающий «Спитфайр». Такая схожесть позволила Кроули «переодеть» его под легендарный британский истребитель, крупным планом снимая актеров в кабине. 

Для съемок воздушных боев пилоты действительно летали на различных самолетах, маневрируя вплотную друг к другу. Нолан рассказывает: «Скорости были огромные, пилотам пришлось пройти долгую подготовку на земле, потому что в воздухе переговариваться почти невозможно – слишком шумно».  

Сначала супервайзер визуальных эффектов Эндрю Джексон вместе с Ноланом составил карту каждой «небесной» сцены. На ее основе пилоты перед взлетом обсуждали каждый эпизод с Ноланом и ван Хойтемой. «Мы проговаривали, как мы его видим и что должно получиться в итоге, – говорит режиссер. – Затем пилоты между собой раскладывали все по полочкам и вставали в нужное построение, притворяясь самолетами – буквально. Они иногда даже руки разводили, будто это крылья. Человеку со стороны вся ситуация показалась бы очень странной. Но после пары полетов с этими ребятами быстро осознаешь, что это абсолютно четкий и эффективный способ убедиться, что каждый в группе точно знает, где должен находиться. В этом и смысл».  

И пусть успешные идеи помогли отснять воздушные сцены, не все кадры в кабине с Харди и Лоуденом можно было запечатлеть в полете. Нолан настаивает: «Мы исходили из того, что зеленый или синий экран мы использовать не будем. Мы хотели получить такие кадры, где фоном выступают настоящее небо в естественном освещении и настоящая вода, когда смотришь на нее с нужной высоты». Для этого съемочная группа получила разрешение разместить специально созданную управляемую платформу с Яком на объекте береговой охраны США на высоком мысе в Калифорнии. С высотной платформы мы имели возможность снимать актеров, «летающих» на самолетах. Затем смонтировали получившееся с отснятым в настоящих полетах материалом, что придало сценам нужную степень достоверности. Так у нас получились полноценные воздушные бои», – продолжает режиссер.

Когда основной съемочный процесс подошел к концу, Нолан связался со своими давними коллегами монтажером Ли Смитом и композитором Хансом Циммером для завершения работы над картиной. Нолан рассказывает: «Необычный ритм повествования усиливался музыкой. Она казалась единой композицией, звучащей на протяжении всего фильма. Звуковые эффекты и несинхронный ход времени вплелись в музыку Ханса».    

Дизайнер звука и супервайзер звукомонтажа Ричард Кинг записал звучание мотора Moonstone и других кораблей и отправил на студию Циммера. Смит объясняет: «Они смиксовали его так, чтобы шум двигателей все время нарастал. А еще Ханс записал тиканье наручных часов Криса, а затем обработал его. В комбинации с музыкой звучит невероятно драйвово». 


23.07.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Каро Премьер

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 марта 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Позывной «Пассажир» уступил «Командиру»
Подробнее
Минюст РФ признал актера Семена Трескунова* и режиссера Романа Либерова* иноагентами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Позывной «Пассажир» стартовал со второй строчки
Подробнее
Касса четверга: «Онегин» продолжает лидировать
Подробнее
Минкультуры призвало увеличить число компаний – лидеров отечественного кинопроизводства
Подробнее
Сборы «Вызова» в Китае за первый месяц проката могут достигнуть $7 млн
Подробнее
Официальная касса России: «Онегин» показал лучший старт среди проектов братьев Андреасян
Подробнее
Суд отклонил иск к Виктору Хориняку на 8 млн рублей
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 14–17 марта
Подробнее
Как здорово, что все мы здесь сегодня
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 14–17 марта 2024 года
Подробнее
Госдума нашла решение для ограничения выплат вознаграждений по авторским правам иноагентам
Подробнее
Российская драма «Просточеловек» получила награду на фестивале в США
Подробнее
Кристофер Нолан уже приступил к работе над новым фильмом
Подробнее
Андрей Кончаловский запустил культурологическое исследование «Это мы. Родные люди»
Подробнее
ФНС приостановила банковские операции компании «Телеспорт Груп»
Подробнее
Стали известны номинанты второй премии Художественного театра
Подробнее