Где и как снимали фильм «Последний богатырь: корень зла»

Локации, декорации, грим и спецэффекты

Идея ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ в своем первоначальном варианте была сформулирована много лет назад, когда компания Disney впервые обратилась к режиссеру Дмитрию Дьяченко с предложением снять современную киноисторию на русском былинном материале. Даже название тогда фигурировало – «Меч-кладенец». И хотя проект не состоялся, несколько лет спустя к идее сделать увлекательный приключенческий фильм для детей вернулись, теперь уже – в партнерстве с Yellow, Black and White. В результате на экраны российских кинотеатров вышла картина, для которой, по словам Дьяченко, взяли известных персонажей, знакомых каждому с детства, и взглянули на них под другим углом.

На создание сценария второго фильма (его написанием, как и прежде, занялась команда сценаристов сериала «Кухня» и фильма КУХНЯ В ПАРИЖЕ Василий Куценко, Игорь Тудвасев, Димитрий Ян и Павел Данилов, под руководством Виталия Шляппо) ушло около двух лет. Работать над продолжением начали в 2017 году, сразу после окончания съемок первой части.

«Мы учли прежде всего, что в первом фильме зрителям, возможно, не хватило представления самого этого места – Белогорье, – рассказывает Дмитрий Дьяченко. – Мы глубоко проработали мифологию параллельного мира и характер главного героя, который развивается как личность. Превращаясь в богатыря, обретая сверхчеловеческую силу, он фактически превращается в другого себя».

В новом фильме развиваются не только характеры героев – развиваются обстоятельства, в которых проявляются их характеры, подчас самым удивительным образом, обманывая зрителей в ожиданиях и преподнося сюрпризы. 

Если в первом фильме Белогорье снималось в основном в предгорьях Кавказа, то ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА потребовал более широкой географии съемок. «Чтобы было интереснее следить за героями, которые непрерывно путешествуют, чтобы максимально разнообразить пейзаж», – говорит Дмитрий Дьяченко.

Герои непрерывно перемещаются во времени и пространстве, спускаются под землю и поднимаются в воздух – и в выборе локаций чувствуется тоже сказочный, или скорее голливудский масштаб: съемочная группа перемещалась между Подмосковьем, Карелией, Пермским краем и снова Кавказом, где недалеко от Сочи, в Сочинском Национальном Парке были найдены захватывающие дух горные панорамы и живописные реликтовые леса. По словам художника-постановщика фильма Григория Пушкина, на юг отправились с целью найти роскошную фактуру, которой нет в средней полосе. В прошлый раз, когда готовились к первому фильму, поиск был удачным, и сейчас постарались найти локацию где-то примерно в том же регионе, но в другом месте – не хотелось повторяться.

Город в Белогорье, где, провалившись в сказочный мир, впервые обнаруживает себя Иван, и где происходит значительная часть действия второго фильма, построили под Москвой, в районе Химок. Григорий Пушкин добавляет: «Было очень трудно найти подходящее место, чтобы выстроить на нем Белогорье. Это должен был быть реальный ландшафт, с горками и отсутствием на горизонте современных домов. Нам просто повезло – мы нашли такое место, и все построили с нуля.  Частично фильм снимался там, под Москвой, частично на студии, в декорациях».

О процессе создания столицы сказочной страны рассказывает 3D-художник Максим Ваваев: «Мы разработали программу, которая позволила нам сначала конструировать элементы для домов, потом – дома из этих элементов, а потом уже весь город, начиная с самый маленьких невзрачных домиков, до больших красивых трехэтажных дворцов с разноцветными крышами. Все как в жизни – чем ближе к центру, тем выше и богаче, чем дальше – тем попроще. Вручную сделать такую работу невозможно, и мы прибегали к технологиям, которые позволили нам автоматизировать процесс. Это процедурное моделирование, с помощью нейронных сетей, в результате которого появляется живой город – с домами, улицами, деревьями, колодцами, коновязями и так далее. Там не должно было быть повторяющихся домов – они могут быть похожими, с повторяющимися элементами, но каждая постройка уникальна». 

Создатели утверждают, что по степени сложности компьютерной графики, созданной для фильма, картин, равных ПОСЛЕДНЕМУ БОГАТЫРЮ: КОРЕНЬ ЗЛА в России пока нет.  Рассказывает Анатолий Тур, арт-директор визуальных эффектов: «Обычно у нас есть кадр, в который мы вставляем трехмерного анимированного персонажа. Тут же мы столкнулись с тем, что для одного кадра часто нужно было совмещать два или три изображения. Например – есть актриса, которую сняли на хромакее, есть панорама города, над которым она пролетает, и нужно совместить изображения с двух камер. Они не совпадают, нужно их подобрать. К тому же, мы применяли абсолютно новый для нас вид оборудования – на съемках этого фильма было много панорамных съемок с использованием коптера. За коптер на съемках отвечали два человека. Один управлял камерой, которая на нем установлена, второй – собственно коптером. И синхронизировать их действия было очень сложно, приходилось учиться в процессе. Но результат мне нравится!».

Особое внимание уделялось созданию волшебных персонажей. Например, Водяной, как и Колобок, полностью созданы средствами компьютерной графики. Во втором фильме Водяной как будто оказывается на периферии сюжета, но все равно это – запоминающийся образ. Эта субстанция создана с начала до конца фантазией художника фильма Григория Пушкина, – и тем не менее, Водяного сыграл живой артист. Сначала сняли одетого в специальный костюм Сергея Бурунова – он «прошел» в живую все стадии роли, потом на основе готовых кадров создали макет персонажа, дополнили его мышцами, суставами, способными двигаться под кожей. После этого снова вступает в действие артист, который начитывает полностью все буквы русского алфавита и всевозможные сочетания букв. Дальше звучащие слоги и буквы соединяют в текст роли, и артист заново начитывает – и проигрывает – всю роль целиком. При этом на лбу у него в это время висит камера, снимающая мимику, которые затем методами компьютерной графики переносятся в кадр.

«Процесс усложняло и то, что мы вынуждены были отказаться от практики, принятой в американском кинематографе, где камера обычно вешается на актера сразу, и одновременно пишется звук и снимается изображение – рельеф лица, гримасы, – объясняет Дмитрий Дьяченко. – Съемки проходили не в павильоне, а в очень разных, чаще всего труднодоступных местах, и мы решили разделить этапы – сначала снять Сергея Бурунова, потом отдельно записать звук».

Художник-постановщик Григорий Пушкин считает самым сложным с точки зрения кинопроизводства персонажем Чудо-Юдо. Как и в случае с Водяным, эту роль также исполнял «живой артист», на которого потом «надевали» компьютерную графику. Этот артист − Александр Семчев. 

В фильме есть еще и рыба-кит. Она обретает новые способности, и становится подвластной богатырской руке – пусть для руления этим чудищем и требуется недюжинная сила. О создании кита рассказывает 3D-художник Максим Ваваев: «Это не обычный кит, это сказочный персонаж, гигантский, сделанный из разных интересных материалов.  Для нас главным было, чтобы в эпизодах с ним, от общего плана, к самому близкому, где стоят наши герои, изображение не теряло в качестве. Вручную это отрисовать было невозможно, ну ли пришлось бы потратить огромное количество ресурсов. Поэтому пришлось придумывать технологии, с помощью которых можно было бы взять любой масштаб – чтобы, например, можно было подлететь камерой к его глазу и посмотреть, как сужается его зрачок. Чтобы понять масштаб: зрачок этого сказочного кита размером примерно с футбольный мяч, так что можно себе представить размер всего существа. Примерно 160 метров в длину».

Особое место в картине занимает Избушка на курьих ножках. Художник-постановщик фильма Григорий Пушкин особенно гордится тем, что избушка на съемках являлась полноценной декорацией: «Конечно, мы не стали делать механических бегущих курьих ног. С помощью компьютерной графики их сделать дешевле и быстрее. Но целиком нарисованных конструкций у нас не было – это была настоящая изба, с реальными предметами, реальной архитектурой».

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram


04.01.2021 Автор: Артур Чачелов

Источник: Disney

Самое читаемое

Disney Studios перенес выпуск нескольких российских проектов

У фильма «Майор Гром: Чумной доктор» изменилась дата выхода

Подробнее
Банк «Траст» списал со счетов «Синема парка» 450 млн рублей

Крупнейшей сети кинотеатров России грозит банкротство

Подробнее
Список состоит преимущественно из кинопроектов от Netflix

Названы самые популярные у пиратов в России фильмы 2020 года

Подробнее
Они утверждают, что музыка в фильме не оригинальна и «очень низкого качества»

Российские кинокомпозиторы возмутились номинацией «Союза спасения» на «Золотого орла»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru